Основная идея урока заключается в использовании найденного детьми на предыдущем этапе понятия о грамматических значениях имен существительных для решения конкретно – частных задач. Дети вместе с учителем решают определенный круг частных задач, которые должны помочь каждому ребенку освоить пока еще новый для него способ действия: определение слов с одинаковой системой падежных окончаний. Это действие вырабатывается не на основе многократного воспроизведения заученных правил, а базируется на найденных и осознанных самими детьми общих принципах, лежащий его основе. Усвоению и закреплению навыка способствует также постоянный пооперационный контроль. Сильный оценочный компонент со стороны самого ученика обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих силах. А уверенность рождает и усиливает интересы ребенка в учении, его страсть к познанию.
Учебник автора В.В. Репкина для третьего класса.
Тип урока: урок конкретизации «открытого способа»
Задача: отработка способа определения слов с одинаковой системой падежных окончаний; употребление буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы; развитие исследовательских навыков.
Учебные материалы: компьютер, проектор, демонстрационный экран; орфографические словари; схемы; модели, таблицы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Клич урока:
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
2. Создание ситуации успеха
Задание 1
У.: Ребята, в каких частях слова мы
умеем проверять орфограммы слабых позиций? (Схема 1)
Д.: В корне слова. Слабую позицию в корне
проверяю по сильной позиции в том же корне.
У.: Какую задачу мы поставили перед
собой теперь?
Д.: Как проверить орфограммы слабых
позиций в окончаниях имен существительных. (Схема 2)
У.: Что мы узнали про окончания? Давайте
проведем конкурс объяснений. (К доске выходят
четверо детей. Каждый из них старается четко и
правильно охарактеризовать «работу» окончаний
по одной из четырех модели окончаний). (Схема 3, схема 4, схема 5, схема 6) В этом
вам помогут модели окончаний.
У.: Итак. Для чего нужны окончания?
Какие бывают окончания?
Д.: Окончания – омонимы, окончания –
синонимы, одни и те же окончания. (Схема
7, схема 8, схема 9)
У.: Может ли одно и то же окончание
работать в разных словах, называющих предметы?
– Сколько наборов падежных окончаний слов –
названий предметов в единственном числе
выделили?
– К какому выводу пришли на предыдущих уроках?
Д.: Мы выделили 4 набора падежных
окончаний слов – названий предметов в
единственном числе и пришли к выводу, что одно и
то же окончание может работать в словах –
названиях предметов.
1 набор 2 набор 3 набор 4 набор
стена стол окно рожь
3. Создание ситуации интеллектуального конфликта
Задание 2
Индивидуальная работа учащихся
У.: Давайте еще раз в этом убедимся. Перед вами задание.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка.
Собака лает, а достать не может.
* * *
Ты его отлично знаешь:
Руль, звонок, седло на раме.
На педали нажимаешь,
А колеса едут сами.* * *
В глуши, где кончаются стежки,
Таятся в листве ребятишки:
Иные – крупнее картошки,
Другие не более шишки.
У каждого – шляпа большая,
У каждого – толстая ножка.
И каждого я приглашаю:
– Скорей отправляйся в лукошко!
У.: Кто может сформулировать задания?
Д.: Сначала нужно отгадать загадки.
Потом к словам стена, стол, окно, рожь (на
доске) подберем из загадок слова – названия
предметов с теми же наборами окончаний. А затем
можно обменяться тетрадями и проверить. Можно
разбиться на 4 группы, и каждая группа выпишет
слова, подходящие к одному из четырех слов.
У.: Хорошо! Отгадайте. Затем
сгруппируйте слова – названия по наборам
падежных окончаний. Не забываем об орфограммах!
Д.: Получается четыре группы слов.
стена стол окно рожь
рама руль седло педаль ребятишки
стежка звонок колесо глуш_?
листва лукошко
картошка
шишка
шляпа
ножка
У.: Поднимите руки, кто выполнил
задание так (смотрят на запись). Что означает
слово стежка? Какое это слово:
однозначное или многозначное?
– Подберите синонимы к этому слову?
Д.: Тропинка, дорожка.
У.: Попало ли слово ребятишки в одну
из записанных групп? Почему? Какое слово вызвало
затруднение в написании?
Д.: глуш_?
У.: Почему?
Д.: Мы знаем только орфограммы после
шипящих в словах действиях.
У.: Молодцы! Помните слово «малыш»! Вы
объяснили, что не нужен ь знак после шипящих, т.к.
это слово не называет действие.
Задание 3
У.: Придумать такое же задание для
товарищей. Слово должно быть названо в не
именительном падеже. Не забываем об орфограммах!
Д.: (Называют слова и определяют набор
грамматических значений. Среди разных слов
попадались слова: мышью, в печи, грачей
и др.)
У.: Молодцы! Как вы безошибочно
определили слова с одинаковым набором окончаний?
(удивляется) Вы ведь не сравнивали изменения слов
во всех падежах!
Д.: Мы определяли одинаковые падежные
окончания простым способом!
У.: По какому падежу? Что при этом
учитывали?
Д.: Если в именительном падеже у разных
слов одинаковые окончания, значит, они
одинаковые и других падежах.
У.: Какие слова вызывали затруднения в
написании? Почему? Встречаются ли еще слова –
названия предметов в именительном падеже
единственного числа с шипящей на конце?
4. Постановка частной задачи
У.: Сформулируйте, пожалуйста, четко
проблему, с которой вы столкнулись.
Д.: Мы не можем определить, нужно или не
нужно после шипящего в конце слова писать ь знак
в словах предметах.
У.: Поставьте в этих словах после
шипящего знак вопроса.
5. Анализ условий частной задачи и ее решение
а) Организация групповой работы
У.: Как мы будем действовать?
Д.: Надо понаблюдать за этими словами.
Можно проверить их написание по словарю.
Задание 4
У.: Хорошо. На пять минут соберитесь в группы. Вот вам задание (слова написаны на листках бумаги по числу групп)
В темной глуши, вкусным борщом, красных кирпичей, прелестным пейзажем, разноцветной гуашью, горячего калача, житейские мелочи, городской пустоши.
Прочитайте словосочетания и составьте план дальнейшей работы.
Д.: (составляют план, учитель помогает
корректировать)
В результате обсуждения получается такой план.
1. Изменить сочетания слов так, чтобы названия
предметов были в именительном падеже
единственного числа;
2. Записать полученные словосочетания в два
столбика. В первый – слова женского рода, во
второй – слова мужского рода;
3. Выделить окончания в словах;
4. Не забывать об орфограммах! Проверить по
словарю, как пишутся эти слова.
У.: Раз у вас есть план действий,
исследуйте слова в группах. Запишите слова в два
столбика.
Результаты групповой работы на больших листах
вывешиваются на доску (записи оказались
одинаковыми).
глушь борщ
гуашь кирпич
мелочь пейзаж
пустошь калач
У.: Каким звуком оканчиваются названия
предметов в каждом столбике?
Д.: Шипящим [ш].
У.: В каком из столбиков конце после
шипящих написан ь знак?
Д.: В первом.
У.: Каким грамматическим значением
отличаются друг от друга слова в каждом столбике?
Д.: В первом столбике – слова женского
рода, во втором – мужского рода.
У.: Как вы определили род?
Д.: Заменили словами он, она. Можно еще
определить по окончанию.
6. Моделирование
У.: Зафиксируйте результат исследования схемой в удобной для вас форме.
Модели имели такой вид:
(Схема 10)
У.: Кто расшифрует схему? Что нам
удалось выяснить?
Д.: В названиях предметов женского рода,
единственного числа с нулевым окончанием в конце
обязательно пишется ь знак, в том числе после
шипящих. Ни в каких других случаях после шипящих
в словах – названиях предметов буква ь знак не
пишется.
7. Решение частных задач открытым общим способом
Задание 5
Прочитать отрывок из произведения. Вставить слово и без ошибок записать.
1. ________ последней по сему
Полюбилася ему…2. Родила царица в _________
Не то сына, не то _______3. Вот открыл ______ очи.
4. Ветер, ветер! Ты ________
Ты ____ стаи ___________5. Сказка _______, да в ней намек!
Задание 6
Подобрать к словам слова – синонимы с шипящими на конце.
Неправда, граница, соревнование, трепет, ерунда, команда, сила, призыв.
Задание 7
Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь знак.
Мелестная девеж? притясла комейный борож?. Лусый морош? увертал чулейную велоч?.
У.: Проверим работу. Поменяйтесь тетрадями друг с другом.
Как научить других выполнять такое задание без ошибок? Что надо при этом учитывать? (Пользуются таблицей действий)
(Схема 11)
8. Рефлексия
У.: Вернемся к слову глуш_?, которое вызвало затруднение в написании. Кто теперь объяснит его правописание? Доказать правильность своего выбора (ученики используют для доказательства модель существительных женского рода и таблицу действий).
9. Домашнее задание
У.: Кто хочет, опишите, что важного было сегодня на уроке.