Урок окружающего мира "Леса России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
  • ознако­мить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом;
  • познакомить с расти­тельным и животным миром;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной лите­ратурой, гербарием.

Оборудование: карта природных зон, картины, рисунки изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка А. Вивальди («Времена года»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Звучит музыка А. Вивальди («Времена года»)

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

– В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся? (Мы отправимся в лесную зону.)
– Да, это так. Тема, которую мы будем изучать – «Леса России» (запись на доске).
–А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
– Почему автор называет лес расписным теремом? (Потому, что в лесу растут разные виды деревьев. Автор их описывает: « Березы желтою резьбой…», «Как вышки, елочки темнеют…», «Лес пахнет дубом и сосной…»).
– Ребята, как вы думаете, почему одни леса темные, а другие – светлые? Об этом мы узнаем позже, а сейчас мы повторим предыдущую тему.

II. Проверка знаний и умений

1. Фронтальная работа

– По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем заня­тии? (Это была зона тундры.)
Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Заслушиваются ответы учеников.
Просмотр работ учеников: «Какой я представляю себе тундру» с кратким ком­ментированием.

2. Выполнение теста

Тест «Тундра»

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.

3. В тундре...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры – ...

а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения – лемминги – полярные совы;
б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы;
в) растения – кречеты – волки.

9. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)

3. Графический диктант

Условные обозначения: «+» – да, «–» – нет.

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью север­ных морей.
  2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и ко­роткое прохладное лето.
  3. В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
  4. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населе­ния.
  5. Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.
  6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
  7. Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи паст­бища.
  8. Дикие северные олени обычно живут стадами.
  9. В тундре добывают нефть и природный газ.
  10. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Ответы: + + – – + – – + + +

4. Индивидуальная работа по карточкам

1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
2) Перечисли экологические проблемы тундры.
3) Перечисли сходства и различия природных зон тундры и аркти­ческой пустыни.

III. Работа над новой темой

Звучит первый куплет песни «Беловежская пуща» (стихи Н. Добронравова, муз.А. Пахмутовой).

– Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Работа в парах.

Карточка-помогайка (раздается на каждую парту):

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
4. Какая она в равнении с другими природными зонами.
5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Работа ведется в парах по карте природных зон в атласах.

1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

– Теперь мы имеем представление о лесной зоне.

– Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

– А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне, как, например, лесостепи, полупустыни.)
– Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам по­может разобраться первая группа.
Что растет в смешан­ных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа. А третья изучит, кто живет в лесной зоне.

Организуется работа в группах.

Материалы для первой группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений.

Карточка-помогайка:

1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?

Материалы для второй группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений.

Карточка-помогайка:

1. Расположение смешенных и широколиственных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?

Материалы для третьей группы: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных.

Карточка-помогайка:

1. Птицы тайги, что их объединяет.
2. Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир смешанного и широколиственного леса, (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ первой группы:

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холод­ная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубо­ватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Загадка о сосне.

Дерево спокойное,
Высокое да хвойное,
Лапы вразлет –
Зеленеет круглый год. (Сосна)

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки со­сны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек).

Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

Спасибо.

Рассказ второй группы:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

Загадка

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото-сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит –
Заплетать их не велит. (Береза)

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (слайд).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (слайд).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые де­ревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распро­страняет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по не­скольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

– Спасибо вам, за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем третью группу, проведем физкультминутку.

IV. Физкультминутка

На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она
Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.

V. Работа по теме

1. Продолжение новой темы.

Рассказ третьей группы:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурун­дук, летяга, соболь (показ картинок, слайд).

Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летягародственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведьвсеядный зверь, очень подвижный, может быстро бе­гать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лосьлесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют раз­ное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысьхищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты ба­ки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо под­крадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, жи­вущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»).

Как много разных видов животных!
А какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабо­чек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Лес – это место отдыха для человека, зелёная аптека, это наши книги, тетради, карандаши и линейки, источник чистой воды и пищи, это и источник топлива, деревянная мебель. Лес – дом для растений и животных, грибов. Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв. Лес – это лёгкие нашей планеты. Растения леса выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные микробы.

2. Работа в рабочей тетради

– Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.

VI. Закрепление

– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

VII. Подведение итогов урока

– Какие леса входят в зону лесов?

Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания в рабочей тетради (с. 34).