Класс: 4 класс фортепианного отделения (1 год обучения).
Предмет: Музыкальная литература.
Цель: сочинение ритмической партитуры.
Обучающие задачи:
- познакомить учащихся с миром музыки, отображающей красоту и богатство окружающей жизни;
- раскрыть красоту русской природы в произведении И.Штрауса «Весенние голоса»;
- прививать эстетический вкус и любовь к классической музыке;
- анализировать средства музыкальной выразительности.
Развивающие задачи:
- развивать у учащихся музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию;
- развивать ассоциативное образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций;
- развивать музыкальное восприятие у детей, умение высказывать свое мнение о прослушанном произведении.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать у учащихся любовь к родной природе через произведения искусства: музыку, живопись, поэзию;
- воспитывать чувства долга, ответственности, дисциплинированности;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах и группах.
Тип урока: интегрированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и творческий, рассказ, беседа.
Приемы: комментирования, схемы-опоры.
Технологии обучения: активное и интерактивное обучение, педагогика сотрудничества, игровое обучение, компьютерные технологии.
Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, работа в группах, в парах, индивидуальная.
Оборудование к уроку:
- мультимедийная установка,
- классная доска с магнитами,
- диск И. Штраус «Весенние голоса»,
- диск П. Чайковский «Подснежник».
Основные источники информации:
- карточки со словами,
- карточки с ритмическими рисунками,
- карточки с цветовой гаммой (зима, весна, лето, осень),
- пейзажи известных художников: Исаак Ильич Левитан. Яблони в цвету, Иван Иванович Шишкин. Рожь, Игорь Эммануилович Грабарь Зимний пейзаж, Илья Ефимович Репин. Летний пейзаж,
- шумовые музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, треугольник, рубель.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- информационная компетентность: творческое применение полученной информации и самостоятельное обобщение материала;
- учебно-познавательная компетентность: решение творческих задач, направленных на создание художественного образа;
- коммуникативная компетентность: умение общаться в процессе художественного творчества.
Список использованной литературы:
- Домрина Е.Н. Музыка и поэзия. – М.: «Музыка», 1986.
- Никитин Ю. Музыкальная шкатулка. – М.: «Музыка», 1987.
- Петров В. Исаак Ильич Левитан. – Санкт-Петербург «Художник России», 1993.
- Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. - М.: «Молодая гвардия», 1988.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Данный урок предназначен классным руководителям общеобразовательных школ, учителям ИЗО, музыки для проведения внеклассных мероприятий.
Ход урока преставлен в Таблице.