Цель урока: выявить изобразительные и выразительные возможности музыки через восприятие музыкального произведения, музицирование, игровые приёмы, театрализацию, вокальное исполнение; активизация учебного процесса посредством коллективной деятельности на уроке.
Структура урока:
1. Вводная часть. Распевка с использованием системы ручных знаков и игрой на ложках, направленная на развитие звуковысотного слуха и координацию игровых навыков.
2. Основная часть урока, построенная на театрализации.
а) Слушание музыки, пластические движения под
услышанную музыку, обсуждение характера с целью
угадывания названия произведения П. И.
Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома»,
б) Вокальное исполнение.
в) Игровая часть:
- тест: «Угадай музыкальный инструмент»;
- музицирование;
- игра-дразнилка с применением народной попевки;
- дидактическая игра на развитие чувства ритма;
- видеопросмотр мультфильма на музыку М.Мусоргского.
3. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Домашнее задание: чтение вместе с родителями сказки в учебнике, нарисовать портрет Бабы–яги. Отметить активную работу учеников на уроке.
ХОД УРОКА
Музыкальное приветствие
Распевка:
а) « Андрей-воробей»;
б) «Динь-дон»;
в) «У кота-воркота»;
г) «Скок-поскок»;
д) «Ехали медведи»;
е) «Гамма до-мажор».
В ходе распевки используем ручные звуковысотные знаки, ритмическое сопровождение попевок игрой на ложках. Цель данной распевки – активизировать развитие звуковысотного слуха, использовать координацию движений в ритмическом чувстве музыки, умение слушать себя и окружающих исполнителей через игру и пение в ансамбле.
Учитель: Ребята! Как вы думаете, можно рассказать сказку с помощью музыки? (Ответы детей).
– У нас сегодня в гостях один из сказочных героев. Только его портрет нарисует вам музыка П. И. Чайковского. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?
(Учитель играет произведение П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома).
– Покажите мне с помощью пластических движений под музыку этот сказочный персонаж.
(Ученики импровизируют под музыку, исполняя пластический этюд)
– Скажите, а какой характер музыки? (Ответы).
– А теперь назовите этого сказочного героя. (Ученики
называют варианты ответов).
– Итак, мы прослушали с вами произведение
русского композитора П.И Чайковского
«Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что
музыка может нам изобразить сказочного героя и
даже выразить его характер. Обратите внимание. На
экране мы видим два портрета Бабы Яги,
нарисованных художником. Прослушайте ещё раз
произведение П.И.Чайковского. Какой из портретов
мог бы проиллюстрировать музыку композитора.
(Ответы учеников).
Посмотрите ещё раз на экран. Перед вами
изображения облаков со словами,
характеризующими музыку произведения П. И.
Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома».
Найдите нужные слова. (Варианты ответов
учеников).
– О Бабе Яге написано немало замечательных песен. Одну из них мы с вами сейчас разучим.
Вокальная работа над исполнением песни. Слышится стук за дверью.
– Кто бы это мог быть?
В класс входит переодетая девочка в костюме внучки Бабы Яги.
– Здравствуйте дети! Вы меня узнали? (Ответы
детей). Я – внучка Бабы Яги, Ёжка.
(Рассматривает музыкальные инструменты на
партах) Сколько у вас музыкальных
инструментов! А как они называются, вы знаете?
У. А мы сейчас это проверим! (На экране – тест. Работа с тестом).
Ёжка. Какие умные дети! Так вы и играть на них умеете?
У. Ребята, давайте сыграем для Ёжки русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный».
(Музицирование с использованием различных музыкальных инструментов, вовлечение в этот вид деятельности всех детей.)
Ёжка. Какие талантливые дети! А хотите со мной поиграть?
У. Только сначала нам надо выучить попевку-дразнилку (Дети разучивают попевку).
Ёжка. А теперь, поиграем? (Игровая часть урока. Дети окружают Ёжку с завязанными глазами и поют попевку-дразнилку, затем Ёжка с помощью метлы «салит» участников игры. Они остаются в той позе, в которой их застала метла. Кто попался, тот садиться на стулья у доски.) Попались, ребята! А теперь я вас отпущу, если отгадаете мои ритмические загадки. Из рюкзака она вытаскивает большие и маленькие матрёшки и выкладывает из них разные ритмические рисунки. Дети с помощью ложек простукивают ритмический рисунок и «расколдовывают» детей.
У. Ребята, откройте, пожалуйста, ваш
учебник на стр. 52 .Мы с вами видим на этой странице
русскую народную сказку «Баба Яга».
Сейчас, мы с вами вместе её почитаем и озвучим
музыкой. Только эта музыка будет сочинена вами. (Учитель
вместе с детьми читает сказку).
– Скажите, как называется песня, которую пела
бабушка своему внуку на ночь? (Колыбельная)
– Давайте мы ещё раз эту колыбельную прочитаем с
нужной интонацией – нежно, спокойно убаюкивая. А
теперь придумайте свою мелодию на эти слова,
попробуйте стать композитором.
(Дети исполняют свои импровизации в стиле колыбельных песен).
– Какие замечательные песни у нас сегодня прозвучали! Мне бы хотелось, чтобы вы эту сказку ещё раз прочитали с родителями и нарисовали бы портрет Бабы Яги. Это будет ваше домашнее задание. А сейчас, вы и наша гостья посмотрите мультфильм на музыку М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
(Дети смотрят музыкальный мультфильм. Ёжка недовольно поморщивается)
Ёжка. Не нравятся мне ваши сказки! Полечу-ка я обратно в лес. (Ёжка на метле улетает прочь).
После просмотра фильма учитель отмечает
успешную работу детей на уроке и подводит
итог.
В качестве оценки работы на уроке детям
предлагается оценить себя самостоятельно с
помощью карточек со смайликами. Если ученик
оценил себя на отлично, то он выбирает смайлик с
улыбкой, если что-то не получилось – то выбирает
серьёзный смайлик.
В конце урока подводятся итоги.