Цель: постановка звука [ц].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];
- сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;
- научить произносить звук [ц] изолированно.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;
- совершенствовать умение понимать обращенную речь;
- развивать ВПФ.
- Коррекционно-воспитательные:
- повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
- поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Материалы: пригласительная открытка, игрушка Звукознайка и ежик, пособие для развития воздушной струи (по теме осень), мольберт с изображением дерева или его макет, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, карточка с условным символом звука [Ц].
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед. Здравствуй, имя ребенка, я очень рада видеть тебя.
Ребенок.
Логопед. Посмотри нам пришла
пригласительная открытка, прочтем её.
Читает открытку. Звукознайка и один из его
друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг
мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города.
Примем приглашение Звукознайки и его друга?
Ребенок.
Логопед. Но попасть туда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен(а) мне помогать и выполнять все задания старательно?
Ребенок.
Логопед. Тогда в путь!
2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи
Логопед. Вот этот сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый Звукознайка! Как же нам это сделать?
(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)
Ребенок. Подуть.
Ребенку предлагается пособие и изображением дерева, от которого в разные стороны отходят 2-3 листа. Их необходимо сдуть в сторону (под дерево).
Логопед. Отлично все дорожки ты убрал(а) продолжаем путь!
3. Развитие артикуляторного праксиса
Логопед. Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.
Логопед обращает внимание ребенка на изображение куста на мольберте (магнитной доске или его макет) расположенного рядом с зеркалом. Вместо листьев на нем картинки (лопата, пирожок, лодка, катушка, горка) для выполнения артикуляционной гимнастики. В менее заметном месте, так чтоб эта картинка была найдена последней, прикреплена картинка артикуляционным укладом звука [ц].
Логопед. Звукознайка просит нас присесть на стульчик перед зеркалом, вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.
Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.
Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился(-ась) прекрасно.
4. Формирование артикуляционного уклада звука [ц]
Логопед. А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую – с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?
Ребенок.
Объяснение артикуляции звука.
Текст сказки для чтения ребенку взрослым |
действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого |
Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь. | постучать нижними зубами о верхние открыть рот широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости |
Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться | сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы. |
Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам. | оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с]. |
Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель. | улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм). |
язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам. | удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т]. |
после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами. | отчетливо многократно произнести звуки
[т] и [с] слитно (получиться звук ц) приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха. |
Логопед. Молодец справился (-ась) отлично. Запомним, что при быстром произнесении –ТС – в таком положении языка получается звук [ц].
Ребенок.
Логопед. Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).
Ребенок.
Логопед. Отлично двигаемся дальше!
5. Развитие речевого внимания
Логопед. Мы попали с тобой на полянку цветную, и я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Ребенок.
Логопед. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово — «ПРОСЬБА».
Просьба: подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба: руки в стороны.
Руки вперёд.
Присядь.
Просьба: встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба: покружись
Просьба: похлопай в ладоши.
Опусти руки.
Просьба: топни правой ногой.
А теперь левой.
Просьба: сделай наклоны головой вправо и влево
Присядь.
Встань!
Просьба: поставь руки на пояс и попрыгай.
Логопед. Мы отлично отдохнули, поиграли, продолжаем путь.
Ребенок.
6. Произнесение звука изолированно, знакомство с его зрительным символом.
Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски – зрительный символ звука)Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!
Ребенок.
Логопед. Молодец у тебя хорошо получается.
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Логопед. А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?
Ребенок. Ежик.
Логопед. Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!
Ребенок.
Логопед. А мы знаем игру с пальчиками про Ежика, давай покажем ее друзьям.
Ребенок.
Логопед.
«Ежик»
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.
Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому | сжимаем мизинчик |
волчку серенькому | сжимаем безымянный палец |
рыжей лисичке | сжимаем средний палец |
белочке-сестричке | сжимаем указательный палец |
а медведю-мишке ежик дарит шишки | сжимаем большой палец |
Логопед. Отлично!
8. Развитие фонематического восприятия.
Логопед. Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.
Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.
Логопед. Молодец здорово поиграли.
9. Итог, оценка деятельности.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика и уже пора возвращаться в детский сад. А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.
Ребенок.
Логопед. Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал (а) и за это Звукознайка дарит тебе подарок.