Урок по теме "Буква "Ь" после шипящих в словах-названиях предметов

Разделы: Начальная школа


Основная идея урока заключается в использовании найденного детьми на предыдущем этапе понятия о грамматических значениях имен существительных для решения конкретно – частных задач. Дети вместе с учителем решают определенный круг частных задач, которые должны помочь каждому ребенку освоить пока еще новый для него способ действия: определение слов с одинаковой системой падежных окончаний. Это действие вырабатывается не на основе многократного воспроизведения заученных правил, а базируется на найденных и осознанных самими детьми общих принципах, лежащий его основе. Усвоению и закреплению навыка способствует также постоянный пооперационный контроль. Сильный оценочный компонент со стороны самого ученика обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих силах. А уверенность рождает и усиливает интересы ребенка в учении, его страсть к познанию.

Учебник автора В.В. Репкина для третьего класса. 

Тип урока: урок конкретизации «открытого способа»

Задача: отработка способа определения слов с одинаковой системой падежных окончаний;  употребление буквы   Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы; развитие исследовательских навыков.

Учебные материалы: компьютер, проектор, демонстрационный экран; орфографические словари; схемы; модели, таблицы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Клич урока:

Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.

2. Создание ситуации успеха

Задание 1

У.: Ребята, в каких частях слова мы умеем проверять орфограммы слабых позиций? (Схема 1)
Д.: В корне слова. Слабую позицию в корне проверяю по сильной позиции в том же корне.
У.: Какую задачу мы поставили перед собой теперь?
Д.: Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях имен существительных. (Схема 2)
У.: Что мы узнали про окончания? Давайте проведем конкурс объяснений. (К доске выходят четверо детей. Каждый из них старается четко и правильно охарактеризовать «работу» окончаний по одной из четырех модели окончаний). (Схема 3, схема 4, схема 5, схема 6) В этом вам помогут модели окончаний.
У.: Итак. Для чего нужны окончания?
Какие бывают окончания?
Д.: Окончания – омонимы, окончания – синонимы, одни и те же окончания. (Схема 7, схема 8, схема 9)
У.: Может ли одно и то же окончание работать в разных словах, называющих предметы?
– Сколько наборов падежных окончаний слов – названий предметов в единственном числе выделили?
– К какому выводу пришли на предыдущих уроках?
Д.: Мы выделили 4 набора падежных окончаний слов – названий предметов в единственном числе и пришли к выводу, что одно и то же окончание может работать в словах – названиях предметов.

1 набор                      2 набор                      3 набор                      4 набор

стена                          стол                          окно                           рожь

3. Создание ситуации интеллектуального конфликта

Задание 2

Индивидуальная работа учащихся

У.: Давайте еще раз в этом убедимся. Перед вами задание.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка.
Собака лает, а достать не может.

* * *

Ты его отлично знаешь:
Руль, звонок, седло на раме.
На педали нажимаешь,
А колеса едут сами.

* * *

В глуши, где кончаются стежки,
Таятся в листве ребятишки:
Иные – крупнее картошки,
Другие не более шишки.
У каждого –  шляпа большая,
У каждого – толстая ножка.
И каждого я приглашаю:
– Скорей отправляйся в лукошко!

У.: Кто может сформулировать задания?
Д.:  Сначала нужно отгадать загадки. Потом к словам  стена, стол, окно, рожь (на доске) подберем из загадок  слова – названия предметов с теми же наборами окончаний. А затем можно обменяться тетрадями и проверить. Можно разбиться на 4 группы, и каждая группа выпишет слова, подходящие к одному из четырех слов.
У.: Хорошо! Отгадайте. Затем сгруппируйте слова – названия по наборам падежных окончаний. Не забываем об орфограммах!
Д.: Получается четыре группы слов.

стена            стол                           окно                          рожь
рама               руль                            седло                        педаль                        ребятишки
стежка            звонок                       колесо                       глуш_?
листва                                               лукошко
картошка
шишка
шляпа
ножка

У.: Поднимите руки, кто выполнил задание так (смотрят на запись). Что означает слово  стежка? Какое это слово: однозначное или многозначное?
– Подберите синонимы к этому слову?
Д.: Тропинка, дорожка.
У.: Попало ли слово ребятишки в одну из записанных групп? Почему? Какое слово вызвало затруднение в написании?
Д.: глуш_?
У.: Почему?
Д.: Мы знаем только орфограммы после шипящих в словах действиях.
У.: Молодцы! Помните слово «малыш»! Вы объяснили, что не нужен ь знак после шипящих, т.к. это слово не называет действие.

Задание 3

У.: Придумать такое же задание для товарищей. Слово должно быть названо в не именительном падеже. Не забываем об орфограммах!
Д.: (Называют слова и определяют набор грамматических значений. Среди разных слов попадались слова: мышью, в печи, грачей и др.)
У.: Молодцы! Как вы безошибочно определили слова с одинаковым набором окончаний? (удивляется) Вы ведь не сравнивали изменения слов во всех падежах!
Д.: Мы определяли одинаковые падежные окончания простым способом!
У.: По какому падежу? Что при этом учитывали?
Д.: Если в именительном падеже у разных слов одинаковые окончания, значит, они одинаковые и других падежах.
У.: Какие слова вызывали затруднения в написании? Почему? Встречаются ли еще слова – названия предметов в именительном падеже единственного числа с шипящей на конце?

4. Постановка частной задачи

У.: Сформулируйте, пожалуйста, четко проблему, с которой вы столкнулись.
Д.: Мы не можем определить, нужно или не нужно после шипящего в конце слова писать ь знак в словах предметах.
У.: Поставьте в этих словах после шипящего знак вопроса.

5. Анализ условий частной задачи и ее решение

а)  Организация групповой работы

У.: Как мы будем действовать?
Д.: Надо понаблюдать за этими словами. Можно проверить их написание по словарю.

Задание 4

У.: Хорошо. На пять минут соберитесь в группы. Вот вам задание (слова написаны на листках бумаги по числу групп)

В темной глуши, вкусным борщом, красных кирпичей, прелестным пейзажем, разноцветной гуашью, горячего калача, житейские мелочи, городской пустоши.

Прочитайте словосочетания и составьте план дальнейшей работы.

Д.: (составляют план, учитель помогает корректировать)
В результате обсуждения получается такой план.

1. Изменить сочетания слов так, чтобы названия предметов были в именительном падеже единственного числа;
2. Записать полученные словосочетания в два столбика. В первый – слова женского рода, во второй – слова мужского рода;
3. Выделить окончания в словах;
4. Не забывать об орфограммах! Проверить по словарю, как пишутся эти слова.

У.: Раз у вас есть план действий, исследуйте слова в группах. Запишите слова в два столбика.
Результаты групповой работы на больших листах вывешиваются на доску (записи оказались одинаковыми).

глушь                                     борщ
гуашь                                     кирпич
мелочь                                   пейзаж
пустошь                                 калач

У.: Каким звуком оканчиваются названия предметов в каждом столбике?
Д.: Шипящим [ш].
У.: В каком из столбиков конце после шипящих написан ь знак?
Д.: В первом.
У.: Каким грамматическим значением отличаются друг от друга слова в каждом столбике?
Д.: В первом столбике – слова женского рода, во втором – мужского рода.
У.: Как вы определили род?
Д.: Заменили словами он, она. Можно еще определить по окончанию.

6. Моделирование

У.: Зафиксируйте результат исследования схемой в удобной для вас форме.

Модели имели такой вид:

(Схема 10)

У.: Кто расшифрует схему? Что нам удалось выяснить?
Д.: В названиях предметов женского рода, единственного числа с нулевым окончанием в конце обязательно пишется ь знак, в том числе после шипящих. Ни в каких других случаях после шипящих в словах – названиях предметов буква ь знак не пишется.

7. Решение частных задач открытым общим способом

Задание  5

Прочитать отрывок из произведения. Вставить слово и без ошибок записать.

1. ________ последней по сему
Полюбилася ему…

2. Родила царица в _________
Не то сына, не то _______

3. Вот открыл ______ очи.

4. Ветер, ветер! Ты ________
Ты ____ стаи ___________

5. Сказка _______, да в ней намек!

Задание 6

Подобрать к словам слова – синонимы с шипящими на конце.

Неправда, граница, соревнование, трепет, ерунда, команда, сила, призыв.

Задание 7

Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь знак.

Мелестная девеж? притясла комейный борож?. Лусый морош? увертал чулейную велоч?.

У.: Проверим работу. Поменяйтесь тетрадями друг с другом.

Как научить других выполнять такое задание без ошибок? Что надо при этом учитывать? (Пользуются таблицей действий)

(Схема 11)

8. Рефлексия

У.: Вернемся к слову глуш_?, которое вызвало затруднение в написании. Кто теперь объяснит его правописание? Доказать правильность своего выбора (ученики используют для доказательства модель существительных женского рода и таблицу действий).

9. Домашнее задание

У.: Кто хочет, опишите, что важного было сегодня на уроке.