Интегрированный урок "музыкальная литература + живопись" по теме "Мелодия весны"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Класс: 4 класс фортепианного отделения (1 год обучения).

Предмет: Музыкальная литература.

Цель: сочинение ритмической партитуры.

Обучающие задачи:

  • познакомить учащихся с миром музыки, отображающей красоту и богатство окружающей жизни;
  • раскрыть красоту русской природы в произведении И.Штрауса «Весенние голоса»;
  • прививать эстетический вкус и любовь к классической музыке;
  • анализировать средства музыкальной выразительности.

Развивающие задачи:

  • развивать у учащихся музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию;
  • развивать ассоциативное образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций;
  • развивать музыкальное восприятие у детей, умение высказывать свое мнение о прослушанном произведении.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать у учащихся любовь к родной природе через произведения искусства: музыку, живопись, поэзию;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, дисциплинированности;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах и группах.

Тип урока: интегрированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и творческий, рассказ, беседа.

Приемы: комментирования, схемы-опоры.

Технологии обучения: активное и интерактивное обучение, педагогика сотрудничества, игровое обучение, компьютерные технологии.

Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, работа в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка,
  • классная доска с магнитами,
  • диск И. Штраус «Весенние голоса»,
  • диск П. Чайковский «Подснежник».

Основные источники информации:

  • карточки со словами,
  • карточки с ритмическими рисунками,
  • карточки с цветовой гаммой (зима, весна, лето, осень),
  • пейзажи известных художников: Исаак Ильич Левитан. Яблони в цвету, Иван Иванович Шишкин. Рожь, Игорь Эммануилович Грабарь Зимний пейзаж, Илья Ефимович Репин. Летний пейзаж,
  • шумовые музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, треугольник, рубель.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • информационная компетентность: творческое применение полученной информации и самостоятельное обобщение материала;
  • учебно-познавательная компетентность: решение творческих задач, направленных на создание художественного образа;
  • коммуникативная компетентность: умение общаться в процессе художественного творчества.

Список использованной литературы:

  1. Домрина Е.Н. Музыка и поэзия. – М.: «Музыка», 1986.
  2. Никитин Ю. Музыкальная шкатулка. – М.: «Музыка», 1987.
  3. Петров В. Исаак Ильич Левитан. – Санкт-Петербург «Художник России», 1993.
  4. Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. - М.: «Молодая гвардия», 1988.
  5. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.

Данный урок предназначен классным руководителям общеобразовательных школ, учителям ИЗО, музыки для проведения внеклассных мероприятий.

Ход урока преставлен в Таблице.

Презентация.