(Слайд 1)
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий обновления является использование новых информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Применение компьютерной техники позволяет сделать логопедическое занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные, коррекционные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Выделяют следующие дидактические принципы применения компьютерных технологий:
– принцип научности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип поэтапного преодоления трудностей;
– принцип прочности;
– принцип преемственности;
– принцип интерактивной наглядности;
– принцип мультимедийности;
– принцип когнитивности коммуникации;
– принцип здоровьесбережения;
– принцип активизации познавательной деятельности;
– принцип межпредметных связей. (Слайд 2)
Эффективность применения компьютерных технологий проявляется в следующем:
1) Повышение статуса муниципального дошкольного образовательного учреждения, предоставляющего услуги дополнительного образования.
2) Повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг.
3) Модернизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения новых технологий и направлений.
4) Организация систематической логопедической поддержки семей, воспитывающих детей с недостатками в речевом развитии.
5) Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи (Cлайд 3).
Задачи, решаемые в процессе использования компьютерных технологий на логопедических занятиях:
- Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
- Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций;
- Задачи творческого цикла: развитие воображения; развитие познавательной активности.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. (Слайд 4)
В качестве мультимедиаресурсов выступают: презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, фотографии, компьютерные программы, аудио пособия, видеофрагменты, предметные картинки в движении , интерактивные схемы и модели, компьютерные игры.Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности, в работе логопеда с родителями, а родителей с детьми, – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы и консультации, справочный материал. (Слайд 5)
Практическое использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
В работе учителя-логопеда используются следующие компьютерные пособия.
- Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий. (Слайд 6)
- Второй помощник – Программно-методический комплекс «Развитие речи». (Слайд 7). Раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми – заданиями следующих типов: «Слово – действие», «Подбери действие», «Слово – признак», «Подбери признаки» с несколькими уровнями сложностями; «Составляем описание», «Послушай рассказ». (Слайд 8)
- Оптимальному решению задач по коррекции
речевой патологии у детей-логопатов старшего
дошкольного возраста способствует
специализированная компьютерная
логопедическая программа «Игры для Тигры».
(Слайд 9)
Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-грамматических компонентов языка. (Слайд 10) - Мультимедийный диск «Домашний логопед». (Слайд 11)
На логопедических занятиях используются презентации, которые способствуют обогащению и структурированию словаря, позволяют работать над грамматической структурой слов, словосочетаниями, предложениями, текстами. Презентации объединены в группы по лексическим темам, составлен каталог презентаций. (Слайд 12)
Упражнения и игры по формированию грамматического строя речи входят в структуру презентаций по фонетике, по автоматизации звуков, в работе над связной речью. Также в работе учителя-логопеда используются компьютерные ресурсы в следующих разделах: Диагностика. Работа с родителями и воспитателями. (Слайд13)
Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, синтаксис. Таким образом, различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения, синтаксический – умение составлять словосочетания и предложения. (Cлайд 14)
Основные задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, времена).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм – словообразования. (Слайд 15)
Нарушения морфологической системы языка при ОНР.
Части речи делятся на самостоятельные, служебные и особую часть речи междометие. Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, отвечают на вопросы, являются членами предложения. Служебные части речи не имеют самостоятельного лексического значения, не являются самостоятельными членами предложения и не отвечают на вопросы (Слайд 16).
Самостоятельные части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые части речи делятся на склоняемые – имя существительное, имя числительное, имя прилагательное, местоимение; и спрягаемые – глагол. Неизменяемой частью речи является наречие (Слайд 17) .
Морфологические признаки самостоятельных частей речи:
- Имя существительное. Постоянные : собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевлённое, склонение, род Непостоянные: число.
- Имя прилагательное. Постоянные: разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные. Непостоянные: род, число, падеж.
- Имя числительное. Постоянные: по значению и грамматическим особенностям разделяют на: количественные или порядковые , а также по составу на : простые, сложные или составные; разряд по значению (для количественных) (целые, дробные, собирательные). Непостоянные: род, число, падеж.
- Местоимение. Постоянные: лицо , разряд по значению (личные, возвратное (себя), притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные ). Непостоянные: падеж, число (если есть), род (если есть).
- Глагол. Постоянные: возвратный или невозвратный, переходный (имеет залог) или непереходный; вид (совершенный или несовершенный) ; спряжение: 1 или 2. Непостоянные: наклонение, время; число; лицо; род.
- Наречие. Морфологические признаки: неизменяемость, разряд по значению 1)Указывающие на качественный признак. Как? Холодно, настойчиво. 2) Места. Где? Куда? Откуда? Впереди, направо, издали. 3) Времени. Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Сегодня, недавно дотемна. 4) Причины. Почему? Отчего? По какой причине? В насмешку, со зла, сослепу. 5) Цели. Зачем? С какой целью? Для чего? Назло, в отместку. 6) Образа и способа действия. Как? Каким образом? Медленно. 7) Меры и степени. Сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? Чуть-чуть, немного, очень, вполне.) (Слайд 18).
Формирование словоизменения существительных
С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.
- Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
- Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у,-а,-я),родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
- Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
- Закрепление беспредложных форм множественного числа.
- Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа (Слайд 19).
Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.
- Формы множественного числа с окончанием -ы (стол-столы).
- Формы множественного числа с окончанием -и (мяч-мячи).
- Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
- Формы множественного числа с окончанием -ja(стул-стулья) (Слайд 20) .
Падежные окончания имен существительных
Существует строгая закономерность в употреблении падежных окончаний существительных. Необходимо дать почувствовать эту закономерность ребенку. Весь речевой материал сгруппирован по тематическим группам слов (по лексическим темам). Для всех окончаний имён существительных характерно следующее.
- Окончания И.п. во всех тематических группах слов практически одинаковы. Наиболее распространёнными являются окончания – -Ы,-И (розы, шкафы), тогда как все остальные окончания типа -а (-я), -ья (окна, тополя, деревья), по сути, представляют собой лишь отдельные исключения. И на эти слова нужно обратить особое внимание.
- Окончания Д.п.,Т.п.,П.п. во всех тематических группах слов тоже совпадают.
- Основную сложность для ребенка будут представлять окончания Р.п..
- В В.п. окончания у неодушевленных предметов полностью совпадают с окончаниями И.п. (И,п.: есть что? – шкафы, дубы, кабачки, гвоздики; В.п.: вижу что? – шкафы, дубы, кабачки, гвоздики ), в следующих тематических группах слов: деревья, цветы, фрукты, овощи, грибы, мебель, одежда, головные уборы, обувь, посуда, школьные принадлежности, транспорт. А для одушевленных предметов окончания в В.п. совпадают с окончаниями Р.п. (Р.п.: нет кого? – ворон, стрекоз, волков, бабочек; В.п.: вижу кого? – ворон, стрекоз, волков, бабочек) в следующих тематических группах слов: животные, птицы, рыбы, насекомые.
Работая над конкретными тематическими группами слов, основное внимание ребенка нужно сосредоточить не на самих словах, а на разновидностях их окончаний. При этом особенно важно показать ребенку, что все типы окончаний постоянно и в неизменном виде повторяются в каждой из тематической групп слов. Н-р, Т.п.: доволен чем? – огурцами, яблоками, розами, дубами, тарелками, майками, автобусами и т.д.. (Слайд 21)
Подборка систематизированного материала по всем лексическим темам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример консультации по лексической теме: «Мебель». (Слайд 22).
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей
Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД ОТ
Д.п – К ПО
В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
П.п. – В НА О ОБ ПРИ (Слайд 23)
Основная задача работы с предложными конструкциями состоит в том, чтобы в ходе многочисленных практических упражнений дать ребенку возможность научиться в каждом случае правильно сочетать предлоги с падежными окончаниями. Подборка систематизированного материала по всем падежам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример консультации по употреблению дательного падежа. (Слайд 24)
Рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа: Дательный падеж. Творительный падеж. Родительный падеж. Винительный падеж (Cлайд 25).
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение. Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. (подчинительные («поезд мчится», «мчится между», «цветущих полей») и сочинительные («среди полей и лугов»). Предложение – наименьшая единица общения, основная единица синтаксиса, грамматически оформленное и интонационно законченное выражение отдельной мысли. По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Синтаксическая связь в сложном предложении может быть сочинительной и подчинительной. Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенными членами предложения являются обстоятельство, дополнение и определение. Все слова в предложении связанны грамматически. Грамматическую основу предложения составляют его главные члены – подлежащее и сказуемое (Слайд 26).
Классификация простых предложений. Виды предложений:
- По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
- По эмоциональной окраске (интонации) (восклицательные, невосклицательные);
- По наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставное);
- По наличию второстепенных членов предложения (нераспространенные, распространенные);
- По наличию необходимых членов предложения (полные, неполные) (Слайд 27).
Сложные предложения в зависимости от средств связи называются союзными и бессоюзными. Союзные сложные предложения подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные. Предложения с прямой речью (Слайд 28).
Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР.
В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:
- Нераспространенные предложения: субъект — предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).
- Распространенные предложения из 3-4 слов:
а) субъект — предикат — объект: подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (девочка рисует дом);
б) субъект предикат — объект — объект: подлежащее, сказуемое прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект — предикат — локатив: подлежащее —сказуемое — обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив: подлежащее — сказуемое — дополнение — обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект —атрибутив: подлежащее — сказуемое — дополнение — определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).
- Предложения с однородными членами.
- Сложносочиненные предложения.
- Сложноподчиненные предложения. (Слайд 29)
В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текста, видом текстов. Текст – это несколько связанных по смыслу и грамматически предложений. По содержанию различают тексты описательные (пейзажные, портретные), повествовательные (сообщается о происходящих событиях и их взаимосвязи) и тексты-рассуждения (излагается, разъясняется или обсуждается какая-либо мысль). Между предложениями внутри текста существует определенная связь, которую принято разделять на цепную и параллельную, параллельно-цепная. Диалог – это совокупность вопросительных и побудительных предложений, а также предложений-реплик, объединенных общей темой, которой посвящен разговор двух или нескольких собеседников (Слайд 30).
Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:
а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;
е) cоставление рассказа но серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
к) составление рассказа на заданную тему. (Слайд 31)
Под словообразованием в русском языке понимается образование новых слов от других, при этом вновь образованное слово сохраняет смысловую связь с исходным словом, но в то же время приобретает новый смысловой оттенок. Новые слова в русском языке образуются следующими способами: 1) префиксальным – при помощи приставок; 2) суффиксальным – при помощи суффиксов; 3) путём словосложения.
Владеющий навыками словообразования ребенок может быстро и осознанно обогащать свой словарный запас, подбирая целые гнёзда однокоренных родственных слов. Овладение правилами словообразования исключительно важно еще и потому, что только для ребенка, владеющего этими правилами, становится буквально прозрачным морфологический состав слова. (Слайд 32)
1) Префиксальный способ – при помощи приставок.
Образование новых слов при помощи приставок
наиболее характерно для глаголов. При-, в-, пере-,
вы-, про-, вс-, от-, об-, за-, у-.
От приставочных глаголов могут образовываться
отглагольные существительные, прилагательные и
причастия, которые сохраняют основное смысловое
значение данного глагола и приставки. Основное
значение глагольных приставок – это указание на
особенности протекания действий в пространстве,
на их направленность вовнутрь или наружу, вверх
или вниз и т.п. (1 и 2 интерактивные схемы и модели.)
Для большей наглядности это представлено в
схеме: При-, в-, пере-, вы-, про-, вс-, от-, об-, за-, у-
ходить. Глаголы: прилетать — улетать — подлетать
— перелетать — пролетать — облетать —
слетаться — разлетаться. Имена существительные:
вылет — прилет — отлет — перелет —налет — слет
— взлет — пролет — летник — летчица — налетчик.
Имена прилагательные: перелетный — пролетный —
взлетный — залетный. Причастия: прилетающий —
улетающий — перелетающий — взлетающий —
отлетающий — налетающий — пролетающий.
Деепричастия: улетая — прилетая — вылетая —
пролетая — перелетая — залетая — облетая —
взлетая.
Многие глагольные приставки имеют
противоположное значение по отношению друг к
другу и составляют антонимические пары: в- – вы-
(входить-выходить), при- – у- (приходить-уходить),
под- – от- (подходить-отходить), с- – рас-
(сходиться-расходиться), на- – вы-
(наливать-выливать), до- – от- (доливать-отливать),
недо- – пере- (недоливать-переливать). (Слайд 33)
«Стихотворные подсказки». Подборка
систематизированного материала по всем
приставкам в электронном варианте. (Консультации
для воспитателей. Консультации, памятки,
домашние задания для родителей.) Пример для
приставок в-, вы-.
2) Суффиксальный способ – при помощи суффиксов. По своему смысловому значению словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп:
1. Со значением уменьшительности (-ик, -ок, -ёк, -чик, --к-, -ечк, -очк, -ичк-, -ышк-(-ишк-), -ушк- (-юшк-)). Подборка систематизированного материала по всем суффиксам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для суффикса -ок. (слайд 35)
2. Для обозначения названий детенышей животных (-онок- (-ёнок-), -ата- (-ята-)). Необходимо отработать с ребенком названия животных не только в ед.ч. , но и во мн.ч. (цыплёнок-цыплята). (Слайд 36) Однотипность окончаний этих существительных более видна на схемах (1,2 интерактивные схемы). (Слайд 37)
3. Для обозначения профессий или характерологических особенностей людей( -ист-, -тель-, -щик-, -чик-, -ник-, -ик-, -ант- (-янт-), -ор-, -ёр-, -анин-(-янин-), -ак-(-як-), -ар-(-яр-), -арь-). Подборка систематизированного материала по всем суффиксам в электронном варианте. (Консультации для воспитателей. Консультации, памятки, домашние задания для родителей.) Пример для суффикса -ист. (Слайд 38)
4. Для обозначения лиц женского пола (-к-, -ниц-,
-чиц-, -щиц-, -иц-, -ш-, -енк-, -их-). Подборка
систематизированного материала по всем
суффиксам в электронном варианте. (Консультации
для воспитателей. Консультации, памятки,
домашние задания для родителей.) Пример для
суффикса -ш. (Слайд 39)
Образование новых слов путём словосложения.
Сложные слова образуются (складываются, слагаются) из двух или даже трёх разных слов. При образовании существительных: чаще всего первая часть сложного слова образует предмет (объект), а вторая действие (водовоз, рудокоп, снегопад); есть сложные слова, которые обозначают предмет и его признак (тяжеловоз, белоручка). При образовании прилагательных: обозначают предмет и его признак (белобокий, краснощекий).
Сложные слова делятся на группы с одинаковой первой частью: белый (белоручка, белокровие, белоголовый, белолицый); вода (водоворот, водоканал, водолей, водонос); земля (землекоп, земноводный, землепашец); лес (лесовоз, лесоруб, лесопарк); сам (самовар, самокат, самолёт); электро- (электровоз, электропечь, электропила). И др. (Слайд 40)
Подборка систематизированного материала по
всем группам сложных слов в электронном
варианте. (Консультации для воспитателей.
Консультации, памятки, домашние задания для
родителей.) Пример для слова лес. (Слайд 41)
Использование компьютерных технологий
позволяет значительно повысить эффективность
коррекционно-образовательного
процесса. (Слайд 42)
Литература (слайд 43)