Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Разделы: Логопедия


Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];
    • сформировать умение правильного произнесения звука [ц],  по подражанию;
    • научить произносить звук [ц] изолированно.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;
    • совершенствовать умение понимать обращенную речь;
    • развивать ВПФ.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
    • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, игрушка Звукознайка и ежик, пособие для развития воздушной струи (по теме осень), мольберт с изображением дерева или его макет, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, карточка с условным символом звука [Ц].

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед. Здравствуй, имя ребенка, я очень рада видеть тебя.

Ребенок.

Логопед. Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.
Читает открытку. Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

Ребенок.

Логопед. Но попасть туда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен(а) мне помогать и выполнять все задания старательно?

Ребенок.

Логопед. Тогда в путь!

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

Логопед. Вот этот сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Ребенок. Подуть.

Ребенку предлагается пособие и изображением дерева, от которого в разные стороны отходят 2-3 листа. Их необходимо сдуть в сторону (под дерево).

Логопед. Отлично все дорожки ты убрал(а) продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

Логопед. Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

Логопед обращает внимание ребенка на изображение куста на мольберте (магнитной доске или его макет) расположенного рядом с зеркалом.  Вместо листьев на нем картинки (лопата, пирожок, лодка, катушка, горка) для выполнения артикуляционной гимнастики. В менее заметном месте, так чтоб эта картинка была найдена последней, прикреплена картинка  артикуляционным укладом звука [ц].

Логопед. Звукознайка просит нас присесть на стульчик перед зеркалом, вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился(-ась) прекрасно.

4. Формирование артикуляционного уклада звука [ц]

Логопед. А это что за картинка?  Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую – с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Ребенок.

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь. постучать нижними зубами о верхние
открыть рот
широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости
Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.
Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам. оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].
Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель. улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).
язык  сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам. удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].
после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами. отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)
приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

Логопед. Молодец справился (-ась) отлично. Запомним, что при быстром произнесении –ТС – в таком положении языка получается звук [ц].

Ребенок.

Логопед. Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

Ребенок.

Логопед. Отлично двигаемся дальше!

5. Развитие речевого внимания

Логопед. Мы попали с тобой на полянку цветную, и я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Ребенок.

Логопед. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово — «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба: руки в стороны.
Руки вперёд.
Присядь.

Просьба: встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба: покружись
Просьба: похлопай в ладоши.  
Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.
А теперь левой.
Просьба: сделай наклоны головой вправо и влево
Присядь.
Встань!
Просьба: поставь руки на пояс и попрыгай.

Логопед. Мы отлично отдохнули, поиграли, продолжаем путь.

Ребенок.

6. Произнесение звука изолированно, знакомство с его зрительным символом.

Логопед. Вот и новое  задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски – зрительный символ звука)Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

Ребенок.

Логопед. Молодец у тебя хорошо получается.

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопед. А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

Ребенок. Ежик.

Логопед. Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

Ребенок.

Логопед. А мы знаем игру с пальчиками про Ежика, давай покажем ее друзьям.

Ребенок.

Логопед.
«Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.

Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому сжимаем мизинчик
волчку серенькому сжимаем безымянный палец
рыжей лисичке сжимаем средний палец
белочке-сестричке сжимаем указательный палец
а медведю-мишке ежик дарит шишки сжимаем большой палец

Логопед. Отлично!

8. Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

Логопед. Молодец здорово поиграли.

9. Итог, оценка деятельности.

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика и уже пора возвращаться в детский сад. А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

Ребенок.

Логопед. Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал (а) и за это Звукознайка дарит тебе подарок.