Основные цели:
- формировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа, к фиксации затруднений по теме «Деление многозначных чисел на однозначное», к выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.;
- тренировать умение деления углом на однозначное число, решение задач способом приведения к единице.
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Формирование УДД:
Личностные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи. Определить содержательные рамки урока: деление многозначных чисел на однозначное число.
Регулятивные – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-рефлексия
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к коррекционной деятельности
Цели:
- создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания учащихся необходимости самостоятельного исправления ошибок;
- определить тематические рамки урока;
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Садитесь. Проверьте все ли готово к уроку.
Просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в тридесятом царстве.
– Посмотрите на доску. Знаете ли вы этого героя,
побывавшего в тридевятом царстве? (Да, это
Вовка).
– О чём он мечтал в начале сказки, когда встретил
двоих из ларца, царя, трёх Василис? (Он мечтал
ничего не делать, пользоваться благами и
богатствами, которые не заслужил…)
– А что он понял в конце? (В конце сказки Вовка
понял, что труд приносит истинное удовольствие,
радость, является наградой.)
– Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы
учимся.) А что значит учиться? (Учить самого
себя)
– Очевидно, Вовка хочет сегодня разделить с вами
радость от учения. Поможете ему и себе в этом?
– Отправляемся с Вовкой по тридесятому царству.
Перед нами камень.Куда бы вам хотелось
отправиться? Почему? А в какую сторону мы пойдём
нам подскажет цитата, которую мы должны открыть.
(Сверху камня тучи с выражениями, закрывающие цитату)
– Что написано на тучах? (Выражения)
– На какие группы можно поделить выражения,
записанные на доске?
– Какие алгоритмы помогут нам в решении этих
выражений?
Дети решают примеры устно.
– А теперь нам нужно , чтобы вышло солнышко и
осветило нам путь. Для этого решите задачу.
«За 4 часа Вовка прошёл а км. За какое время он
пройдёт в км, если будет идти с той же скоростью?» (в
: (а : 4))
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. (И.-В. Гете)
– Это изречение немецкого поэта, мыслителя и
естествоиспытателя Иоганна Вольфганга
Гёте, родившегося в 1749 году.
– Объясните, как вы его понимаете? (Одного
желания недостаточно, надо еще делать, иначе не
будет того чего хочешь, если знания не
использовать, то можно забыть, то, что знаешь.)
Учитель, в зависимости от ответов детей, подводит диалог к цели урока.
– Какую цель вы поставите сегодня? (Применять
свои знания при выполнении заданий.)
– А когда вам необходимо в школе применять свои
знания? (В контрольной работе.)
– Вы готовы писать сегодня контрольную
работу? (Нет. У нас еще есть трудности…)
– Да, вы правы. Сегодня вы будете работать по
теме « Деление многозначных чисел».
Вывешивается тема урока.
– Скажите, как строится урок, когда вы
повторяете материал? (Мы сначала повторим
необходимый материал, потом напишем
самостоятельную работу, проверим её по образцу и
выясним, есть ли трудности. Если трудности есть
выясним их причину, попытаемся её устранить. А
если трудностей нет, то мы выполним
дополнительные задания, а потом сами их
проверим.)
– Итак, что вы сейчас будете делать? (Выполним
самостоятельно задания)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Цели:
- организовать повторение алгоритма и эталона деления многозначных чисел на однозначное, правила записи и решения в столбик; соотношение единиц измерения длины; эталон решения задач на приведение к единице;
- активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию; внимание, память;
- организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
- организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий.
- организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
- организовать выполнение с.р. № 1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона
- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 2:
– Старуха из сказки попросила у Вовки новое
корыто, а в столярном деле без математики не
обойтись.
– Давайте выполним самостоятельную работу и
посмотрим, сделает ли Вовка корыто для старухи?
Перед вами листы самостоятельной работы,
выберите себе подходящий уровень (1 – простой, 2 –
сложнее, 3 – повышенной трудности)
Самостоятельная работа № 1.
Раздать текст самостоятельной работы № 1. Время выполнения – 3-5 минут. Задачу решают любым способом.
– Время закончилось. Какой следующий шаг вашей
работы? (Нам надо проверить нашу работу.)
– Поменяйтесь работами со своим соседом. На
доске образец для самопроверки и цветок для
фиксации вашей работы.
– На лепестках рядом с номерами заданий
поставьте знаками «+» или «–».
– Что вы выяснили для себя, проверив работы по
образцу? (Где есть трудности, а где всё
получилось.)
– Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании №
1 (№ 2).
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий. № 1 – … чел. № 2 – … чел.
– Посмотрите, Вовка сам сделал корыто для старухи!
3. Коррекция выявленных затруднений
Цели
- Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий.
- На основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели.
- Организовать реализацию согласованного плана
действий:
- организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
- организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки;
- организовать самопроверку заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Значит, какова дальнейшая цель вашей работы? (Мы будем выполнять дополнительные задания и исправлять ошибки, потренируемся, выполняя аналогичные задания.)
4. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель:
- организовать обсуждение типовых затруднений;
- организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5.
– Следующее задание нам приготовила
печка.Чтобы напечь пирожков нужно растопить
печь, а что для этого нужно? (Поленья)
– Лес рубят лесорубы, а им без математики тоже
нельзя? Почему? (Рассчитать длину дерева.
Возраст дерева и т.д.)
– Нам нужно распилить бревно и сложить поленья в
порядке возрастания частных.
– Какой эталон нам потребуется для решения этих
примеров? (Эталон деления углом)
Один ученик у доски, остальные в тетради решают примеры.
Оценочный лист.
– Царь красит забор.Заборы обычно красят маляры.а зачем малярам математика?
Решение задачи.
На 5 м забора царь потратил 3500 гр краски.Сколько метров забора он покрасит используя 2394 кг краски?
– О ком говориться в задаче? (О царе)
– Что он делал? (Красил забор)
– Сколько метров забора он покрасил? (5)
– А сколько краски израсходовал? (3500 гр)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров он
покрасит используя 2394 кг)
– Какой вид задачи? (На приведение к единице)
На доске алгоритм решения задачи.
– Составьте краткую запись задачи. Проверьте
по образцу.
– Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (Не знаем сколько тратил на 1 метр)
– Можем узнать? (Да)
1 ребёнок у доски, остальные в тетради.
– Что теперь будем искать количество или
значение величины? (Количество)
– Каким действием? (Делением)
Решение задачи.
Оценочные листы
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1 (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки);
- организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов;
- организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 6:
На данном этапе учащиеся выполняют с.р. № 2, выбирают только те задания, которые в самостоятельной работе № 1 вызывали у них затруднение, и сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.
1) Самостоятельная работа.
Учитель раздает самостоятельную работу № 2 .
– Выберете аналогичные задания, в которых были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1. Выполните их самостоятельно.
2) Проверка самостоятельной работы по эталону.
Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки.
– Кому удалось выполнить вторую
самостоятельную работу без ошибок? Как вы это
сделали? (Я исправил ошибки и подобных ошибок
не допустил в самостоятельной работе № 2.)
– Где и как зафиксируете результат своей работы?
(На лепестках цветка есть обозначения В, № 2 и Д,
они соответствуют этапам нашей работы: В –
задания для выбора, № 2 – с/р № 2, Д –
дополнительные задания. Мы поставим знаки «+» или
«?» в зависимости от наших результатов.)
6. Логическое задание
Цели:
- Развивать логическое мышление.
- Развивать умение работать в группах.
– Посмотрите, Вовка тоже взялся за ум.
– Так зачем нам изучать математику?
На доске цитата М.В.Ломоносова: «Математику уже затем знать надо , что она ум в порядок приводит».
– Кто так сказал? (М.В.Ломоносов)
– А кто это такой? (Ученый, ему в этом году
исполнилось бы 300 лет)
– Мы сейчас тоже побудем учёными, создадим свои
научные лаборатории.
Правила работы в группах
Выдаются в каждую группу задания. Ученики их выполняют и доказывают правильность своего выбора.
7. Рефлексия деятельности на уроке
Цели:
- организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
- организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений.
- организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).
- организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности.
- организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.
- организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Вспомните афоризм И.В. Гете: «Мало
знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и
делать». Удалось ли вам сегодня на уроке
применить свои знания? Убедились ли в том, что
одного желания недостаточно?
– Вспомните, какова была цель этого урока? (Выяснить,
достаточно ли хорошо мы умеем применять свои
знания: делить и умножать многозначные числа на
однозначные..)
– Какую цель поставили перед собой те, кто
допустил ошибки в первой самостоятельной работе?
(Найти ошибку; выяснить, в чем она заключалась,
сделать работу над ошибками и решить подобное
задание.)
– Какие задания вызвали больше всего
затруднений? (…)
– Положите перед собой цветок на обратной
стороне напишите тему, над которой вам
необходимо еще поработать.
– Выньте из конверта оставшиеся картинки,
прикрепите к доске ту которая соответствует тому
насколько вы довольны своей работой.