"Словоизменение и словообразование". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: формирование понятий «словообразование», « словоизменение»., научить распознавать словоизменение, словообразование.

Задачи: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, побуждение к установлению межличностных отношений, развитие личностных качеств мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групп, для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Проверьте, всё ли готово к уроку.

2. Развитие учебной мотивации

Просмотр фрагмента «фильм 1» – мультфильма «В стране невыученных уроков» – со слов: «... да я ненавижу все эти учебники» до слов «... и задачи решать необязательно»

Как вы думаете, почему он там оказался?
(На слайде – слова пословицы: учиться, пригодится, грамоте, всегда)
– Из данных слов составьте пословицу.
(На слайде правильно составленная пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодится»)
– Как вы её понимаете?
– На каком уроке можно стать грамотнее? (на уроке русского языка)
– Что нужно делать, чтобы стать грамотнее?

3. Обобщение знаний

«Фильм 2» – Мульт. со слов: «... а не отправить нам его в страну невыученных уроков»

– Чтобы не попасть в страну невыученных уроков, нам сегодня придется пройти небольшую дистанцию с героями мультфильма. Дорога будет нелёгкой.

«Фильм 3» – мульт.: «А там есть трудности?»

– А любые ли трудности можно преодолеть?
– Как это сделать?
– Некоторые трудности нам придется сегодня преодолеть вместе с героем мультфильма. Я думаю, что всё получится, если будем работать быстро и дружно.
– Отгадайте загадку: Что это такое:

Край земли у водной поверхности. БЕРЕГ)

(На слайде картинка с изображение берега)

– Назовите орфограммы в этом слове. Запишите это слово вместе с проверочным.
– Запишите родственные слова, выделите корень.
– При помощи каких частей образовались новые слова? (Приставки и суффиксы)

(На слайде: берег-берега, бережок, береговой, набережная)

Как понимаете значение слова: НАБЕРЕЖНАЯ?
– Какое слово в этом ряду лишнее? (Берега) Почему? (Берега это форма слова, изменяется окончание и число. Остальные слова родственные, т.к. при помощи приставок и суффиксов образуются новые слова)
– Что можно сказать об остальных словах? (это слова родственные)
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (словоизменение и словообразование)
– Какие цели поставим перед собой? (научиться различать родственные слова и формы слова)
– Для чего это нужно знать? (чтобы правильно подбирать проверочные слова)
(На слайде – тема урока и цель урока)
– По-моему у нас на пути трудность!
– Давайте при помощи опорной таблицы образуем разные формы этого слова.
(На слайде падежные вопросы. Такие же вопросы на карточках 1. для детей, они изменяют это слово, записывая его на карточке)
– Измените слово по вопросам, запишите его.

Работа по Карточке 1. – дети изменяют и записывают слово берег. (Приложение 4)

(На слайде при помощи анимации появляются слово БЕРЕГ измененное по данным вопросам:

что? – берег
нет чего? – берега
подошёл к чему? – к берегу
вижу что? – берег
любуюсь чем? – берегом
думаю о чём? – о береге)

– Какое действие сейчас производили со словом БЕРЕГ? (Сслова изменяли по вопросам, при этом в слове изменялось окончание)
– Объясните различие между словоизменением и словообразованием?
– Давайте представим это в виде схемы. (1 ученик работает у доски)
– В чём различие этих понятий? (Проверка)

4. Распределение понятий. Работа в малых группах

У детей на столах – карточки 2 – схемы с пустыми блоками: (Приложение 4)

словоизменение...???, словообразование …..???)

На доске – карточки-схемы с пустыми блоками: Словоизменение – …, словообразование – … (Приложение 3)

1 ученик выбирает правильное определение и вставляет соответствующее определение в схему на доске:

Словоизменение – это образование разных форм одного и того же слова. В различных формах одного и того же слова основа одинакова.
Словообразование – это образование новых слов. При помощи слов с другим значением. В однокоренных словах основы различны.)

«Фильм 5» – мульт.: « ...а ты заметил как мы преодолели первую опасность, пора в дорогу»

5. Составление предложения

(На слайде:

В, небо, синий, блещут, звёзды.
Ветер, гулять, море, по, и, подгонять, кораблик)

– Это предложения? Почему? (Нет. Слова не связаны по смыслу)
– Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении? (Изменить окончание)
– Что произошло со словами? (Изменились окончание в словах, произошло словоизменение)
– Кто узнал, из какой сказки эти предложения? (Из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”)
– Записать составленные предложения в тетради и выделить окончания.

(Взаимопроверка тетрадей – по слайду: В синем небе звёзды блещут. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.)

6. Физминутка (Приложение 2)

7. Составление слов

– C нашими героями мы должны продвигаться дальше.

«Фильм 6» – мульт. «...мы должны воспитывать силу воли»

– Это не помешает при выполнении каждого задания.

(На слайде:

сам                          ходить
дрова                      летать
скоро                      сечь
сам                          варить)

Прочитайте.Используя слова первого и второго столбиков, можно ли образовать новые слова?

(Проводится устная фронтальная работа, при данной работе дети чётко проговаривают каждое слово)

– Объясните значение слова СЕЧЬ?

На слайде: Сечь – бить чем-либо гибким, тонким, длинным; хлестать, обычно в качестве наказания (сечь плетьми)

Объясните значение каждого слова.
(На слайде: самолёт, дровосек, скороход, самовар)
– Как образовались новые слова? (При помощи соединительных гласных, из двух основ)
– Чем они особенные? (Это сложные слова)
– Как назовём выполненную операцию? (Словообразованием)
– Докажите.

8. Работа в парах

– На нашем пути опять трудности.

«Фильм 7» – мульт.: «...сможешь открыть замок в страну, ...»

– Справимся с ней, если выполним задание.

Каждая пара получает карточку 3. с набором слов. (Приложение 4)  Распределить слова на две группы.  Записать их в тетрадях:

1 вариант: цари, царевич, царь, царица, царя, царевна;
2 вариант: белка, белки, белочка, беличий, белкин

– По каким признакам были распределены слова? (1 группа – словоизменение, 2 гр. – словообразование)

9. Проверка усвоения материала

– Осталось преодолеть последнюю трудность.Выберите верное утверждение.

На листах  по 2 теста – разноуровневые, выбрать правильный вариант ответа (Приложение 1)

– Проверьте свои работы и выставите себе отметку за данный тест. Критерии отметки вы знаете, кто забыл – воспользуйтесь подсказкой.

(После завершения работы на слайде появляются правильные варианты ответов).

10. Рефлексия

«Фильм 8» – мульт. «Все трудности преодолели...»

– А мы преодолели трудности?
– Какие трудности возникали на уроке у каждого?
– Что было лёгким?
– Мы достигли сегодня цели урока?
(На слайде – показать тему и цель урока)
– Как удобнее работать для того, чтобы преодолеть все трудности?
– Пришло время проанализировать свои знания и работу на уроке. В листке самооценки прочитайте критерии, по которым вы будете оценивать свои знания.

На карточках 5 у детей – «Лист самооценки» (Приложение 4)