Информационные модели на графах

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (717 кБ)


Цель урока: расширить представление о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы.

Задачи урока:

  • развивать у учащихся логическое мышление;
  • формировать умения представлять информацию в виде графов;
  • выяснить какое значение имеет граф в области информатики и других наук;
  • научиться строить различные схемы с помощью графов

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, парами.

Оборудование: персональные компьютеры, учебник, раздаточный материал, доступная информация на компьютере.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

– Сегодня на уроке повторим пройденный материал, поработаем с учебником, по рабочей тетради, изучим новый материал, первая группа выполнит практическую работу (слайд 1)
Запишите в тетрадях число 14.03.12 и тему урока: «Информационные модели на графах» (слайды 2, 3)

2. Устная работа

Учитель: Вспомним (слайд 4)

Учитель: Модель – это упрощённая форма реального объекта. Приведите примеры моделей, которые вам известны.

Ответы учеников: Например, модель самолета, глобус, имеющийся в кабинете географии, модель неподвижного блока.

Учитель: Что такое информационная модель? Какие виды информационных моделей нами уже изучены?

Ученик: Информационная модель – это набор свойств, содержащих всю необходимую информацию об исследуемом объекте. Мы изучили такие виды информационных моделей, как таблицы, графики, схемы, диаграммы (слайд 5)

Учитель: Всякую информацию можно представить в любом виде (демонстрируются диаграммы, чертежи, графики, блок-схемы)(слайды 6-8)

Учитель: Все представленные модели облегчают познание и наглядно представляют те или иные объекты.

3. Работа по учебнику:

Учитель: Ребята, откройте учебники на стр. 112 задачу №6 (слайд 9)

(Через 2-3 минуты ученики предлагают свои варианты решения задачи)

Учитель: А теперь посмотрите такое решение (слайд 10)

4. Физкультминутка

– Сейчас немного отдохнем. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Все дышим только носом. Чтобы наш мозг работал нормально и безотказно, надо круглые сутки, даже во сне, дышать только носом.

  • Дыхание носом предохраняет от простуды, микробов.
  • На 15% увеличивает количество вдыхаемого воздуха.
  • И самое главное, резко улучшает деятельность мозга.

5. Изучение нового материала

Учитель: Подумаем (слайд 11). Да! Это можно осуществить с помощью графов (слайд 12) Теория графов – дисциплина математическая, созданная усилиями математиков, поэтому ее изложение включает в себя и необходимые строгие определения. Итак, приступим к организованному введению основных понятий этой теории (слайды 13, 14)

Учитель: Запишите в тетрадях определение графа (слайды 15, 16)

Учитель: Теперь изучим состав графа (слайды 17-21)

Учитель: Графы используются во многих областях практической и научной деятельности людей. С помощью графов часто упрощается решение задач, сформулированных в различных областях знаний: в автоматике, электронике, физике, химии и др. Помогают графы в решении математических и экономических задач (слайды 22, 23). Например: модель управления предприятием (школой, театральным коллективом и т. д.) очень удобно представлять в виде графа; система «Школьный урок», состоящая из следующих элементов: ученик, учитель, учебник, тетрадь, классный журнал, классная доска, мел, парта, учительский стол, классная комната; круговорот воды в природе (слайды 24).

Примеры графов (слайды 25-26), ученики решают устно с объяснением.

Учитель: Работаем по рабочим тетрадям на печатной основе (слайд 27) – РТ. №64, стр.80 Внимательно прочитайте условие и обдумайте решение. Как можно ответить на поставленный вопрос задачи?

Ученики приводят свои решения (верно схема 2)

Учитель: Продолжим знакомиться с графами (слайды 28-29). Дерево – это граф, предназначенный для отображения таких связей между объектами как влажность, подчиненность, наследование и т. п.

6. Практическая работа

– Работа №10, задание 3, стр. 205 (слайд 30). (1 подгруппа работает самостоятельно на ПК)
– Работа 2 подгруппы по рабочим тетрадям на печатной основе (слайды 31-35)

7. Подведение итогов урока

– Проверка практической работы (слайд 36)
– Устные ответы учеников (слайд 37).
– Выставление оценок

8. Постановка домашнего задания: § 2.10 (2), РТ № 60, 61 (стр.78) (слайд 38)

– Спасибо за урок! (слайд 39)