Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Про ёлки».
Задачи:
- Формирование навыка правильного, сознательного послогового чтения.
- Обучение умениям отвечать на вопросы педагога по прочитанному и находить ответы в тексте.
- Развитие слухового восприятия, связной речи, операций анализа и синтеза.
Наглядный и дидактический материал:
- Таблички со словами (автопарк, ав-то-мо-биль-чи-ки), логическим упражнением.
- Книга-сборник сказок Сутеева «Под грибом».
- Конверт с письмом Деда Мороза, индивидуальными заданиями №3.
- Снеговик-игрушка. Мешок с сюрпризом.
- Слайды с заданиями и предметными картинками ёлки, автопарка.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь тихонечко с гостями. Присаживайтесь.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, вспомните какой раздел мы проходим на уроках чтения.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом «Про ёлки», написал В. Сутеев.
III. Проверка домашнего задания.
– Ой, ребята, что за шум? А, да это же Снеговик! Здравствуй, Снеговик!
– Ребята, из какого рассказа он к нам пришёл? («Снеговик-новосёл»).
– Посмотрите, ребята, Снеговичок принёс нам письмо. Что же в нём?
Письмо.
Здравствуйте, ребята, я отправил к вам Снеговика. Он узнает, как вы учитесь, как умеете отвечать на уроках и знаете ли правила поведения на уроке и в школе. Я составил вам несколько заданий. Постарайтесь с ними справиться. Порадуйте меня – Деда Мороза.
– Ребята, надо порадовать Деда Мороза и Снеговика. Постарайтесь хорошо поработать на уроке. И не забудьте про правила поведения.
Первое задание: «Конкурс чтецов».
Расскажи наизусть стихотворение «Живи, ёлочка!» (1 слайд)
– Первоезадание: «Конкурс чтецов». Вам домой было задано стихотворение «Живи, ёлочка». Кто желает рассказать стихотворение? Сядем, как слушатели. Слушатели внимательно слушают и выбирают лучшего чтеца.
(Несколько детей читают наизусть стих.)
– Чьё выступление вам больше всего понравилось? Почему?
– Снеговику понравилось выступление …….. , потому что он читал громко, выразительно, без ошибок.
– Снеговик тебе дарит медаль-снежинку «Лучшему чтецу», а другим участникам – маленькие снежинки.
IV. Знакомство с рассказом В. Сутеева «Про ёлки».
– Ребята, какой самый весёлый, самый красивый праздник приближается? Назовите символ этого праздника. (ёлка) Все к празднику украшают красавицу – ёлку разными украшениями. Какими украшениями наряжают ёлку, назовите? (2 слайд – новогодняя ёлка)
1) Словарная работа.
– В рассказе встретится слово, прочитайте. (автопарк)
– Ребята, объясните это слово. (Помещение, где стоят машины.) (3 слайд – автопарк)
– Прочитайте слово. (ав-то-мо-биль-чи-ки)
– Что означает это слово? (Маленькие, игрушечные машинки.)
2) Чтение рассказа учителем.
3) Проверка первичного восприятия текста.
– Ребята, чем была украшена ёлка у ребят дома?
– Посмотрите на картинку в учебнике, кто такая – Чапка?
– Кто такой Усик?
– К кому ещё дети пойдут на праздник?
V. Физминутка. Музыкальная запись «Зарядка для детей».
VI. Повторное чтение рассказа.
– Ребята, внимательно прочитайте весь рассказ.
– Кто вперёд прочитал, почитайте друг другу в парах.
VII. Физминутка для глаз.
(Дети стоя повторяют движения глазами за учителем.)
VIII.Выборочное чтение текста.
– Дед Мороз вам приготовил второе задание вот на таких листочках. Надо прочитать вопрос и ответ найти в тексте.
Второе задание: «Выборочное чтение». (4 слайд)
- Прочитай, что подарили детям на Новый год?
- Прочитай, что подарили Чапке?
- Прочитай, что подарили Усику?
- Прочитай, как будет украшена ёлка у дяди Пети в автопарке?
- Прочитай, что сделает Дед Мороз с ав-то-мо-биль-чи-ка-ми?
– Снеговичку понравились ваши ответы, особенно ….. .
– Снеговик тебе дарит медаль-снежинку, как самому «Внимательному читателю», а другим – маленькие снежинки, за правильные единичные ответы.
IX. Повторное чтение.
Третье задание: «Чтение по цепочке по предложению». (5 слайд)
Прочитай рассказ «Про ёлки» с ребятами по цепочке по предложению.
– Сейчас мы будем читать текст по цепочке по предложению.
Снеговик только тому даст снежинку, кто будет читать правильно и внимательно следить за ребятами.
– Снеговик тебе дарит медаль-снежинку, как самому «Лучшему читателю», а другим – маленькие снежинки, они допустили ошибки при чтении и не внимательно следили.
X. Работа над логическим ударением.
– Ребята, Дед Мороз послал вам ещё одно задание.
Четвёртое задание: «Работа над логическим ударением». (6 слайд)
Прочитай предложение, выделяя голосом последовательно каждое слово.
Скоро наступит – Новый год!
(Дети читают по-одному, хором.) Правильно читающим детям даётся снежинка.
XI. Итог урока.
– Ребята, с каким рассказом мы познакомились сегодня на уроке?
– Кто автор этого рассказа?
– О каких ёлках говорилось в рассказе? (Ёлка-дерево, украшенное дома и праздник новогодний для детей.)
– Как необычно была украшена ёлка в автопарке? Почему?
– Снеговику понравилось, как вы работали на уроке. Вы знаете правила поведения на уроке. Оценку «5» мы со Снеговиком поставим: «Лучшему чтецу» – …, «Внимательному читателю» – …, «Лучшему читателю» – … . За хорошую работу на уроке оценку «4» получают:… – Снеговик принес вам гостинцы от Деда Мороза. Ему уже пора бежать к Деду Морозу. Наш урок подошёл к концу.