Урок русского языка "Части речи. Классификация частей речи по вопросу". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Образовательные:
    • обобщение, систематизации и актуализация знаний о частях речи;
    • формирование умения узнавать их по группам;
    • формирование навыков грамотного и красивого письма;
    • на основании полученных знаний, уточнение понятий, к какой части речи относится каждая группа слов.
  • Развивающие:
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные: повышение речевой культуры.

Оборудование: Презентация «Части речи», компьютер, проектор, мобильный класс, пульты для интерактивного голосования.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

– Когда я к вам шла на урок, я получила письмо, наверное,  кто-то решил  написать вам письмо. Вот оно:

(Чтение письма.)

– Ой, что случилось с письмом? (Не хватает буквы л).
– Ах, эта буква Л. Проказница! Она всегда сбегает. Это все потому, что некоторые дети её неправильно пишут. То соединение забудут, то вообще с буквой и перепутают.
– Вспомним, как пишется буква Л с другими буквами и вернем беглянку на место.

Лл
Лю или сл ла оло ал ля

– Смотрите, буква Л вернулась. Наверное вы ее хорошо написали.

(Чтение письма ещё раз)

3. Словарная работа

– А вот и обещанные словарные слова с буквой Л. По дороге безударные гласные выпали. Вы должны поставить их на место.
– Проверим, верно ли вы расставили пропущенные буквы?

4. Постановка проблемы

– Ещё я хотела вам принести слова. А слова я сложила в шкатулку, и они все перепутались. Давайте-ка приведем их в порядок и разобьем на группы.
– На какие группы их можно поделить?
– Хотите послушать сказку, как эти слова нашли своё место? Хотите познакомиться с частями речи поближе?
– Отправимся вместе со словами по свету, в поисках того, кто их расставит как надо: Бродили они, бродили по лесам и болотам и в одно
прекрасное утро вышли к городу. На воротах большими буквами написано название города. А как город называется вы сами Догадаетесь! Вошли они, а там домов и дворов видимо невидимо! Ходят наши слова по городу, пол сторонам смотрят, постучались в один дом, а тут, откуда ни возьмись – стража! Схватили их, спрашивают: «Кто такие? Что вас сюда привело?»
Одни слова растерялись, а другие ответили.
– Как вы думаете, какие слова смогли ответить на вопросы Кто? и Что?
– А как звали жителей этого домика?
– А что обозначают имя существительное?
– Действительно: стул, карандаш мы можем потрогать и увидеть.
– «Радость», «каникулы», «воздух» – я не могу их увидеть, взять в руки. Здесь помогут стражники – вопросы.
– Ну вот, некоторые слова нашли свой дом. А остальные слова пошли дальше. Не пропустили их стражники, ведь не смогли они ответить на их вопросы.
Идут, идут, пришли к следующему дому. А в нем другие слова. Да такие работяги! Все они что-то делают. Одни зарядку, другие баскетбол играют. А стражники тут как тут! «Что тут делаете? Мы пропускаем только тех, кто что-то умеет делать! Нам лентяи не нужны!»
– Как вы думаете, какие слова здесь жить останутся?
– Как вы думаете, как зовут жителей этого дома?

5. Физминутка: немного подвигаемся. Я называю предмет, а вы мне показываете его действие: заяц, медведь, птицы, рыбы, скороход, лягушка, гармонист, пианист, скрипач, лентяй, спортсмен…

6.  Вернемся к нашим словам. И опять не у всех слов оказался дом. Пошли они дальше. Смотрят – домик красивый. Заглянули – слова там ходят разные: одни – веселые, другие – грустные, третьи – умные, четвертые – добрые. Самые-самые разные. И решили скитальцы к ним попроситься.
–А тут тоже стражники не пускают. «Вы чьи? Какие у вас документы? Какое у вас здесь дело? Какая надобность вас сюда привела?»
– Как зовут жителей этого дома?
– Что обозначают эти слова? (Прилагательное – это слова, которые обозначают признак предмета.)

7.  Игра «Угадай предмет по его признаку»

Серый, хищный, жадный …
Рыжая, хитрая, ловкая …
Косой, слабый, трусливый …
Большой, косолапый …
Хищный, полосатый …

– Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чем идет речь.

Остались за воротами совсем маленькие словечки. Вдруг видят они: Рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников с вопросами нет совсем. А там такие же маленькие слова сидят что-то вяжут.
Постучались наши путники в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались.
– А вы кто? – спросили наши слова-путешественники.
– А мы предлоги. Мы свяжем все остальные слова. И хотя мы не называем не предметов, не действий, не признак предмета, без нас другим словам туго приходится. Если бы не наша служба, то не сладко пришлось остальным словам в предложен. Вот видите, мы вяжем. Это мы слова в предложении связываем.

8. – Сейчас вы выполите практическое задание на нетбуках. Вставьте ваши оставшиеся слова в эти предложение.
– Ребята, проверим!
– Все слова нашли себе дом.
– Кто догадался, как называется наша страна?
– Кто правит этой страной?
– Кто обычно правит странами и государствами?
– А в стране Частей речи правит королева Морфология! Так называется наука о частях речи, так и зовут эту королеву.
– Не со всеми частями речи мы познакомились сегодня. С остальными королева Морфология, познакомит вас в старших классах.

9. Чтение стихотворения

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, означено словами.

– Какие части речи мы повторили.
– Сейчас мы с вами проведем интерактивное голосование.

10. Итог урока

–Закончи предложение:

Я понял ...
Я узнал …
Я научился …

11. Домашнее задание по выбору

  1. Подобрать и записать по 5 слов на каждую часть речи.
  2. Придумать и записать 3 предложения о нашем городе и обозначить части речи.