Цели:
- систематизировать знания учащихся о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки;
- выявить различия в выполняемой ими работе;
- продолжить работу над формированием умения работать по алгоритму, определять работу окончаний слов, называющих предметы и признаки, моделировать;
- развивать умение анализировать грамматический материал, грамотно оформлять свои мысли, работать в парах и группах
1. Словарная работа. Создание ситуации успеха | |
Слайд 1
Слайд 2 |
– Здравствуйте, ребята! Я рада
приветствовать вас на уроке русского языка. – Вы любите разгадывать кроссворды? Тогда попробуйте разгадать кроссворд, который я вам сейчас предложу. – Работать вы будете в парах. Ваша задача отгадать слово и правильно записать в тетради. Все слова должны быть записаны в строчку, через запятую. 1. Что выращивают на грядках огорода? (овощи) 2. Красный нос в землю врос, 3. Вечерний прием пищи. (ужин) 4. Белой сирени 5. В поле росла, Проверка написания слов выполняется совместно с экраном, обменявшись тетрадями. – Что объединяет все эти слова? |
2. Постановка темы урока | |
Слайд 3. | – Попробуйте определить, какая часть
слова зашифрована в вертикальном столбце.
(окончание) – Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Это и будет темой нашего урока. – Выделите, пожалуйста, окончания в записанных словах. Что для этого нужно сделать? – Как называется часть слова, которая остается после отсечения окончания? – Какую работу выполняет в слове основа? – Какая общая работа у основ записанных слов? (называть предмет) – А окончания у слов, называющих предметы, выполняют какую-нибудь работу? |
3. Актуализация знаний | |
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 |
– Откройте, пожалуйста, упражнение 106.
Орфограммы в этом упражнении вы уже проверили
дома, когда списывали текст. А сегодня у вас
другое задание к этому упражнению. Работать вы
будете следующим образом: 1. Выпишите выделенные
словосочетания. Проверка выполняется совместно с экраном. План проверки. – Назовите выписанные словосочетания. – Как действовали, чтобы определить работу окончаний? Алгоритм (на экране) – У каких еще слов в наших словосочетаниях вы
можете определить работу окончаний?–
Определите, пожалуйста. – Значит, какой вывод мы можем сделать? (Окончания слова, называющего признак, выполняют ту же работу, что и окончания слова, называющего предмет, с которым оно связано) |
4. Моделирование работы окончаний | |
Слайд 8 | – Итак, мы выяснили, какую работу могут
выполнять окончания слов, называющих предметы и
признаки. – А сейчас вы в группах попробуете отобразить это схематически, чтобы мы могли поместить эту схему на доску подсказок и пользоваться ею, пока не запомним. Групповая работа (Проверка, обсуждение, выбор правильной модели) |
5. Уточнение моделей | |
Слайд 8 |
(Если на модели не
отобразили, то проводим обсуждение; если
отобразили, то обсуждаем по ходу предыдущего
этапа) – Вернемся к нашим парам выписанных
слов. Окончания в каждой паре выписанных слов
указывают на одно и то же число, на один и тот же
падеж и на один и тот же род этих слов. Фронтальная дискуссия – Вывод: у слов, называющих предмет, указание на
род – постоянная работа, а остальные работы –
переменные; а у слов, называющих признаки, все
работы переменные. |
7. Постановка задачи на следующий урок | |
– Откройте, пожалуйста, в учебнике страницу 68 и прочитайте вопрос параграфа. Можете ли вы дать на него полный ответ? Почему? | |
8. Применение способа действия | |
Слайд 9
Слайд 10 |
– Ребята, а зачем нам знания о работе
окончаний слов? – Вот мы сейчас и попробуем применить их на практике. Каждая четверка получает карточку. Ваша задача:
Первая закончившая четверка зачитывает, остальные проверяют, сверяясь с экраном |
9. Итог урока | |
Слайд 11 | – Зачем же словам, называющим предметы
и признаки, нужны окончания? – Спасибо за работу! |