Урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной "е", проверяемые буквой "ё". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: развивать умения проверять слова с буквой «е» в корне.

Оборудование: опорные конспекты (3 варианта), карточки с алгоритмом правильного написания гласных в корне, фразеологический словарь, раздаточный материал (карточки со словами для составления предложения), бланк рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Нам радостно, нам весело
    Смеемся мы с утра.
    Ну вот пришло мгновение
    Серьезным быть пора.
    Глазки прикрыли,
    Ручки сложили,
    Головки опустили,
    Ротик закрыли,
    К работе приступили.

– Сегодня отправимся в путешествие за новыми знаниями. Работать будем в опорных конспектах [см. Приложение 1]. Запишем все, что узнаем.

2. Гимнастика для рук

3. Запишите дату нашего путешествия и вид работы.

2. Чистописание

На доске записаны слова.

ежик клен лед льет поет легкий

– Прочитайте. Определите какую букву будем писать на минутке чистописания.

Ёё Ёё Ёё Ёё (образец + 4 раза)

– Раздели слова на две группы. По какому признаку делили?

– Назови слова 1 группы, 2 группы (учитель обозначает значками на доске).

– Назови знакомые орфограммы докажи (учитель обозначает на доске).

– 1 вариант – записать слова в которых «е» обозначает 1 звук.

– 2 вариант – записать слова в которых «е» обозначает 2 звука.

– Проверьте на доске.

3. Подготовка к новому материалу

1. На доске записаны слова

… – бл.ны
… – к.вер
… – д.лекий
… – пр.мой

– Посмотрите на слова. Прочитайте.

– Что общего? (Пропущена безударная гласная в корне)

– Каким правилом воспользуемся?

– По какому алгоритму?

– Расскажите правило по цепочке (каждый ученик произносит по одному слову правила);

– Работаем со словами (дети по цепочке объясняют орфограммы, записывая в опорном конспекте, учитель фиксирует на доске).

2. Назовите безударные гласные в корне, которые нужно проверять, которые встретились в наших словах.

– Какая безударная гласная в наших словах не встретилась (ответ губами)

4. Новый материал

1. ТЕМА: – Сформулируйте тему урока (правописание слов с безударной гласной «е» в корне).

ЦЕЛЬ: – Сегодня будем развивать умения проверять слова с безударной гласной «е» в корне слова.

– Запишем тему.

2. На доске записано предложение.

Св.тлячок проб.жал в т.мноте.

– Что записано? Найдите в опорном конспекте.

– Прочитайте предложение.

– Вставим пропущенные буквы с объяснением. (дети с места, учитель на доске)

– Какое правило использовали при написании всех слов в предложении? (1 ученик)

– Посмотрите внимательно. Какая безударная гласная в корне во всех этих словах? (е)

– Посмотрите на проверочные слова. Что заметили? (е ё)

Вывод: Безударную гласную е в корне можно проверять буквой ё.

5. Физкультминутка

Двигательная, для глаз.

6. Закрепление

1. – Отрабатываем навык правописания слов с безударной гласной е в корне слова.

– Найдите задание 1 в опорном конспекте. У каждого ряда свое.

– Прочитайте, что общего? (сущ., безуд. гл.)

– Напишите проверочные слова. Вставьте безударные гласные.

(три человека выполняют на больших листах [см. Приложение 2], остальные на опорном конспекте, в парах)

Проверка у доски.

– Каждый ряд найдет в своем столбике лишнее слово и докажет почему. Подчеркните лишнее слово.

2. Продолжаем закреплять, найдите второе задание.

т.пло – теплый (день), холодный (антоним)
л.гко – легкий (пух) – устойчивое выражение (легкий на подъем, легкая рука) + словарь фразеологизмов.

– На какую орфограмму слово.

– Вставь безударную гласную. Напиши проверочное слово, но оно должно быть прилагательным (тёплый).

– Подбери антоним для первого слова (холодный)

– На какую орфограмму второе слово.

– Вставь безударную гласную. Напиши проверочное слово, но оно должно быть прилагательным (легкий).

– Вспомни устойчивое выражение со словом легкий (легкий на подъем, легкая рука, легкий на ногу).

Работа со словарем фразеологизмов.

3. Закрепляем правописание безударной гласной «е» в корне. Задание 3

– Слово «лист». Какая часть речи?

– Составьте словосочетание «прил. + сущ.» , но чтобы в прилагательном была безударная гласная «е»

– Этот предмет вам поможет (показать кленовый лист)

кленовый лист (1 ученик к доске, остальные в опорном конспекте)

– Слово «напиток». Какая часть речи?

– Составьте словосочетание «сущ. + прил.», но чтобы в прилагательном была безударная гласная «е»

– Скажу только, что это лакомство Винни Пуха (напиток медовый).

4. Запись текста с разными заданиями.

– Продолжаем работу.

– Пропустите строчку с V.

– Отметьте красную строку.

– ПОД ДИКТОВКУ: Хорошо зимой в лесу.

(один к доске, остальные в опорном конспекте, проверка после написания).

– С КОММЕНТИРОВАНИЕМ

На дубках лежат хлопья снега (один к доске, с объяснением орфограмм).

– ДЕФОРМИРОВАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (у каждого на парте комплект слов)

березке, иней, тонкой, на, сверкает.

– Составьте из данных слов предложение (один ученик составляет на доске).

– Прочитайте предложение (два-три ученика)

– Чье лучше? Почему?

– Запишите предложение, чтобы начиналось с предлога.

– Вспомните правило написания предложения.

– Прочитайте все три предложения.

– Что получилось? (текст)

– Докажи (связаны по смыслу и объединены темой)

– О чем говорится в тексте?

– Озаглавьте (Зимний лес)

– Запишите на строчке с V.

– ЗАДАНИЕ – разберем 3 предложение (один к доске).

7. Итог урока

– Чему учились.

– Какой узелок на память возьмете с собой?

– Домашнее задание (на выбор)

1. Продолжить текст
2. Записать две пословицы, в которых слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё».
3. Стр. 100, Упр. 269.

8. РЕФЛЕКСИЯ

– Как оцениваете свою работу на уроке. Выполним на специальной странице [см. Приложение 3]