Тема: "Составляем задачи"

Разделы: Начальная школа


Цели: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия; способствовать развитию умения решать задачи, строить логические рассуждения.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: уметь дополнять текст до задачи
  • Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха (неуспеха) в учении связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
  • Метапредметные
  • Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Познавательные: общеучебные: отличие текста от задачи; дополнение текста до задачи; составление задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку или по схеме и ее решение; определение порядкового значения числа; постановка и решение проблем- формирование проблемы.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: «веер цифр», листочки с числами, буквы, «Листы самооценки», учебники, рабочие тетради на печатной основе, сигнальные карточки

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.  Проверка готовности. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

2. Актуализация знаний

– В начале урока вам будут предложены задания, за выполнение которых, на доске будут появляться буквы. Согласны? Тогда за работу!
– Какое время года у нас заканчивается? (Осень)
– Осенью листья опадают с деревьев. На улице подул сильный ветер, и в наш класс залетели последние листочки.

На доске листья с числами от 1 до 9 расставлены не по порядку

– Посмотрите на доску и предложите задание, которое можно выполнить с листочками (Ответы учащихся: рассматриваем все предложенные варианты)
– Я предлагаю остановиться на таком задании: разложить листья с числами в порядке возрастания.

Работа в паре

– Посчитайте друг другу от 1 до 9 и в обратном порядке.
– Оцените работу товарищей с помощью сигнальных карточек: красный – ошибок нет, зеленый – есть ошибки.
– Молодцы! За выполнение этого задания я вывешиваю на доску букву А.
– Ребята, у меня на стол залетел еще один листочек, какое на нем число? (0)
– Что обозначает это число? (Ответы учащихся)
– Куда бы вы поставили число 0 в числовом ряду?
– Молодцы! За выполнение этого задания я вывешиваю на доску букву Д.

Игра «Молчанка» с веерами цифр

  • Какое число стоит перед числом 6 в числовом ряду?
  • Какое число стоит за числом 8?
  • Какое число стоит между числами 3 и 5?
  • Покажите соседей числа 2.
  • Увеличьте число 4 на 1.
  • Увеличьте число 2 на 2.
  • Число 7 уменьшить на 1.

– За выполнение этого задания я вывешиваю на доску букву А.
– Какое число при счете следует за числом 9? (10).

Ставлю листок с цифрами 01.

– Прочитайте ряд чисел от 0 до 10.
– С чем не согласны? Почему, ведь я использовала все необходимые цифры для записи числа?
– Что необходимо сделать, чтобы получилось число 10? (Переставить цифры местами). Прочитайте весь числовой ряд от 0 до 10.
– Молодцы! За выполнение этого задания я вывешиваю на доску букву З.
– Ребята, у вас на парте есть «Листы самооценки». (Приложение 1).
За выполнение некоторых заданий на уроке вы будете оценивать сами себя - свои знания и умения на уроке. Для этого нужно закрасить кружок напротив задания определенным цветом: красным – все знаю и умею, желтым – не все знаю и не все умею, зеленым – не знаю и не умею.
– Сейчас оцените себя по заданию №1 «Знаю ряд чисел от 0 до 10»

Игра «Две ладошки» (состав числа 10)

– Оцените себя по заданию №2 «Знаю, как получить число 10»

– За выполнение этого задания я вывешиваю  букву Ч.
– Так как вы отлично справились со всеми заданиями, то я дарю вам еще одну букву А.

3. Определение темы урока, постановка учебной задачи, планирование предстоящей деятельности.

– Составьте, пожалуйста, из полученных букв слово. («ЗАДАЧА»).
– Как  слово «задача» связано с уроком математики? (Ответы учащихся).
– Верно, это будет тема нашего урока, но я ее уточню – «Составляем задачи» (Приложение 2)
– Определите цель нашего урока: «Учиться составлять задачи»
– Какие знания и умения нам понадобятся для достижения нашей цели урока?

Составляем план урока. (Приложение 2)

1) Вспомнить, что такое «Задача».
2) Вспомнить, из чего состоит задача.
3) Уметь отличать задачи от обычного текста.
4) Уметь составлять и решать задачи.

Физминутка «Ветер»

Ветер  дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Дети показывают руками движение ветра
Руки подняты вверх, наклоны вправо и влево
Руки опускают и приседают
Руки вверх, встать на носочки, потянуться.

4. Работа по теме урока

– Посмотрите, пожалуйста, на предложения, записанные на доске. Прочитайте их.

1) «Ветер сорвал с дерева листья и понес их по воздуху»
2) «Ветер сорвал с дерева 2 желтых и 3 красных листочка»
3) «Ветер сорвал с дерева 2 желтых и 3 красных листочка. Сколько всего листьев сорвал с дерева ветер?»

– Какой из текстов мы можем отнести к уроку математики? Почему?
– Какой из текстов мы можем назвать «задачей»? (Третий). Докажите, для этого вспомните определение «задачи».
– Вернемся к плану урока. Какой  пункт плана мы выполнили? (Первый).
– Что по плану следующее? (Вспомнить, из чего состоит задача).
– Ответим на этот вопрос. (Задача состоит из условия и вопроса)
– Прочитайте третью задачу. Найдите «условие» и «вопрос». (Ответы учащихся)
– Что значит «решить задачу»? (Ответить на вопрос задачи, а «ответ» задачи – это результат  при решении задачи). Решите задачу. (2 + 3 = 5)
– Сделаем небольшой вывод с опорой на схему (Приложение 3)

Задача – это…         Она состоит из…

– «Листах самооценки» раскрасьте кружочки тем цветом, каким вы считаете нужно в заданиях №3 и №4
– Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали, над чем еще предстоит работать?

5. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику с. 80, №1

– Осенью часто идет дождь, и все мы прячемся от него под зонтами.
– Рассмотрите иллюстрацию вверху страницы. Кто на ней изображен? Что дети делают?
– Прочитайте задание. Это задача? Сможем ли мы ее решить? (Нет, так как нет числовых данных).
– Давайте подставим необходимые числовые данные в текст и прочитаем его еще раз.
– Теперь это задача? (Да). Докажите.
– Как вы считаете, задача будет решаться на увеличение или на уменьшение числа? (На увеличение числа). Почему? («Сколько детей будут идти…»)
– Какое из математических выражений под иллюстрацией подойдет к задаче? (4 + 2 = 6)

Работа в паре

– Измените условие задачи, может быть вопрос так, чтобы ее решение подходило к первому математическому выражению.  (6 – 2 = 4)

Проверка работы в парах и оценивание с помощью сигнальных карточек.

Физминутка «Дождик»

Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Прыжки на носочках, руки на поясе.


Подскоки на месте
Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукругом

Работа в тетради с. 23, №2

Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.

После выполнения задания, учащиеся по одному выходят к доске, рассказывают составленные ими задачи и записывают решение, а на месте остальные дети с помощью условных обозначений «+», «–» оценивают выполнение своей работы.

– На «Листах самооценки» напротив задания №5 закрасьте кружок тем цветом, каким вы считаете нужно.
– Обратимся к плану урока. Все ли пункты плана мы выполнили? (Да).
– Молодцы!

6. Итог урока

– По какой теме урока сегодня работали?
– Какова была цель урока? Достигли ли мы ее?
– Все ли пункты плана успели выполнить?
– Что было наиболее трудным, интересным?

7. Рефлексия учебной деятельности

– Посмотрите на  «Листы самооценки» выскажите  свое мнение: что получилось на уроке, а над чем еще надо поработать.
– У кого больше кружочков красного цвета? Желтого?
– Что пожелаем тем детям, у кого больше зеленых кружочков?
– А сейчас оцените себя на «Лесенке знаний» по всему уроку. (Приложение 4)

Учащиеся подходят к доске и приклеивают вырезанную из цветной бумаги фигурку человека на ту ступеньку, на которой себя оценили.

– Всем большое спасибо за работу на уроке!

Использованные интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/razrabotka-uroka-po-matematike-v-1-klasse-po-fgos-i-vo-2-klasse