Урок русского языка "Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (307 кБ)


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки;
  • выявить различия в выполняемой ими работе;
  • продолжить работу над формированием умения работать по алгоритму, определять работу окончаний слов, называющих предметы и признаки, моделировать;
  • развивать умение анализировать грамматический материал, грамотно оформлять свои мысли, работать в парах и группах
1. Словарная работа. Создание ситуации успеха
Слайд 1

 

Слайд 2

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
– Вы любите разгадывать кроссворды? Тогда попробуйте разгадать кроссворд, который я вам сейчас предложу.
– Работать вы будете в парах. Ваша задача отгадать слово и правильно записать в тетради. Все слова должны быть записаны в строчку, через запятую.

1. Что выращивают на грядках огорода? (овощи)

2. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)

3. Вечерний прием пищи. (ужин)

4. Белой сирени
Большую корзину
Бережно вынесли
Из …  (магазина)

5. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (пшеница)

Проверка написания слов выполняется совместно с экраном, обменявшись тетрадями.

– Что объединяет все эти слова?

2. Постановка темы урока
Слайд 3. – Попробуйте определить, какая часть слова зашифрована в вертикальном столбце.  (окончание)
– Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Это и будет темой нашего урока.
– Выделите, пожалуйста, окончания в записанных словах. Что для этого нужно сделать?
– Как называется часть слова, которая остается после отсечения  окончания?
– Какую работу выполняет в слове основа?
– Какая общая работа у основ записанных слов? (называть предмет)
– А окончания у слов, называющих предметы, выполняют какую-нибудь работу?
3. Актуализация знаний
Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

– Откройте, пожалуйста, упражнение 106. Орфограммы в этом упражнении вы уже проверили дома, когда списывали текст. А сегодня у вас другое задание к этому упражнению. Работать вы будете следующим образом:

1. Выпишите выделенные словосочетания.
2. Выделите окончания в словах, называющих предметы.
3. Укажите их работу.

Проверка выполняется совместно с экраном.

План проверки.

– Назовите выписанные словосочетания.
– В первом назовите слово – предмет, его окончание и работу окончания.
– Аналогично следующие два словосочетания.

– Как действовали, чтобы определить работу окончаний?

Алгоритм (на экране)

– У каких еще слов в наших словосочетаниях вы можете определить работу окончаний?– Определите, пожалуйста.
– Воспользовались ли вы тем же алгоритмом при определении работы окончаний слов, называющих признаки?
– Какая особенность слов, называющих признаки, позволила вам сейчас очень быстро определить работу их окончаний?

– Значит, какой вывод мы можем сделать? (Окончания слова, называющего признак, выполняют ту же работу, что и окончания слова, называющего предмет, с которым оно связано)

4. Моделирование работы окончаний
Слайд 8 – Итак, мы выяснили, какую работу могут выполнять окончания слов, называющих предметы и признаки.

– А сейчас вы в группах попробуете отобразить это схематически, чтобы мы могли поместить эту схему на доску подсказок и пользоваться ею, пока не запомним.

Групповая работа

(Проверка, обсуждение, выбор правильной модели)

5. Уточнение моделей  
 

 

 

Слайд 8

(Если на модели не отобразили, то проводим обсуждение; если отобразили, то обсуждаем по ходу предыдущего этапа)

– Вернемся к нашим парам выписанных слов. Окончания в каждой паре выписанных слов указывают на одно и то же число, на один и тот же падеж и на один и тот же род этих слов.
– Значит ли это, что работы окончаний в названиях предметов и названиях признаков совершенно одинаковы?

Фронтальная дискуссия

– Вывод: у слов, называющих предмет, указание на род – постоянная работа, а остальные работы – переменные;  а у слов, называющих признаки, все работы переменные.
– Какая работа окончаний помогает словам, называющим предметы, связываться с другими словами?
– А словам, называющим признаки?– Давайте тогда уточним нашу схему.

7. Постановка задачи на следующий урок
   – Откройте, пожалуйста, в учебнике страницу 68 и прочитайте вопрос параграфа. Можете ли вы дать на него полный ответ? Почему?
8. Применение способа действия
Слайд 9

 

 

Слайд 10

– Ребята, а зачем нам знания о работе окончаний слов?
– Вот мы сейчас и попробуем применить их на практике. Каждая четверка получает карточку. Ваша задача:
  • подобрать из списка подходящее слово;
  • вставить его в высказывание в нужном числе, роде и падеже;
  • указать в этом слове работу окончания

Первая закончившая четверка зачитывает, остальные проверяют, сверяясь с экраном

9. Итог урока
Слайд 11 – Зачем же словам, называющим предметы и признаки, нужны окончания?

– Спасибо за работу!