Цель урока: расширить представление о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы.
Задачи урока:
- развивать у учащихся логическое мышление;
- формировать умения представлять информацию в виде графов;
- выяснить какое значение имеет граф в области информатики и других наук;
- научиться строить различные схемы с помощью графов
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: фронтальная, парами.
Оборудование: персональные компьютеры, учебник, раздаточный материал, доступная информация на компьютере.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
– Сегодня на уроке повторим пройденный
материал, поработаем с учебником, по рабочей
тетради, изучим новый материал, первая группа
выполнит практическую работу (слайд 1)
Запишите в тетрадях число 14.03.12 и тему урока:
«Информационные модели на графах» (слайды 2, 3)
2. Устная работа
Учитель: Вспомним (слайд 4)
Учитель: Модель – это упрощённая форма реального объекта. Приведите примеры моделей, которые вам известны.
Ответы учеников: Например, модель самолета, глобус, имеющийся в кабинете географии, модель неподвижного блока.
Учитель: Что такое информационная модель? Какие виды информационных моделей нами уже изучены?
Ученик: Информационная модель – это набор свойств, содержащих всю необходимую информацию об исследуемом объекте. Мы изучили такие виды информационных моделей, как таблицы, графики, схемы, диаграммы (слайд 5)
Учитель: Всякую информацию можно представить в любом виде (демонстрируются диаграммы, чертежи, графики, блок-схемы)(слайды 6-8)
Учитель: Все представленные модели облегчают познание и наглядно представляют те или иные объекты.
3. Работа по учебнику:
Учитель: Ребята, откройте учебники на стр. 112 задачу №6 (слайд 9)
(Через 2-3 минуты ученики предлагают свои варианты решения задачи)
Учитель: А теперь посмотрите такое решение (слайд 10)
4. Физкультминутка
– Сейчас немного отдохнем. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Все дышим только носом. Чтобы наш мозг работал нормально и безотказно, надо круглые сутки, даже во сне, дышать только носом.
- Дыхание носом предохраняет от простуды, микробов.
- На 15% увеличивает количество вдыхаемого воздуха.
- И самое главное, резко улучшает деятельность мозга.
5. Изучение нового материала
Учитель: Подумаем (слайд 11). Да! Это можно осуществить с помощью графов (слайд 12) Теория графов – дисциплина математическая, созданная усилиями математиков, поэтому ее изложение включает в себя и необходимые строгие определения. Итак, приступим к организованному введению основных понятий этой теории (слайды 13, 14)
Учитель: Запишите в тетрадях определение графа (слайды 15, 16)
Учитель: Теперь изучим состав графа (слайды 17-21)
Учитель: Графы используются во многих областях практической и научной деятельности людей. С помощью графов часто упрощается решение задач, сформулированных в различных областях знаний: в автоматике, электронике, физике, химии и др. Помогают графы в решении математических и экономических задач (слайды 22, 23). Например: модель управления предприятием (школой, театральным коллективом и т. д.) очень удобно представлять в виде графа; система «Школьный урок», состоящая из следующих элементов: ученик, учитель, учебник, тетрадь, классный журнал, классная доска, мел, парта, учительский стол, классная комната; круговорот воды в природе (слайды 24).
Примеры графов (слайды 25-26), ученики решают устно с объяснением.
Учитель: Работаем по рабочим тетрадям на печатной основе (слайд 27) – РТ. №64, стр.80 Внимательно прочитайте условие и обдумайте решение. Как можно ответить на поставленный вопрос задачи?
Ученики приводят свои решения (верно схема 2)
Учитель: Продолжим знакомиться с графами (слайды 28-29). Дерево – это граф, предназначенный для отображения таких связей между объектами как влажность, подчиненность, наследование и т. п.
6. Практическая работа
– Работа №10, задание 3, стр. 205 (слайд 30). (1
подгруппа работает самостоятельно на ПК)
– Работа 2 подгруппы по рабочим тетрадям на
печатной основе (слайды 31-35)
7. Подведение итогов урока
– Проверка практической работы (слайд 36)
– Устные ответы учеников (слайд 37).
– Выставление оценок
8. Постановка домашнего задания: § 2.10 (2), РТ № 60, 61 (стр.78) (слайд 38)
– Спасибо за урок! (слайд 39)