Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "М, м""

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивающая: развивать фонематический слух, умения соотносить модели со словами,
  • Образовательная: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами, познакомить с понятием «дружба».
  • Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учению.

Оборудование

  • презентация
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Тип урока: урок получения новых знаний.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание этапа

1. Организационный момент – Дети, возьмитесь за руки в парах, поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу. Произнесите слова хором вслух:
– Мы умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю – у вас всё получится!
2. Введение в тему урока Пять учащихся держат карточки с иллюстрациями: дом, рука, улитка, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове: д, р,у,ж,б,а. Составьте слово (Дружба).
– Как вы понимаете слово «дружба»?
– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Учитель: Дружба  нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка», считают, что дружба начинается с улыбки. Послушайте, а кто знает, подпевает. (Звучит песня)
– О чём эта песня? У кого в классе есть друзья?
– Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

3. Работа по учебнику – Рассмотрим картинку. Кто изображён? (Дети.)
Это девочка, которую зовут Маша.
И мальчик, которого зовут Миша. Маша и Миша поссорились. Маша  говорит, что их имена начинаются с одной буквы,а Миша – с разных.Кто же из них прав? И почему?
Учитель: Как вы  думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? (Ответы детей)
4. Изучение нового материала Звуко-буквенный разбор слов Маша и Миша с помощью  цветных фишек.
– Произнесите слово Маша, выделяя интонационно 1-й звук.(м)
– Он гласный или согласный? (согл.)
– Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
– Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Синюю)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 2-й звук. (а)
– Он согласный или гласный? (Гласный)
– Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Красную)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 3-й звук. (ш)
– Он гласный или согласный? (Согл.)
– Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 4-й звук. (а)
– Он гласный или согласный? (гласный)
(Аналогичная работа проводится со словом Миша.)
– Как вы думаете, какой буквой обозначим звуки м, м?
– Буквой М.(показ буквы)

Вот качели – буква М.
Здесь качаться можно всем!

– На что похожа буква М? (Ответы детей)
– Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей.

5. Физминутка Звучит песня «Улыбка». Показываем « Мостик дружбы». (Парами выполняют упражнение)
6. Чтение слогов Учитель: Чтобы буква М с нами подружилась, мы должны научиться читать слоги, слова.

Прибежал весёлый А, прочитайте дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитайте дети – мо.
Прибежала зазнайка Я, прочитайте дети – мя
Прибежал пузатый ы, прочитайте дети – мы
Прибежал игривый, и, прочитайте дети – ми
Прибежал упрямый у, прочитайте дети – му
Прибежал тихоня ю, прочитайте дети – мю.

– Прочитаем эти слоги с различной интонацией: с восторгом, растерянно, с удивлением, нежно.

7. Работа в парах. Соотнесение слов и картинок – Назовите по учебнику изображённые предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье)
– Кто прочитает слова, написанные под картинками?
(Дети читают: моя, моё, мой, мои.)

Задание: Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово моя, моё ит.д. (Дети в парах выполняют)

Проверка. Выберите того, кто будет защищать вашу пару у доски.

Учитель: Назовите другие предметы, к которым подходят эти слова.

8. Выборочное чтение Учитель: Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов? (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в котором по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в котором по два гласных звука? (Умы, яма, мама, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв? (яма) Почему? (Буква я обозначает два звука)
9. Дифференцированная работа – Для  нечитающих детей: Прочитать с доски начало предложений и закончить их.
– Для читающих детей: Самостоятельно прочитать стихотворение Г.Виеру и
ответить на вопрос.
10. Рефлексия – С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква м?
– Что такое дружба? Кто ещё не имеет друга? Для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете,
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим,
Дружбы этой не порвать.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Возьмите листы самооценки.
– Раскрасьте только одну звёздочку. Ту, которая соответствует вашей работе на уроке.