Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Образовательные:
- повторить и обобщить знания о треугольнике;
- доказать теорему о сумме углов треугольника и классифицировать треугольники по углам;
- формировать навыки применения теоремы о сумме углов треугольника при решении задач.
- Развивающие: развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
- Воспитательные: развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы работы на уроке:
- объяснительно-иллюстративный (при объяснении нового материала)
- репродуктивный (при выполнении упражнений)
Подготовка к уроку. Подготовить презентацию и готовые чертежи для изучения новой темы.
Структура урока.
1. Организация начала занятия – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов
действий – 5 мин.
3. Организация усвоения новых знаний и способов
действий – 10 мин.
4. Первичная проверка понимания; осмысление и
закрепление – 18 мин.
5. Домашнее задание – 2 мин.
6. Итог урока – 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке мы пополним знания о треугольнике.
II. Актуализация знаний
1) Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на
одной прямой и отрезков, попарно их соединяющих
(треугольник);
2) Так называются углы, образовавшиеся при
пересечении двух прямых третьей (односторонние,
накрест лежащие);
3) Если накрест лежащие углы равны или сумма
внутренних односторонних 180 градусов, то прямые
…(параллельны);
4) Фигура, образованная из точки и двух выходящих
из неё полупрямых называется … (угол);
5) В каком треугольнике углы при основании равны?
(равнобедренном).
III. Изучение новой темы
а) Формулируем задачу урока
Изучение теоремы полезно начать со следующей задачи: На рисунке прямые BD и АС параллельны. Найдите сумму углов треугольника ABC.
Учитель: Случайно ли сумма углов
данного треугольника ABC оказалась равной 180°, или
этим свойством обладают все треугольники?
Поиск ответа, естественно,
приводит к формулированию теоремы о сумме
углов треугольника.
Учитель: Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается путем логических рассуждений?
Учитель: Какую теорему нам нужно доказать?
Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
б) Доказательство теоремы, используя презентацию (развивает способность анализировать, обобщать и делать логические выводы, используя ранее изученный материал).
Учитель: Что нам дано?
Учащиеся: Дан треугольник.
Учитель: Постройте у себя в тетрадях
произвольный треугольник и обозначьте его
вершины А, В и С. Что требуется доказать?
Учащиеся: Что сумма углов треугольника
равна 180°.
Учитель: Как это записать?
Учащиеся:
Доказательство.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 1 (выполняется самостоятельно каждым учеником, затем следует обсуждение решений)
Вычислить все неизвестные углы треугольника (модели треугольников изображены на экране и на доске).
Вопросы:
Может ли треугольник иметь:
а) два прямых угла
б) два тупых угла
в) один прямой и один тупой угол
Следствие из теоремы о сумме углов треугольника (выводится учащимися самостоятельно; это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее).
В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой.
Если в треугольнике все углы острые, то он
называется остроугольным.
Если один из углов треугольника тупой, то он
называется тупоугольным.
Если один из углов треугольника прямой, то он
называется прямоугольным.
Задание №2
Работа в парах, взаимопроверка (вырабатывает умение оценивать, формулировать собственную точку зрения). После того, как учитель прокомментирует решение задач, выставляются оценки.
Вычислить все неизвестные углы треугольника (модели треугольников изображены на экране и на готовых чертежах).
V. Самостоятельная работа учащихся
1. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40°. Найдите углы треугольника.
2. Найдите углы равнобедренного треугольника, если угол при основании больше угла между боковыми сторонами на 30°.
VI. Домашнее задание
П. 30, № №223(в), 227(а)
VII. Итог урока
– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
– С какими видами треугольника познакомились?
– Итак, ребята этот урок пополнил ваши знания о треугольнике, но это еще не предел. На следующих уроках мы продолжим изучение треугольников, и вы узнаете еще много интересного и познавательного об этой геометрической фигуре.
Использованная литература
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др /Геометрия
7-9. М: Просвещение, 2004.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др./ Изучение
геометрии в 7-9 кл. Книга для учителя. М:
Просвещение. 2002.
3. Рабинович Е.М./ Задачи и упражнения на
готовых чертежах. М: Илекса. 2000.
4. Серия современная школа /Уроки геометрии с
применением информационных технологий. М:
Планета, 2011.