5 класс, 1 час
Цели урока:
- Закрепить знания по данному разделу.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, коммуникативные умения.
- Формировать гражданственность.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: настенная карта «Древняя Греция», портрет Геродота (V век до н.э.), картины «Афинский акрополь», «Народное собрание в Афинах», рисунки детей с изображением древнегреческих богов, раздаточный материал, тексты для опроса, доска.
Ход урока
I. Организация учащихся:
- Сообщение темы и цели урока.
- Организация учащихся: деление на 2 команды (их название, например, «Спартанцы» и «Афиняне», эмблемы, приветствие, выбор капитанов и состав команды можно определить заранее).
- Знакомство учащихся с ареопагом (это могут быть как старшеклассники, так и гости – учителя истории).
- Приветствие учителя:
«Вам, пришедшим сюда,
К состязанию готовым,
Слово привета я обращаю.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанье покажет искусней.
Муза истории Клио –
Вас приглашает. Идёмте!»
II. Обобщение и закрепление знаний:
1. Конкурс-разминка (учащиеся набирают баллы в зависимости от количества правильных ответов):
а) Покажите на карте и определите географическое местоположение Древней Греции.
б) Как географическое положение повлияло на дальнейшее хозяйственное развитие страны? Обобщение учителем ответов учащихся: Греция – горная страна, а, следовательно, одно из основных занятий – ремесло (гончарное, оружейное, ювелирное), другое – строительство.
Морское окружение определит кораблестроение, мореплавание, торговлю; полноводные реки – мелкое земледелие: оливководство, виноградарство.
Итак, Греция – маленькая горная страна. Древние греки называли её красивым поэтичным именем. в) Назовите его. (Эллада).
г) А как они называли себя? (Эллинами).
Греция – первая европейская страна, которую мы изучили. Но первое европейское государство возникло на острове Крит (примерно 1500 лет до н.э., когда существовали индийские города и правил Хаммурапи в Вавилоне).
д) Назовите причину гибели этого государства?
Греческие города возникли примерно на 500 лет позже, чем государство на Крите.
Примерно с XII по IV в. до н.э. в основу изучения истории положены мифы и поэмы, которые являются важнейшими историческими источниками Греции.
ж) Что означает слово «миф»?
Согласно мифам, все главные боги жили на постоянном месте.
з) Назовите его. В какой части Греции это место расположено? Покажите на карте.
2. «Узнай богов» (по описанию определить имена этих богов):
«Афиняне»:
- «Сильнейший из богов я – громовержец … Владычество над миром я поделил между своими братьями». (Зевс)
- «Я богиня охоты …Когда я вставала на сторону троянцев, то Гера в гневе так ударила меня по лицу колчаном, что все стрелы разлетелись в стороны.». (Артемида)
- «Аид похитил мою дочь, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала в поле цветы». (Деметра)
- « Я, бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь». (Гефест)
«Спартанцы»:
- «Меня, …, называют мрачным из богов. Глубоко под землёй моё царство». (Аид)
- «Ударю я трезубцем – и поднимется на море страшная буря, вздымаются огромные волны, как лёгкие скорлупки, бросают корабли на скалы». (Посейдон)
- «Когда я, блистая красотой, в пышном наряде, вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса». (Гера)
- «Из белоснежной пены родилась я – богиня любви и красоты». (Афродита)
3. Конкурс капитанов (проявление ораторского искусства)
Вступление учителя:
Греция – горная страна. Горный рельеф затруднял связь между городами и областями. Страна, где каждая область – это отдельное государство. Назовите два главных государства и, проявив ораторское искусство, опишите их по следующему плану:
- Местоположение.
- Особенности управления.
- Отношение к физическому развитию.
- Отношение к культурным ценностям.
- Своё собственное мнение – вывод.
Капитаны по очереди отвечают у доски, используя карту и картины. Одновременно, по одному человеку от команд, предлагается выполнить письменное задание, предложенное на обратной стороне боковых досок (№ 4)
4. Расположи в порядке последовательности (задания выполняют представители от команд):
«Афиняне» | «Спартанцы» |
а) Первые Олимпийские игры; б) Марафонское сражение; в) Битва при Херонее; г) Саламинский бой |
а) реформы Солона; б) битва при Платеях; в) битва в Фермопильском проходе; г) начало правления Перикла |
Ответ: а, б, г, г | Ответ: а, в, б, г |
5. «Поймай рыбку» (даты написаны на листах в форме рыбок, прикреплённых магнитами на доске). Варианты выполнения:
- Один ученик от своей команды «ловит рыбку».
- Члены команды отгадывают даты по очереди.
6. «Четвёртый лишний».
Как известно, Древнюю Грецию прославили выдающиеся личности: знаменитые ораторы, деятели культуры, учёные, поэты, скульпторы, и так далее.
Определите, какая личность не вписывается в общий ряд, объясните почему?
«Афиняне»
- Перикл, Мильтиад, Софокл, Фемистокл. (Софокл, так как он поэт, остальные – стратеги).
- Фидий, Солон, Поликлет, Мирон. (Солон, так как он архонт, остальные – скульпторы). «Спартанцы»
- Аристотель, Геродот, Демосфен, Анаксагор. (Демосфен, так как он оратор, остальные – учёные).
- Ахиллес, Перикл, Приам, Гектор. (Перикл, так как он стратег, остальные – герои поэмы «Илиада»).
7. Аукцион крылатых выражений. Греческий народ внёс огромный вклад в культурное развитие собственной страны и оказал влияние на мировую культуру. Большинство слов, используемых народами мира, греческого происхождения: история, школа, педагог, тетрадь, стиль, театр, сцена, оркестр, трагедия, комедия, архитектура, фронтон и другие. Возможно ваше имя греческого происхождения: Александр, Алексей, Кирилл, Ирина, Софья и другие. В нашу речь вошли крылатые выражения, родиной, которых, тоже была Древняя Греция. Вам предлагается конкурс – аукцион. Условия таковы: название крылатого выражения предлагает участник одной команды, а отгадать должна другая команда. Отгадав, предлагает своё крылатое выражение и т.д. Например: «Ахиллесова пята» – уязвимое место, «Яблоко раздора» – ? Кто больше приведёт примеров и отгадает задание другой команды, тот и выигрывает.
8. Конкурс знатоков исторических личностей и исторических событий. Представьте себя в роли греческих мальчиков – учеников и назовите автора этих слов и произведение, из которого взяты эти строки:
- «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал….». (Гомер, «Илиада»)
- «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который долго скитался с тех пор, как разрушил святую Трою, многих людей, города посетил и обычаи видел, много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь, жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных». (Гомер, «Одиссея»)
- «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная». (Солон, реформа об отмене рабства)
- «Вперёд сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, Богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь за всё!» (Эсхил, «Персы»)
III. Исторический диктант.
(индивидуальная работа по карточкам): Из предложенных 12 заданий «Афиняне» выбирают только те цифры, которые характеризуют их государство, а «Спартанцы» – свои.
- На народном собрании граждане криком выражали одобрение или несогласие.
- Получение должности по жребию.
- Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью.
- Должность первого стратега.
- Тайное голосование белыми и чёрными камешками.
- Совет пятисот.
- Войском командовали два царя.
- Демократия.
- Народный суд.
- Плата за исполнение выборных должностей.
- В народном собрании принимали участие все граждане – мужчины старше 20 лет.
- Власти запрещали гражданам заниматься торговлей и ремеслом и покидать пределы страны.
Предполагаемые ответы:
А – 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11.
С – 1, 3, 7, 12.
Результаты можно объявить на следующем уроке или осуществить взаимоконтроль (ответы учитель предварительно записывает на доске и открывает их по мере необходимости).
IV. Обобщение учителя.
Награждение победителей ареопагом («венок из оливы» для команды-победительницы, медаль «Лучший знаток» наиболее активным учащимся, оценки).
Литература:
- Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. – М.: «Просвещение», 1992.
- Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира. – М.: «Экзамен», 2006.
- Лебедева Н.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. – М.: «Просвещение», 1990.
- Северина О.А. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира. 5 класс». Часть II. – Волгоград: 1990.