Путешествие в зимнюю сказку. Чтение слов и предложений с изученными буквами

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах;

Задачи: закрепить умения проводить звуко-буквенный анализ слов, совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения; развивать речь, фонематический слух, внимание, продолжать формировать умение работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос; воспитывать бережное отношение к природе; оценивать свою деятельность.

Оборудование: снежинки, на которых изображены буквы; сугробы с напечатанными словами, рисунки, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

1. Включение в деятельность.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Отгадайте, где я была в выходной день.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)

– Посмотрите на доску, вот какой лес я увидела во время прогулки. Приложение. (Слайд 2)
– Я хочу поделиться с вами впечатлениями от прогулки, чтобы вы тоже, хотя и в воображении, но совершили путешествие в зимнюю сказку.
– Чтобы не замерзнуть я оделась теплее. Догадайтесь, что было одето на мне?

АШПАК (шапка)
ЕЛАВНИК (валенки)
КУБША (шубка)
ЖАРЕВИК (варежки)

2. Развитие речевого аппарата.

– Пока я дошла до леса у меня озябли руки, холодно зимой, вы знаете, как воет вьюга? (Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)
– Потом мороз стал пощипывать лицо. “Губы” и “Хомячок”. (Артикуляционные упражнения.)
– И я стала повторять чистоговорку: (Слайд 3)

Су – са – су – я была в лесу.
Ос – ос – ос – на улице мороз.
Ек – ик – ок – падает снежок.
Ро – ру -ри – на ветках снегири.
Лю – ля – ло – беличье дупло.
До – да – ды – птичьи следы.

3. Актуализация знаний.

Во время прогулки начался снегопад. Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод. У меня они необычные.

О и а у ю м р ж х ч й

– Подумайте, какие снежинки лягут на дом с красной крышей? Почему?
– Какая снежинка лишняя и почему? (“ю”) Когда обозначает два звука? Какие еще гласные буквы, обозначают два звука.
– Какие снежинки окажутся на доме с синей крышей? Почему?
– Какая снежинка лишняя и почему? (“х”) Дайте характеристику звуку.
– Какие снежинки упадут на дом с зеленой крышей? Почему?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Назовите парные согласные звуки.
– Какая буква не обозначает звука? (…) Что показывает мягкий знак?
– Снегопад прекратился. Но сугробов намело много. Посмотрите на сугробы. Давайте прочитает по цепочке то¸ что напечатано на них: 1 ряд – 1 сугроб, 2 ряд – 2 сугроб, 3 ряд – 3 сугроб, вместе с повышением голоса – 4 сугроб.

4. Постановка целей и определение темы урока.

– Скажите, что мы сейчас делали? Встретились новые буквы?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке и что будем делать? (…)

5. Работа по теме урока.

а) Игра “Узнай звук”

– Снега много, поэтому давайте поиграем в снежки. Я буду бросать в вас слово – снежок, если в нем услышите звуки ЙУ, то вы стоите, а если нет, то приседаете. Что вы скажите о сочетание этих звуков? (Буква ю.)

Верблюд, нора, юла, тюльпан, сугроб, вьюга, нос, люди заяц, юг, клюв, книга, крюк.

-

б) Игра “Найди слово”.

– Звук вы слышите хорошо, сейчас проверим, сможете ли вы найти слова среди букв.

Моарегнлпоррзайкашегпровлсзелкаопополторглапа

– Составьте схемы этих слов, поставьте ударение.

                                       

Учащиеся выполняют задание на листочках. Двое учащихся работают у доски, соединяют слово и схему.

сосна
листья
яма
клен
деревья
енот

– Составьте с одним из слов предложение. (…)
– Давайте составим схему предложения.

 

6. Физкультминутка. (Слайд 4)

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
1, 2, 3, 4, 5 надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
1, 2, 3, 4, 5 надо зайке поскакать.
Зайку кто – то испугал,
Зайка прыг и ускакал.

7. Продолжение работы по теме урока.

– Когда я пришла домой, то мне захотелось нарисовать то, что я видела. Посмотрите какие рисунки у меня получились.
– Что вы видите на первом рисунке? (…)
– Какие птицы могут оставить следы зимой? (Слайд 5)

дятел
воробей
сорока
снегирь
сова
клест
ворона
синица
чиж
поползень

– Трудно птицам зимой, как мы можем им помочь?
– Составьте предложение к рисунку.
– Что вы видите на втором рисунке? (…)
– Кто живет в дупле? (…) (Слайд 6)
– Это кладовая у белочки, место, где хранятся запасы. Она в конце лета и осенью готовит себе пищу на зиму. Нередко можно заметить грибы, развешанные на сучках деревьев. Орехи и желуди она рассовывает по дуплам и древесным щелкам. Иногда забывает, где спрятала свой запас, а находят его другие белки или птицы.
– Составьте предложение по рисунку.

Что изображено на третьем рисунке? (Слайд 7)

– Это дятел устроил для птиц столовую. Он не все семена съест, часть рассыпаются вокруг дерева и служат кормом для других птиц.
– Давайте по картинкам составим текст.

В воскресенье я отправилась в лес. (Слайд 8)
На лесной поляне я увидела птичьи следы.
В дупле старого дуба заметила беличью кладовую.
Под деревом дятел устроил птичью столовую.
Домой я вернулась усталая, но довольная.

– А вы знаете как нужно вести себя в лесу? Назовите правила друзей природы.

б) Работа над пословицами.

– Народ у нас внимательный и мудрый много пословиц о зиме сочинил. Давайте познакомимся с ними. Нужно соединить начало и конец, тогда и прочитаете народную мудрость.

Мороз не велик,
Хороший снежок
Зима спросит,
урожай сбережет.
что летом припасено.
да стоять не велит.

(Проверка работы.)

8. Рефлексия.

– Ребята, в начале урока я сказала, что мы отправимся в зимнюю сказку. Что я имела в виду? Почему лес я сравнила со сказкой?

Поэт Иван Захарович Суриков в своем стихотворение “Зима” лес описал так: (Слайд 8)

“…Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…”

– Что же сказка нам поведала на уроке?
– Какие задания запомнились и понравились особо? (Слайд 9)
– Вы сегодня поработали хорошо. Но давайте оценим свою работу. Кому все удалось, кто в работе на уроке допускал ошибки или сомневался в ответе, а кому трудно было отвечать на уроке без помощи учителя.

9. Итог урока.