Цель: создать условия для выбора родителями модуля ОРКСЭ
Задачи:
- провести входную диагностику (по теме «ОРКСЭ»),
- рассказать о возрастных особенностях младшего подростка,
- сформировать первичное представление о курсе ОРКСЭ,
- показать воспитательные возможности данного курса,
- познакомить с модулями курса,
- познакомить со спецификой уроков в рамках предмета (работа с информацией: текстом и иллюстрацией)
- рассказать об особенностях домашнего задания (проектная технология),
- познакомить с учебником «Я в мире людей» и программой предмета «Основы духовно-нравственной культуры России»,
- дать список литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание»,
- формировать представление об уровне профессиональной подготовки учителя.
Планируемый результат:
- актуализация представлений о данном курсе и программе ДНР
- понимание возрастных особенностей младших подростков
- осознание необходимости введения курса ОРКСЭ для воспитания младшего подростка
- первичное представление о модулях
- выбор модуля
- понимание специфики уроков
- понимание специфики домашних заданий
- осознание необходимости помогать ребёнку
- представление об учебнике «Я в мире людей» и программе «Основы духовно-нравственной культуры России»
- ориентация в научной, методической, художественной литературе по теме «Духовно-нравственное воспитание»
- представление о профессиональной подготовке учителя
ХОД СОБРАНИЯ
I. Введение в урок. Мотивация. Формулирование темы
1) Работа со слайдами (5-7 иллюстрация). Что объединяет эти слайды.
2) Чтение текста, поясняющего иллюстрации (отрывки из «Цикла о незримом» Э. Шмитта):
№ 1: Мне было десять лет, когда я
оказался в числе детей, которых каждое
воскресенье выставляли на аукцион. Нас не продавали, нам всего лишь предлагали пройтись вдоль помоста в надежде, что кто-нибудь захочет нас взять. Среди публики могли оказаться и наши собственные родители, наконец-то вернувшиеся с войны, и просто супружеские пары, желающие нас усыновить. Каждое воскресенье я поднимался на эти подмостки в надежде, что меня если не узнают, то хотя бы выберут… В то утро мы с Руди отправились на прогулку в рощу, которую в Израиле назвали его именем. Роща Отца Понса состоит из двухсот семидесяти одного дерева, каждое из которых олицетворяет спасенного им ребенка. Теперь у подножия деревьев постарше уже росли молодые деревца – Смотри-ка, Руди, деревьев становится все больше, и скоро их число не будет означать ничего… – Все правильно, Жозеф. У тебя сколько детей? Четверо. А внуков? Пятеро. Спасая тебя, отец Понс уже спас еще девять человек А в моем случае – двенадцать. В следующем поколении получится еще больше. И дальше – все больше и больше. Через несколько веков окажется, что он спас миллионы людей. – Как Ной… За разговором, по дороге к масличной роще, нам пришлось проехать мимо палестинского дома, только что разрушенного гусеницами танка. Разбросанные вещи валялись в пыли, столбы которой еще поднимались к небу. Две стайки ребятишек яростно дрались посреди развалин. Я попросил Руди остановить джип. – Что тут произошло? – Наши репрессии в ответ на вчерашний теракт палестинского смертника. Погибло три человека. Пришлось реагировать. Не отвечая на его слова, я вылез из машины и пошел по обломкам. Еврейские и палестинские мальчишки швыряли друг в друга камнями. Промахнувшись, один из них схватил толстую палку, бросился на ближайшего из противников и ударил его. Ответные меры не заставили себя ждать. Через несколько мгновений мальчишки из обоих кланов уже вовсю лупили друг друга обломками досок. № 2: Дорогой Бог! P. S. В последние три дня Оскар держал на тумбочке у кровати карточку. Думаю, это Тебя касается. Он написал: «Только Бог имеет право разбудить меня». № 3: На следующий день мсье Ибрагим
направился со мной в Париж, в красивый, как на
открытке, Париж туристов. Мы прошлись вдоль Сены,
которая на самом деле не совсем прямая. |
– Определите тему урока (8 кадр). Рассматривание, чтение текста, формулирование темы.
3) Входная диагностика, заполнение анкеты (колонка ответов № 1):
Анкета для родителей
(в начале урока заполняется ответ № 1, в конце урока – ответ №2).
№ | Вопрос |
Ответ №1 |
Ответ №2 |
1. | В каком году началось преподавание учебного курса ОРКСЭ? | ||
2. | Почему, на Ваш взгляд, появилась необходимость ведения этого курса, считаете ли Вы актуальным ведение ОРКСЭ? | ||
3. | Сформулируйте цель этого курса. | ||
4. | В чём состоит задача взаимодействия с родителями, на Ваш взгляд? | ||
5. | Сколько модулей включает этот курс? | ||
6. | Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу. | ||
7. | Какие возрастные особенности проявляются у Вашего ребёнка (какие изменения, например, в поведении)? | ||
8. | В чём, по Вашему мнению, состоит «образовательный кризис» при переходе в 5 класс? | ||
9. | Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках? | ||
10. | Какой результат Вы ожидаете? |
II. Формулирование задач курса. Возрастные особенности младших школьников. (9 слайд).
Работа с распечатанным текстом «Возрастные особенности».
Уточнить, как работать с текстом. Инсерт:
1. Что вы знаете по этой теме? Запись ответов 2 мин. Обсуждение (экспресс-опрос). |
2. Чтение текста с пометками: я это знал (+), это новое ( V ), не согласен (–), есть вопрос (?). Обсуждение. Формулирование вопросов (если возникли). |
3. Фиксация выводов (в парах). Обсуждение. |
Текст:
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20347 Ваш ребёнок – младший подросток В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4-6 классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие. Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью – качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление основы социального самосознания – пробуждение чувства взрослости, формируются сложные формы мыслительной деятельности, абстрактное, теоретическое мышление, появляется мужской или женский взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой – возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребёнком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними ещё долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, следствием чего становится «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников по сравнению со старшими школьниками несамостоятельными и недостаточно образованными. Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя – значимого взрослого – и ребёнка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В основной школе обучение перестраивается с задач развития познавательной сферы личности ученика на задачи освоения школьником больших объёмов систематизированной научной информации по каждому из предметов. Таким образом, 4-5 классы – переход из младшей в основную школу – довольно сложный период развития ребёнка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни. Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды. Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным. На ребёнка оказывают огромное влияние информационно-коммуникационые технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить современного человека и общество. Информационно-коммуникационые технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребёнка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять её своим правилам. Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами. Часто в правилах игры, регулирующих отношения между виртуальными персонажами и ребёнком, игнорируются моральные нормы, принятые в обществе. Ребёнок, взрослея среди игр такого рода, принимает правила поведения, которые в реальности не только не работают, но и способны причинять вред человеку. Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определённых обязательств, в том числе и моральных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе. Такая игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребёнка. |
– Что нового вы узнали. Какие появились вопросы.
III. Знакомство с модулями курса. Основы православной культуры
Презентация. Комментирование слайдов,
самостоятельное чтение текста на слайде.
– Что Вы можете сказать об этом мальчике? (11
слайд)
– К какой конфессии он принадлежит? Вывод
сделать сложно (работа с иллюстрацией).
IV. Продолжение знакомства с модулями курса. (12-15 слайды) Особенности домашнего задания
1) Православная культура: Кирилл и Мефодий –
учители словенские. Кадр16.
2) Просмотр фильма (изображений с наложением
музыки «Домашнее задание. Мой Храм»).
3) Пояснение, как помочь в выполнении д/з
(особенности работы с текстом, с иллюстрацией, с
информацией).
4) Что такое «Творческий проект»?
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). |
V. Продолжение знакомства с модулями (17 слайд)
1) Модуль основы светской этики. Чтение
пояснение слайда.
2) Презентация учебника «Я в мире людей».
http://www.zankov.ru/news/editors/article=3211 Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ Основы духовно-нравственной культуры народов России Авторы программы: Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова Цель курса – воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Поскольку курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» интегрирует культурологическое содержание и направлен на развитие прежде всего личностной сферы обучающихся, содержание учебника построено на межпредметных связях, обращении к ранее изученному учениками материалу и их собственному опыту. Раскрывая разные стороны культуры, авторы курса пытались подходить к анализу проблем не с точки зрения общества, предлагающего эти ценности, но максимально учитывать позицию ребенка, осваивающего эти ценности, обращаться к его опыту. Этим объясняется помещение в учебник фрагментов из воспоминаний о детстве взрослых людей. В этих текстах сочетаются два взгляда на проблему: ребенка, переживающего ту или иную ситуацию, и взрослого, представляющего позицию общества. Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках. Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшей выступает «золотое правило нравственности». Ключевые понятия курса: «поступок», «Родина»,
«семья». Это позволяет связать этику, берущую
начало от древнегреческого этоса (действия, за
которое отвечает человек), со всеми компонентами
культуры, в которые так или иначе включается
размышление о поступке. Тексты, рисунки и задания
фиксируют внимание ребенка на особенностях
поступка, у которого есть причины и который имеет
последствия, оказывающие влияние не только на
человека, совершившего действия, но и на
окружающих людей. Через содержание всего
учебника проводится мысль о необходимости
каждому человеку думать о том, к чему приведет
его поступок. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Объем: 2 части по 112 стр. Учебные пособия, которые могут быть
использованы при изучении курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»: Щуркова Н.Е. Нравственные основы жизни
человека: учеб. пособие для 4-5 кл. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2012. |
VI. Список литературы
Раздать распечатки:
1. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей” - М. “Дошкольное воспитание”, 2006 г |
2. Султанова Н. “Духовно-нравственное воспитание дошкольников”. – М. “Дошкольное воспитание”, 2004 г |
3. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” – ж. “Воспитание школьников”, 2006 |
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010 |
5. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999. – 144 С. |
6. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: 1989. – 420 С. |
7. Михайлов Ю.П. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. – СПб.: 2000. – 84 С. |
8. Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. – СПб: 1999. – 63 С. |
9. Художественная литература: книги детского круга чтения. Какие можете предложить? |
Вопрос родителям: какие книги Вы можете предложить для чтения с детьми в рамках предложенной темы. Ответ обоснуйте.
Составление списка художественной литературы предложенного родителями.
VII. Рефлексия
– Диагностика (заполнение анкеты, колонка
ответов № 2).
– Анализ ответов анкеты. Что изменилось?
– Формулирование своего понимания
необходимости курса (выслушать мнения
родителей).
– Выбор модуля. Заявление.