Цель: развивать умения проверять слова с буквой «е» в корне.
Оборудование: опорные конспекты (3 варианта), карточки с алгоритмом правильного написания гласных в корне, фразеологический словарь, раздаточный материал (карточки со словами для составления предложения), бланк рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент
1. Нам радостно, нам весело
Смеемся мы с утра.
Ну вот пришло мгновение
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли,
Ручки сложили,
Головки опустили,
Ротик закрыли,
К работе приступили.
– Сегодня отправимся в путешествие за новыми знаниями. Работать будем в опорных конспектах [см. Приложение 1]. Запишем все, что узнаем.
2. Гимнастика для рук
3. Запишите дату нашего путешествия и вид работы.
2. Чистописание
На доске записаны слова.
ежик клен лед льет поет легкий
– Прочитайте. Определите какую букву будем писать на минутке чистописания.
Ёё Ёё Ёё Ёё (образец + 4 раза)
– Раздели слова на две группы. По какому признаку делили?
– Назови слова 1 группы, 2 группы (учитель обозначает значками на доске).
– Назови знакомые орфограммы докажи (учитель обозначает на доске).
– 1 вариант – записать слова в которых «е» обозначает 1 звук.
– 2 вариант – записать слова в которых «е» обозначает 2 звука.
– Проверьте на доске.
3. Подготовка к новому материалу
1. На доске записаны слова
… – бл.ны
… – к.вер
… – д.лекий
… – пр.мой
– Посмотрите на слова. Прочитайте.
– Что общего? (Пропущена безударная гласная в корне)
– Каким правилом воспользуемся?
– По какому алгоритму?
– Расскажите правило по цепочке (каждый ученик произносит по одному слову правила);
– Работаем со словами (дети по цепочке объясняют орфограммы, записывая в опорном конспекте, учитель фиксирует на доске).
2. Назовите безударные гласные в корне, которые нужно проверять, которые встретились в наших словах.
– Какая безударная гласная в наших словах не встретилась (ответ губами)
4. Новый материал
1. ТЕМА: – Сформулируйте тему урока (правописание слов с безударной гласной «е» в корне).
ЦЕЛЬ: – Сегодня будем развивать умения проверять слова с безударной гласной «е» в корне слова.
– Запишем тему.
2. На доске записано предложение.
Св.тлячок проб.жал в т.мноте.
– Что записано? Найдите в опорном конспекте.
– Прочитайте предложение.
– Вставим пропущенные буквы с объяснением. (дети с места, учитель на доске)
– Какое правило использовали при написании всех слов в предложении? (1 ученик)
– Посмотрите внимательно. Какая безударная гласная в корне во всех этих словах? (е)
– Посмотрите на проверочные слова. Что заметили? (е ё)
Вывод: Безударную гласную е в корне можно проверять буквой ё.
5. Физкультминутка
Двигательная, для глаз.
6. Закрепление
1. – Отрабатываем навык правописания слов с безударной гласной е в корне слова.
– Найдите задание 1 в опорном конспекте. У каждого ряда свое.
– Прочитайте, что общего? (сущ., безуд. гл.)
– Напишите проверочные слова. Вставьте безударные гласные.
(три человека выполняют на больших листах [см. Приложение 2], остальные на опорном конспекте, в парах)
Проверка у доски.
– Каждый ряд найдет в своем столбике лишнее слово и докажет почему. Подчеркните лишнее слово.
2. Продолжаем закреплять, найдите второе задание.
т.пло – теплый (день), холодный (антоним)
л.гко – легкий (пух) – устойчивое выражение (легкий на подъем, легкая рука) + словарь фразеологизмов.
– На какую орфограмму слово.
– Вставь безударную гласную. Напиши проверочное слово, но оно должно быть прилагательным (тёплый).
– Подбери антоним для первого слова (холодный)
– На какую орфограмму второе слово.
– Вставь безударную гласную. Напиши проверочное слово, но оно должно быть прилагательным (легкий).
– Вспомни устойчивое выражение со словом легкий (легкий на подъем, легкая рука, легкий на ногу).
Работа со словарем фразеологизмов.
3. Закрепляем правописание безударной гласной «е» в корне. Задание 3
– Слово «лист». Какая часть речи?
– Составьте словосочетание «прил. + сущ.» , но чтобы в прилагательном была безударная гласная «е»
– Этот предмет вам поможет (показать кленовый лист)
кленовый лист (1 ученик к доске, остальные в опорном конспекте)
– Слово «напиток». Какая часть речи?
– Составьте словосочетание «сущ. + прил.», но чтобы в прилагательном была безударная гласная «е»
– Скажу только, что это лакомство Винни Пуха (напиток медовый).
4. Запись текста с разными заданиями.
– Продолжаем работу.
– Пропустите строчку с V.
– Отметьте красную строку.
– ПОД ДИКТОВКУ: Хорошо зимой в лесу.
(один к доске, остальные в опорном конспекте, проверка после написания).
– С КОММЕНТИРОВАНИЕМ
На дубках лежат хлопья снега (один к доске, с объяснением орфограмм).
– ДЕФОРМИРОВАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (у каждого на парте комплект слов)
березке, иней, тонкой, на, сверкает.
– Составьте из данных слов предложение (один ученик составляет на доске).
– Прочитайте предложение (два-три ученика)
– Чье лучше? Почему?
– Запишите предложение, чтобы начиналось с предлога.
– Вспомните правило написания предложения.
– Прочитайте все три предложения.
– Что получилось? (текст)
– Докажи (связаны по смыслу и объединены темой)
– О чем говорится в тексте?
– Озаглавьте (Зимний лес)
– Запишите на строчке с V.
– ЗАДАНИЕ – разберем 3 предложение (один к доске).
7. Итог урока
– Чему учились.
– Какой узелок на память возьмете с собой?
– Домашнее задание (на выбор)
1. Продолжить текст
2. Записать две пословицы, в которых слова с безударной гласной «е», проверяемой
«ё».
3. Стр. 100, Упр. 269.
8. РЕФЛЕКСИЯ
– Как оцениваете свою работу на уроке. Выполним на специальной странице [см. Приложение 3]