Урок математики "Деление многозначных чисел на однозначное число". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)

Загрузить презентацию (801 кБ)


Основные цели:

  • формировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа, к фиксации затруднений по теме «Деление многозначных чисел на однозначное», к выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.;
  • тренировать умение деления углом на однозначное число,  решение задач способом приведения к единице.
  • тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Формирование УДД:

Личностные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи. Определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел на однозначное число.

Регулятивные – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-рефлексия

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к коррекционной деятельности

Цели:

  • создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания учащихся необходимости самостоятельного исправления ошибок;
  • определить тематические рамки урока;
  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Садитесь. Проверьте все ли готово к уроку.

Просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в тридесятом царстве.

– Посмотрите на доску. Знаете ли вы этого героя, побывавшего в тридевятом царстве? (Да, это Вовка).
– О чём он мечтал в начале сказки, когда встретил двоих из ларца, царя, трёх Василис? (Он мечтал ничего не делать, пользоваться благами и богатствами, которые не заслужил…)
– А что он понял в конце? (В конце сказки Вовка понял, что труд приносит истинное удовольствие, радость, является наградой.)
– Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы учимся.) А что значит учиться? (Учить самого себя)
– Очевидно, Вовка хочет сегодня разделить с вами радость от учения. Поможете ему и себе в этом?
– Отправляемся с Вовкой по тридесятому царству.  Перед нами камень.Куда бы вам хотелось отправиться? Почему? А в какую сторону мы пойдём нам подскажет цитата, которую мы должны открыть.

(Сверху камня тучи с выражениями, закрывающие цитату)

– Что написано на тучах? (Выражения)
– На какие группы можно поделить выражения, записанные на доске?
– Какие алгоритмы помогут нам в решении этих выражений?

Дети решают примеры устно.

– А теперь нам нужно , чтобы вышло солнышко и осветило нам путь. Для этого решите задачу.
«За 4 часа Вовка прошёл а км. За какое время он пройдёт в км, если будет идти с той же скоростью?» (в : (а : 4))

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. (И.-В. Гете)

– Это изречение немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте, родившегося в 1749 году.
– Объясните, как вы его понимаете? (Одного желания недостаточно, надо еще делать, иначе не будет того чего хочешь, если знания не использовать, то можно забыть, то, что знаешь.)

Учитель, в зависимости от ответов детей, подводит диалог к цели урока.

– Какую цель вы поставите сегодня? (Применять свои знания при выполнении заданий.)
– А когда вам необходимо в школе применять свои знания? (В контрольной работе.)
– Вы готовы писать сегодня контрольную работу? (Нет. У нас еще есть трудности…)
– Да, вы правы. Сегодня вы будете работать  по теме « Деление многозначных  чисел».

Вывешивается тема урока.

– Скажите, как строится урок, когда вы повторяете материал? (Мы сначала повторим необходимый материал, потом напишем самостоятельную работу, проверим её по образцу и выясним, есть ли трудности. Если трудности есть выясним их причину, попытаемся её устранить. А если трудностей нет, то мы выполним дополнительные задания, а потом сами их проверим.)
– Итак, что вы сейчас будете делать? (Выполним самостоятельно задания)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Цели:

  • организовать повторение алгоритма и эталона  деления многозначных  чисел на однозначное, правила записи и решения в столбик; соотношение единиц измерения длины; эталон решения задач на приведение к единице;
  • активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию; внимание, память;
  • организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
  • организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий.
  • организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы 1;
  • организовать выполнение с.р. 1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 2:

– Старуха из сказки попросила у Вовки новое корыто, а в столярном деле без математики не обойтись.
– Давайте выполним самостоятельную работу и посмотрим, сделает ли Вовка корыто для старухи? Перед вами листы самостоятельной работы, выберите себе подходящий уровень (1 – простой, 2 – сложнее, 3 – повышенной трудности)

Самостоятельная работа 1.

Раздать текст самостоятельной работы № 1. Время выполнения 3-5 минут. Задачу решают любым способом.

– Время закончилось. Какой следующий шаг вашей работы? (Нам надо проверить нашу работу.)
– Поменяйтесь работами со своим соседом. На доске образец для самопроверки и цветок для фиксации вашей работы.
– На лепестках рядом с номерами заданий поставьте знаками «+» или «–».
– Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть трудности, а где всё получилось.)
– Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании 1 ( 2).

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий.  № 1 – … чел.  2 – … чел.

– Посмотрите, Вовка сам сделал корыто для старухи!

3. Коррекция выявленных затруднений

Цели

  • Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий.
  • На основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели.
  • Организовать реализацию согласованного плана действий:
    • организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
    • организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки;
    • организовать самопроверку  заданий.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Значит, какова дальнейшая цель вашей работы? (Мы будем выполнять дополнительные задания и исправлять ошибки, потренируемся, выполняя аналогичные задания.)

4. Обобщение затруднений во внешней речи

Цель:

  • организовать обсуждение типовых затруднений;
  • организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5.

– Следующее задание нам приготовила печка.Чтобы напечь пирожков нужно растопить печь, а что для этого нужно? (Поленья)
– Лес рубят лесорубы, а им без математики тоже нельзя? Почему? (Рассчитать длину дерева. Возраст дерева и т.д.)
– Нам нужно распилить бревно и сложить поленья в порядке возрастания частных.
– Какой эталон нам потребуется для решения этих примеров? (Эталон деления углом)

Один ученик у доски, остальные в тетради решают примеры.

Оценочный лист.

– Царь красит забор.Заборы обычно красят маляры.а зачем малярам математика?

Решение задачи.

На 5 м забора царь потратил 3500 гр краски.Сколько метров забора он покрасит используя 2394 кг краски?

– О ком говориться в задаче? (О царе)
– Что он делал? (Красил забор)
– Сколько метров забора он покрасил? (5)
– А сколько краски израсходовал? (3500 гр)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров он покрасит используя 2394 кг)
– Какой вид задачи? (На приведение к единице)

На доске алгоритм решения задачи.

– Составьте краткую запись задачи. Проверьте по образцу.
– Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (Не знаем сколько тратил на 1 метр)
– Можем узнать? (Да)

1 ребёнок у доски, остальные в тетради.

– Что теперь будем искать количество или значение величины? (Количество)
– Каким действием? (Делением)

Решение задачи.

Оценочные листы

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Цели:

  • организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки);
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов;
  • организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 6:

На данном этапе учащиеся выполняют с.р. 2, выбирают только те задания, которые в самостоятельной работе 1 вызывали у них затруднение, и сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

1) Самостоятельная работа.

Учитель раздает самостоятельную работу № 2 .

– Выберете аналогичные задания, в которых были допущены ошибки в самостоятельной работе   1. Выполните их самостоятельно.

2) Проверка самостоятельной работы по эталону.

Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки.

– Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки и подобных ошибок не допустил в самостоятельной работе № 2.)
– Где и как зафиксируете результат своей работы? (На лепестках цветка есть обозначения В, № 2 и Д, они соответствуют этапам нашей работы: В – задания для выбора, № 2 – с/р № 2, Д – дополнительные задания. Мы поставим знаки «+» или «?» в зависимости от наших результатов.)

6. Логическое задание

Цели:

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение работать в группах.

– Посмотрите, Вовка тоже взялся за ум.
– Так зачем нам изучать математику?

На доске цитата М.В.Ломоносова: «Математику уже затем знать надо , что она ум в порядок приводит».

– Кто так сказал? (М.В.Ломоносов)
– А кто это такой? (Ученый, ему в этом году исполнилось бы 300 лет)
– Мы сейчас тоже побудем учёными, создадим свои научные лаборатории.

Правила работы в группах

Выдаются  в каждую группу задания. Ученики их выполняют и доказывают правильность своего выбора.

7. Рефлексия деятельности на уроке

Цели:

  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
  • организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений.
  • организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).
  • организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности.
  • организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Вспомните афоризм  И.В. Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать». Удалось ли вам сегодня на уроке применить свои знания? Убедились ли в том, что одного желания недостаточно?
– Вспомните, какова была цель этого урока? (Выяснить, достаточно ли хорошо мы умеем применять свои знания: делить и умножать многозначные числа на однозначные..)
– Какую цель поставили перед собой те, кто допустил ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку; выяснить, в чем она заключалась, сделать работу над ошибками и решить подобное задание.)
– Какие задания вызвали больше всего затруднений? (…)
– Положите перед собой цветок на обратной стороне напишите тему, над которой вам необходимо еще поработать.
– Выньте из конверта оставшиеся картинки, прикрепите к доске ту которая соответствует тому насколько вы довольны своей работой.