Цели:
- Образовательные:
- обобщение, систематизации и актуализация знаний о частях речи;
- формирование умения узнавать их по группам;
- формирование навыков грамотного и красивого письма;
- на основании полученных знаний, уточнение понятий, к какой части речи относится каждая группа слов.
- Развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные: повышение речевой культуры.
Оборудование: Презентация «Части речи», компьютер, проектор, мобильный класс, пульты для интерактивного голосования.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
– Когда я к вам шла на урок, я получила письмо, наверное, кто-то решил написать вам письмо. Вот оно:
(Чтение письма.)
– Ой, что случилось с письмом? (Не хватает
буквы л).
– Ах, эта буква Л. Проказница! Она всегда сбегает.
Это все потому, что некоторые дети её неправильно
пишут. То соединение забудут, то вообще с буквой и
перепутают.
– Вспомним, как пишется буква Л с другими буквами
и вернем беглянку на место.
Лл
Лю или сл ла оло ал ля
– Смотрите, буква Л вернулась. Наверное вы ее хорошо написали.
(Чтение письма ещё раз)
3. Словарная работа
– А вот и обещанные словарные слова с буквой Л.
По дороге безударные гласные выпали. Вы должны
поставить их на место.
– Проверим, верно ли вы расставили пропущенные
буквы?
4. Постановка проблемы
– Ещё я хотела вам принести слова. А слова я
сложила в шкатулку, и они все перепутались.
Давайте-ка приведем их в порядок и разобьем на
группы.
– На какие группы их можно поделить?
– Хотите послушать сказку, как эти слова нашли
своё место? Хотите познакомиться с частями речи
поближе?
– Отправимся вместе со словами по свету, в
поисках того, кто их расставит как надо: Бродили
они, бродили по лесам и болотам и в одно
прекрасное утро вышли к городу. На воротах
большими буквами написано название города. А как
город называется вы сами Догадаетесь! Вошли они,
а там домов и дворов видимо невидимо! Ходят наши
слова по городу, пол сторонам смотрят,
постучались в один дом, а тут, откуда ни возьмись
– стража! Схватили их, спрашивают: «Кто такие? Что
вас сюда привело?»
Одни слова растерялись, а другие ответили.
– Как вы думаете, какие слова смогли ответить на
вопросы Кто? и Что?
– А как звали жителей этого домика?
– А что обозначают имя существительное?
– Действительно: стул, карандаш мы можем
потрогать и увидеть.
– «Радость», «каникулы», «воздух» – я не могу их
увидеть, взять в руки. Здесь помогут стражники –
вопросы.
– Ну вот, некоторые слова нашли свой дом. А
остальные слова пошли дальше. Не пропустили их
стражники, ведь не смогли они ответить на их
вопросы.
Идут, идут, пришли к следующему дому. А в нем
другие слова. Да такие работяги! Все они что-то
делают. Одни зарядку, другие баскетбол играют. А
стражники тут как тут! «Что тут делаете? Мы
пропускаем только тех, кто что-то умеет делать!
Нам лентяи не нужны!»
– Как вы думаете, какие слова здесь жить
останутся?
– Как вы думаете, как зовут жителей этого дома?
5. Физминутка: немного подвигаемся. Я называю предмет, а вы мне показываете его действие: заяц, медведь, птицы, рыбы, скороход, лягушка, гармонист, пианист, скрипач, лентяй, спортсмен…
6. Вернемся к нашим словам. И опять
не у всех слов оказался дом. Пошли они дальше.
Смотрят – домик красивый. Заглянули – слова там
ходят разные: одни – веселые, другие – грустные,
третьи – умные, четвертые – добрые. Самые-самые
разные. И решили скитальцы к ним попроситься.
–А тут тоже стражники не пускают. «Вы чьи? Какие у
вас документы? Какое у вас здесь дело? Какая
надобность вас сюда привела?»
– Как зовут жителей этого дома?
– Что обозначают эти слова? (Прилагательное –
это слова, которые обозначают признак предмета.)
7. Игра «Угадай предмет по его признаку»
Серый, хищный, жадный …
Рыжая, хитрая, ловкая …
Косой, слабый, трусливый …
Большой, косолапый …
Хищный, полосатый …
– Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чем идет речь.
Остались за воротами совсем маленькие
словечки. Вдруг видят они: Рядом маленький домик,
окошки светятся. И стражников с вопросами нет
совсем. А там такие же маленькие слова сидят
что-то вяжут.
Постучались наши путники в дверь домика,
словечки открыли им дверь и обрадовались.
– А вы кто? – спросили наши
слова-путешественники.
– А мы предлоги. Мы свяжем все остальные слова. И
хотя мы не называем не предметов, не действий, не
признак предмета, без нас другим словам туго
приходится. Если бы не наша служба, то не сладко
пришлось остальным словам в предложен. Вот
видите, мы вяжем. Это мы слова в предложении
связываем.
8. – Сейчас вы выполите практическое
задание на нетбуках. Вставьте ваши оставшиеся
слова в эти предложение.
– Ребята, проверим!
– Все слова нашли себе дом.
– Кто догадался, как называется наша страна?
– Кто правит этой страной?
– Кто обычно правит странами и государствами?
– А в стране Частей речи правит королева
Морфология! Так называется наука о частях речи,
так и зовут эту королеву.
– Не со всеми частями речи мы познакомились
сегодня. С остальными королева Морфология,
познакомит вас в старших классах.
9. Чтение стихотворения
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, означено словами.
– Какие части речи мы повторили.
– Сейчас мы с вами проведем интерактивное
голосование.
10. Итог урока
–Закончи предложение:
Я понял ...
Я узнал …
Я научился …
11. Домашнее задание по выбору
- Подобрать и записать по 5 слов на каждую часть речи.
- Придумать и записать 3 предложения о нашем городе и обозначить части речи.