Цели:
- Обучающие
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел звонок, начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха.
– Прочитайте слова:
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня.
Родной наш, правдивый и гордый язык!
– Итак, сейчас у нас урок русского языка. Прочитайте слова.
На доске слова: ст…лица, с…лют, с…рень, сах…р, с…бака, с…рока.
– С какой буквы начинаются все слова? (С согласной буквы с.)
– К какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные.)
– Это словарные слова.
2. Минутка чистописания
Письмо букв и соединений Сс сл сз се Сн См Ся
– Запишите в тетради словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
(Один ученик выполняет работу на индивидуальной доске.)
– Посмотрите, какое явление изображено? (Снегопад.)
– Запишите это слово в тетрадь. Какое это слово? (Сложное.)
– Какие слова называются сложными? (Слова, которые образованы сложением двух основ с помощью соединительных гласных о или е.)
3. Проверка домашнего задания
– Какое слово отгадка получилось у вас в домашней работе? (Синеглазый.)
– Какой частью речи является это слово? (Прилагательным.)
– Несколько ребят записали похожие слова. Давайте их послушаем. (Светловолосый, голубоглазый, темнокожий, остроумный, гостеприимный, правдолюбивый, целеустремлённый.)
4. Объявление темы работы
– Итак, сегодня мы с вами продолжим работу по теме: «Сложные слова». Мы будем упражняться в написании сложных слов.
5. Составление предложения
– Составьте предложение из слов, которые рассыпались.
На доске слова: снегопада, наступила, после, удивительная, тишина.
Одна ученица работает у доски.
После снегопада наступила удивительная тишина.
– Подчеркните основу предложения. Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.)
6. Работа с загадками
– Все вы любите загадки. Я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в кроссворд.
1) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся под лучами
Отливает серебром. (Самолёт.)2) Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако, … (Ледоход.)3) В глубине солёных вод
Сделал сотни он работ:
Груз со дна он поднимал,
Клад пиратский он искал,
Делал снимки он для книжки
Что читают все мальчишки. (Водолаз.)4) Не олень он и небык
В жарких странах жить привык
На носу имеет рог,
Кто же это?.. (Носорог.)5) Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту.6) Эти сказочные сани
Даже в гору едут сами. (Снегоход.)
– Какие слова мы записали?
– Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах? (о,
е)
7. Физкультминутка «Как живёшь!»
8. Работа с текстом.
– А теперь ещё одна загадка. Это удивительное явление природы, которое бывает у нас каждый год.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла
Что? Скажите, буду рад
Ну, конечно, … (листопад.)
9. Работа по учебнику. (Полякова А.В) стр. 17 упражнение 186. Устно.
– Составим предложение из слов. Это упражнение – ваше домашнее задание.
10. Загадки.
– Запишите отгадки в два столбика. В первый столбик с соединительной гласной «о», во второй столбик с гласной «е».
1) Мой сердечный друг приятель
В чайном тресте председатель
Всё семейство вечерком
Угощает нас чайком. (Самовар.)2) Ем я уголь, пью я воду
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь (Паровоз.)3) Он идёт по тротуару,
Любит зебру – переход.
И шагает по обочине,
Кто же это? (Пешеход.)4) Стоит Егорка – конопатая головка
Никуда не шагает, только мух отгоняет. (Мухомор.)5) Имя легендарного моряка, попадавшего во множество фантастических приключений во время путешествий через море. (Синдбад-мореход.)
6) Как называют повара в походной группе? (Кашевар.)
7) Случается, случается.
Река вдруг обрывается.
Куда ж она девается?
Быть может, испаряется?
Но, иногда случается, бросается,
Бросается вниз головой с горы. (Водопад.)
11. Итог урока
– Каким секретом сложных слов ты поделился бы с другом? (Сложные слова – это слова, которые образованы путём сложения двух основ с помощью соединительных гласных о или е.)
– У сложных слов одна основа. Каким способом ещё образуются сложные слова? Приведите примеры.
Способ сложения целых слов. Например, диван – кровать, лётчик – испытатель. Сложение начальной части слова с целым словом. Например: автовокзал, сберкасса.
– Молодцы! Спасибо за работу на уроке!