Цели:
- сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
- ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом;
- познакомить с растительным и животным миром;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
Оборудование: карта природных зон, картины, рисунки изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка А. Вивальди («Времена года»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Звучит музыка А. Вивальди («Времена года»)
Листопад
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
– В этом стихотворении спрятаны тема и цели
нашего урока. Как вы думаете, в какую природную
зону мы отправимся? (Мы отправимся в лесную
зону.)
– Да, это так. Тема, которую мы будем изучать –
«Леса России» (запись на доске).
–А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут
звери и птицы, какие растут растения.)
– Почему автор называет лес расписным теремом? (Потому,
что в лесу растут разные виды деревьев. Автор их
описывает: « Березы желтою резьбой…», «Как
вышки, елочки темнеют…», «Лес пахнет дубом и
сосной…»).
– Ребята, как вы думаете, почему одни леса темные,
а другие – светлые? Об этом мы узнаем позже, а
сейчас мы повторим предыдущую тему.
II. Проверка знаний и умений
1. Фронтальная работа
– По какой природной зоне мы путешествовали на
предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)
– Покажите на карте тундру и расскажите, что
вы о ней узнали.
Заслушиваются ответы учеников.
Просмотр работ учеников: «Какой я представляю
себе тундру» с кратким комментированием.
2. Выполнение теста
Тест «Тундра»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
3. В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры – ...
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения – лемминги – полярные совы;
б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы;
в) растения – кречеты – волки.
9. Тундровый заповедник расположен ...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)
3. Графический диктант
Условные обозначения: «+» – да, «–» – нет.
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
- Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Дикие северные олени обычно живут стадами.
- В тундре добывают нефть и природный газ.
- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Ответы: + + – – + – – + + +
4. Индивидуальная работа по карточкам
1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в
тундре.
2) Перечисли экологические проблемы тундры.
3) Перечисли сходства и различия природных зон
тундры и арктической пустыни.
III. Работа над новой темой
Звучит первый куплет песни «Беловежская пуща» (стихи Н. Добронравова, муз.А. Пахмутовой).
– Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
Работа в парах.
Карточка-помогайка (раздается на каждую парту):
1. Где находится зона лесов относительно зоны
тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что
характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
4. Какая она в равнении с другими природными
зонами.
5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их
по площади.
Работа ведется в парах по карте природных зон в атласах.
1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
– Теперь мы имеем представление о лесной зоне.
– Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую роль она играет? (Это плавный
переход к другой природной зоне, как, например,
лесостепи, полупустыни.)
– Мы с вами уже заметили, что к югу тундры
природные условия становятся мягче, и появляются
карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у
линии Северного полярного круга. Вы знаете, что
одним растениям надо больше тепла, света и влаги,
а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в
тайге? В этом нам поможет разобраться первая
группа.
Что растет в смешанных и широколиственных
лесах, выяснит вторая группа. А третья изучит,
кто живет в лесной зоне.
Организуется работа в группах.
Материалы для первой группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений.
Карточка-помогайка:
1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
Материалы для второй группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений.
Карточка-помогайка:
1. Расположение смешенных и
широколиственных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
Материалы для третьей группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных.
Карточка-помогайка:
1. Птицы тайги, что их объединяет.
2. Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир смешанного и широколиственного
леса, (краткие рассказы о животных и птицах)
Рассказ первой группы:
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Загадка о сосне.
Дерево спокойное,
Высокое да хвойное,
Лапы вразлет –
Зеленеет круглый год. (Сосна)
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек).
Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).
– Спасибо.
Рассказ второй группы:
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
Загадка
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото-сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит –
Заплетать их не велит. (Береза)
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (слайд).
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (слайд).
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).
Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).
– Спасибо вам, за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем третью группу, проведем физкультминутку.
IV. Физкультминутка
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она
Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.
V. Работа по теме
1. Продолжение новой темы.
Рассказ третьей группы:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок, слайд).
Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»).
Как много разных видов животных!
А какое разнообразие кустарников, сколько
насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей
нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Лес – это место отдыха для человека,
зелёная аптека, это наши книги, тетради,
карандаши и линейки, источник чистой воды и пищи,
это и источник топлива, деревянная мебель. Лес –
дом для растений и животных, грибов. Лес –
защитник воздуха, водоёмов, почв. Лес – это
лёгкие нашей планеты. Растения леса выделяют
кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает
воздух от пыли. От фитонцидов погибают
болезнетворные микробы.
2. Работа в рабочей тетради
– Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.
VI. Закрепление
– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)
VII. Подведение итогов урока
– Какие леса входят в зону лесов?
Выставление оценок
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания в рабочей тетради (с. 34).