“Если мы хотим научить думать,
прежде должны научить придумывать”.
Дж. Родари.
Создание программы “Основы музыкальной композиции” было продиктовано требованиями современной жизни: воспитание самодостаточной и творческой личности и потребностью ребенка “творить”. Всем известно, с каким интересом дети реагируют на предложения “сотворить, придумать” что-нибудь самим. Будь то поделки, рисунки, рассказы, стихи, мелодии, созвучия. А с каким удовольствием малыши, перебирая пальчиками клавиши, извлекают звуки и слушают их!
Данная программа по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – социально-адаптивная и общеразвивающая; по уровню освоения – учебно-познавательной и практической (творчество); по форме организации – индивидуальной; по времени реализации – двухгодичной или двухмодульной.
В курсе дисциплин “Музицирование” и “Сольфеджио” предусмотрены некоторые задания по сочинению, но им отводится небольшая часть времени, наряду с другими видами упражнений, а также в них нет определенной системы. В этом курсе нами используются начальные знания из сольфеджио (звук, запись нот, интервалы, аккорды, мелодия – структура и др.) и музицирования (чтение нот с листа, досочинение фраз, предложений, подбор по слуху, и др. виды). Закрепляются и систематизируются знания о средствах музыкальной выразительности, о закономерностях изложения музыкальной мысли, как в речи, так и в мелодии, о равновесии в построении фраз. За основу композиции принимается “образ” – настроение, картина, литературный текст, своя ситуация, любимые игрушки, животные. К нему выбираются выразительные средства и сюжет развития, определяется форма. А также используется принцип конструирования на заданную тему. Например, тема “Трезвучия” или “Симметрия”, сочинение или конструирование мелодии, а затем нахождение названия, образа к звучанию. Лучшие образцы оформляются письменно.
Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению общеэстетического кругозора учащихся, выявлению взаимосвязи природных и жизненных явлений, межпредметных связей, развитию образного мышления и фантазии ребенка. А также способствуют раскрепощению, возникновению ощущения свободы, самостоятельности, повышению самооценки. Опыт показывает, что уроки композиции дают дополнительный импульс к занятиям на фортепиано и другом инструменте, при этом углубляется понимание структуры, формы музыкального произведения, музыкального языка; улучшается музыкальный слух и память ребенка, возрастает элемент самостоятельности при работе над произведениями других композиторов. Исполнение на сцене становится более раскованным и эмоциональным. Обучение, развивающее мышление, воображение, самовыражение и самообладание ребенка, доставляет радость творческого музицирования. Такое обучение способствует комплексному музыкальному воспитанию.
Работу над развитием творческих способностей, освоением основ музыкальной композиции можно начинать в любом возрасте, даже взрослым, и с различной формы работы. Главное, чтобы была потребность творить. Творческие задания надо выполнять поэтапно, не перегружая разнообразием средств музыкальной выразительности и художественных образов. Одним из главных этапов работы над созданием музыкального образа является анализ произведений композиторов-классиков и современности. Выявлять закономерности и правила, но помнить об исключениях. Ставить конкретную задачу, определять совместно круг вопросов и средств при ее решении, выполнять разумные по объему задания (от мотива – фразы до предложения, в крайнем случае, период повторного строения). При разборе задания обязательно поощрять достоинства сочинения, разбирать и исправлять “недостатки”. Обязательно выслушать мнение ученика и причинность такого его видения. Так как детское восприятие отличается свежестью, новизной, непосредственностью и нестандартностью, то к видению ребенка необходимо прислушиваться и допускать его правоту. Ведь творчество – это создание чего – то нового на базе традиции.
Необходимо все время стимулировать творческие способности учащихся, нацеливать на самостоятельные поиски, укреплять веру в свои силы, развивать воображение ребенка, не ждать вдохновения, эта “гостья не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский), а звать его, искать, пробовать и находить. Творческий процесс улучшает взаимопонимание, контакт между учеником и педагогом, стирает возрастные рамки, создает атмосферу заинтересованности и увлеченности. При работе обращаясь к фантазии, опыту, литературным и изобразительным источникам необходимо гибкое участие педагога. Знакомясь с оригинальными примерами, проанализировав их, помочь ученику в выборе и направлении его творческих поисков.
Данная программа предмета по выбору “Основы музыкальной композиции” рассчитана на 2 года, и состоит из двух модулей. Занятия, призванные развивать творческие способности ребенка, не имеют четких временных ограничений на прохождение того или иного материала, т.к. успехи во многом зависят от индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. А также порядок прохождения тем можно менять в зависимости от интереса и новых задач, например сочинение на конкурс с обозначением темы. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Количество учебных недель в году – 34.
Цель программы.
Ввести ребенка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение мелодии к понравившимся стихам и создание пьес любимого образного содержания в простых музыкальных формах, ассоциативное подражание. А также способствовать развитию самодостаточности и росту самооценки ребенка.
Задачи.
- Научить анализировать музыкальное произведение композиторов и звуки окружающего мира; видеть взаимосвязь между природными явлениями и художественным отражением; выражать чувства, свое отношение к миру словами и звуками.
- Ознакомить с закономерностями строения мелодии и типами фактурного изложения, связи с жанровой основой произведения.
- Расширить слуховой опыт ребенка, воспитанного в традиционной мажоро-минорной системе, посредством знакомства с разнообразными ладами народной музыки.
- Изучить и понять роль и значение средств музыкальной выразительности в создании образа, применять осознанно в своем творчестве. На основе “словаря” типовых приемов находить свой изобразительный или звукоподражательный вариант, “свой язык”.
- Освоить принцип передачи различного движения музыкальными звуками и ритмическим остинато. Поиск собственных вариантов передачи различных типов движения.
- Уметь записывать фрагменты и оформлять сочинения (с помощью педагога)
- Принимать участие в концертах и спектаклях-карнавалах, конкурсах представлениях музыкальных образов.
Критерии оценки.
Итоговая оценка за четверть выводится по текущим оценкам за работу на уроке и выполнение домашнего задания. Учитывается активность, исполнительность, трудолюбие ученика.
Требования к зачету.
Зачет проводится в конце учебного года. Зачетной формой является предоставление 2-х сочинений в письменном виде и по возможности их исполнение. Учитывается исполнение произведений, собственного сочинения на школьных и классных концертах самим учащимся или с помощью иллюстратора. Сочинение оценивается в 2 уровня – зачет, незачет.
Методическое обеспечение программы.
Методы и приемы.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, а также условия программы, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.
Практика показывает, что на первых этапах целесообразнее проводить проблемные лекции, работу с литературой, поисковые беседы, а самостоятельную работу обучающихся направлять: организовывать наблюдения за окружающим звуковым полем, слушать и анализировать классические произведения-примеры, помогать сделать выбор художественного образа, конкретного ассоциативного звукового образа и записать найденные звуковые решения.
Техническое оснащение программы.
Для успешной реализации программы необходимы:
- учебный кабинет;
- канцелярские принадлежности;
- бумага нотная, писчая;
- фортепиано и/или другой сольный инструмент;
- магнитофон, желательно компьютер для оформления работ.
Учебно-дидактическое обеспечение программы.
Для воспитанников оформлены стенды и плакаты:
- фотостенды; дипломы участников и дипломантов конкурсов разного уровня;
- наглядные пособия: план анализа, средства выразительности, музыкальные инструменты, жанры, обозначение темпа и характера музыки;
- примеры и образцы готовых работ – сочинений;
- нотные сборники и пособия.
Основные знания, умения и навыки
По окончании курса учащиеся должны знать:
- музыкальные средства выразительности;
- термины и понятия: звук, слово, интонация, мотив, фраза, предложение, период, музыкальная форма, тембр, ритм, жанр и др.
- смысл выражений: анализ музыкального произведения, композиция-сочинение, показ темы, мелодия, логика музыкального развития, подражание, повторение, секвенция, вариация, композиция, тема, контраст, кульминация, жанровая основа музыки.
Должны уметь:
- работать с первоисточником: выделять главное, второстепенное, яркий образ.
- анализировать программную музыку композиторов по предложенному плану;
- записать ритмический рисунок стиха и его размер;
- понять предложенный образ, представить необходимые для передачи образа средства выразительности и изобразить его звуками, записать знаками;
- защитить, представить или исполнить свое сочинение.
I Модуль. Музыкальные средства выразительности. Ассоциации. Форма периода.
Тема | Количество часов | Сочинение | Импровизация, подбор по слуху. (виды работы) |
Анализ музыкальных произведений |
I. Введение о предмете ОМК Музыкальные средства выразительности. (Анализ – запись – перечисление их.) | 1
2
|
Ассоциативный поиск и передача образа звуками. | Игра на фортепиано и других инструментах Выделение элементов музыкального языка, роли средств музыкальной выразительности, синтаксиса на примерах музыкальной литературы. Освоение навыков дописывания фраз, предложений, мелодии, составление ее из мотивов (в упр., вопрос – ответ). Подбор мелодий знакомых песен по слуху. Изменения их окончаний, продление знакомых мелодий, вариативность. Подбор функционального аккомпанемента, варианты гармонизации |
1. П.Чайковский “Детский альбом”, “Времена
года” 2. Р.Шуман “Альбом для юношества” 3. К.Сен-Санс “Карнавал животных”. 4. В. Косенко Детские пьесы. 5. Г. Галынин 6. Г. Фрид 7. ССлонимский 8. Ж.Металлиди “Музыкальный сюрприз” и др. сборники программной музыки. 9. Л.Борухсон “Азбука музыкальной фантазии”. 10. Э.Григ “Поэтические картинки”, Сюита “Пер Гюнт” 11. К.Дебюсси “Детский уголок” 12. С.Прокофьев “Детская музыка” 13. Пьесы современных композиторов: М.Шух, Т.Симоновой, С.Баневича и др. |
II. Звуки природы:
а) животные:
б) явления природы (настроение, связь с погодой, времена года, дня, цикл ) |
4
3 |
Большие, маленькие животные, птицы, насекомые, домашний
питомец, любимое существо (сочинение фраз – передача образа). Дождь (разные виды), гроза. Снег, метель. Солнце. Северное сияние. Звезды. Поле. Море. |
||
III. Движение в музыке (жанровая принадлежность). а) колыбельная песня; б) танцы; в) марши и механические движения. |
1
3 3
3 |
Поиск средств выразительности для передачи движения. Колыбельная. Полька, вальс, менуэт. Марш; |
||
IV. Ассоциации звуковое подражание
а) по картинке б) по рассказу. |
1
2 3 |
Музыкальная картинка.
Общие понятия в искусстве. Поиск выразительных средств. Музыкальное (время) повествование. Выбор главного в содержании. |
||
V. Работа со стихами (рифма, ритм) | 4 | Сочинение мелодии на стихи. Ритм, размер, содержание стиха. | ||
VI. Оформление работ письменно. | 4 | Запись лучших находок в альбом. |
Итого: 34 часа.
II Модуль. Синтаксис. Простые формы – 2 частная, 3 ч.. Формы – рондо, вариации. Вокальная музыка, романс. Конструктивные виды сочинения (связь с теорией музыки).
Тема | Количество часов | Анализ произведений | Сочинение | Импровизация, подбор послуху |
Музыкальный синтаксис
|
3 + 2 (практика– оформление сочинения). | Произведения из репертуара по специальности. | Мотив, фраза, предложение, принцип суммирования,
дробления, период. Рефрен, эпизод, тема, вступление, заключение. |
Игра секвенций,
простых аккордовых цепочек и с прибавлением септимы, сравнение изменений в звучании. Получение новых современных красок. Подбор мелодий и аккомпанемента к ним. Модуляции. Упражнения джазовой импровизации. |
Форма вариации | 3 + 3 (практика запись соч.). | Вариации Л.Бетховена, В.Моцарта. Вариации из хрестоматии по классу обучения. | Сочинение вариации на тему. (4-5в.) | |
Форма рондо | 3 + 4 (практика). | Рондо из хрестоматии по специальности.
Дакен “Кукушка”. Л. Бетховен Соната № 20 финал. Й.Гайдн Соната e moll, финал. |
Сочинение произведения в форме рондо. | |
Вокальная музыка | 3+ 4 | Детские песни из репертуара по хору. М.Глинка. Романсы. Ф.Шуберт. Песни. Романсы на стихи А.Пушкина. |
Сочинение романса или песни с актом. | |
Программная музыка XX в. | 4+ 3 | Пьесы современных композиторов из хрестоматии и других сборников | Сочинение пьесы конструктивными способами (обороты из теоретических понятий, формул) | |
Оформление работ письменно. | 2 | Анализ, сравнение оформления печатных изданий. | Редактирование |
Итого: 34 часа.
Для более подробного описания модулей I и II см. файл Приложение 1
Литература и пособия.
- Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. – Композитор. – СПб., – 1999.
- Борухсон Л. , Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. – Композитор. – СПб., – 19971998.
- Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному музицированию. – Композитор– СПб, 2007.
- Ивэнс Л. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии. –Киев, “Музична Украина”, 1986.
- Кофанов А. Сочинение музыки. Пособие для начинающих композиторов. Композитор.– СПб.,– 2007.
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Уч. пособие , 1,2,3кл., – СПб,– 2003.
- Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Учебно-методическое пособие. – Классика– XXI, М., – 2011.
- Лекции Иоанны Марии Рулс (Бельгия) Семинар для преподавателей ДМШ, ДШИ по теме “Импровизация для начинающих”. Арх-ск, 2008.
- www.lafamire.ru Синтаксис., www.kodiz.ru .
- http://ru.wikipedia.org/wiki. Композиция_(музыка)