Цели урока:
- Дать первоначальное понятие родника.
- Исходя из лабораторной работы, рассказать об образовании родника
- Развивать познавательные способности учащихся: внимание, память, логическое мышление, творческую активность и интерес к предмету, самостоятельность.
- Воспитывать бережное отношение к родникам, к природе, к своему здоровью.
Оборудование:
- Презентация по теме урока.
- Песня «Живи, родник» исп. С.Беликов
- Музыка для релаксации
- Мультфильм «Заяц Коська и Родничок»
- Для опыта: стаканчики, воронки, глина, песок, почва, вода, вата
- Рисунки
- Минеральная вода и стаканчики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
II. Проверка домашнего задания
Работа в группах. Игра «Не подведи свой ряд» (слайд 2)
Класс делится на 2 команды «Росинка» и «Капелька»
– Отгадайте загадки:
- Я вода, да по воде же и плаваю.
- Стоит на воде водяной мост.
– В жаркий летний день очень приятно пить
газированную воду или сок со льдом. Какие
свойства льда используют люди в этом рецепте? (Тонизирует,
удаляет жажду, охлаждает )
– Почему раньше жители Крайнего Севера строили
жилища из снега? (Потому что снег и лед плохо
проводят тепло) Иглу
– Кто больше назовет свойств снега и льда? (Снег
– белый, не прозрачный, без запаха, рыхлый, тает
при нагревании. Лед – бесцветный, прозрачный, без
запаха, твердый, тает при нагревании.)
– Какие свойства пара делают его невидимым для
нас? (бесцветен и прозрачен)
– Как можно доказать, что вода легко
превращается в пар, а пар в воду? (Когда вода
закипит, она начнет превращаться в пар. Надо
подержать над ней охлажденную тарелку. Тарелка
покроется капельками воды.)
III. Объявление темы урока и объяснение новой темы
Просмотр начала мультфильма «Заяц Коська и Родничок» (до момента встречи Зайца с Родничком) (слайд 3)
– О чем вы узнали из начала мультфильма? (как
заяц Коська встретился с Родничком)
– Мы тоже сегодня на уроке встретимся с
родничком и вы о нем многое узнаете. Тема нашего
урока так и называется «Родники» (слайд 4)
– А что такое родник? (Источник, ключ)
– Давайте поиграем в игру «Я – гидрогеолог». А
кто знает, что обозначает это слово? (Это
человек, занимающийся исследованием подземных
вод)
(слайд 5) Гидрогеология (от гидро и геология), наука о подземных водах, изучающая их состав и свойства, происхождение, закономерности распространения и движения, а также взаимодействие с горными породами.
Наша задача узнать, как образуются родники, какая в них бывает вода. Проведем лабораторную работу.
Лабораторная работа (слайд 6)
Поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. (слайд 7)
Техника безопасности
Перед вами находятся готовые воронки,
наполненные почвой, песком, глиной. Нальём в них
воду и посмотрим, что произойдёт. По окончанию
работы сделаем вывод и узнаем об образовании
родника.
Ребята наливают в готовые воронки, наполненные
почвой, песком и глиной, воду и следят за тем, как
просачивается она.
Выводы: Через почву и песок
просачивается вода, а глина не пропускает воду.
– Какая вода в стаканчике?
– Чистая.
Исходя из этого опыта, мы проследим образование
родника. (слайд 8)
Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока
не встретит слой глины. Накапливается вода и по
наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт
выход. Этот выход называется родником.
Родник, из которого вытекает маленький ручей,
может быть началом реки. (слайд 9) Давайте
немножко отдохнем и поиграем в «Ручеек»
IV. Физминутка (слайд 10)
Под песню «Живи, родник» исп. С. Беликов дети играют в ручеек.
V. Сообщения детей (слайд 11)
– А теперь наши юные гидрогеологи расскажут нам, что они знают о родниках.
– Без воды нет жизни. Человек не может прожить
без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар
природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная
вода. Человек на 80% состоит из воды. (Cлайд 12)
Родниковая вода называется "живой" водой,
т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий
песок, насыщается микроэлементами, вода идеально
фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что
препятствует размножению в ней болезнетворных
бактерий. (Cлайд 13)
Если человек часто употребляет родниковую воду,
он меньше подвержен различным заболеваниям.
Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и
увеличивает продолжительность жизни. (Cлайд 14)
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во
многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому
пить родниковую воду надо, конечно же, у самих
родников. Природная родниковая вода дарит
энергию тем, кто её пьет.
На некоторых родниках сооружены часовни, которые
представляют собой историческую и культурную
ценность. (Cлайды 15, 16)
Вода из источника может быть пресной или
минерализованной. В первом случае мы говорим о
родниках и ключах, во втором – об источнике
минеральных вод. (Cлайд 17)
Город-курорт Ессентуки славится
знаменитыми на весь мир питьевыми минеральными
водами – Ессентуки 4 и Ессентуки 17, удивительным
горно-степным климатом и живописными
пешеходными маршрутами.
В настоящее время Ессентуки занимают достойное
место среди ведущих мировых курортов
специализирующихся на лечении заболеваний
желудочно-кишечного тракта, печени, желчных
путей, нарушения обмена веществ.
Основу курортных ресурсов курорта Ессентуки
составляют соляно-щелочные воды. Всего же на
курорте Ессентуки с лечебной целью используют
воды 20 минеральных источников.
VI. Закрепление изученного
1. Работа по учебнику стр.34-35 (слайд 18)
Прочитайте, как образуются родники.
2. Самостоятельная работа в тетрадях стр. 14 (слайд 19)
– Раскрась слой, который задержит воду. Покажи стрелкой, в каком направлении потечет вода по этому слою. Отметь место, где образуется источник.
3. Групповой опрос (слайд 20)
– Расскажите, как образуются родники?
– Как можно доказать, что глина не пропускает
воду?
– Какая бывает вода в родниках?
– Какая вода называется минеральной?
– Чем она полезна для здоровья?
– Кто видел в природе родники?
– Почему мы должны бережно относиться к
родникам?
4. Релаксация (под звуки журчания ручья) (слайд 21)
– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы...
VII. Подведение итога
1. – Что нового вы узнали на уроке?
– Понравился ли вам урок?
– Молодцы, вы сегодня хорошо работали. (Оценки
за урок)
– На следующем уроке мы продолжим наше
путешествие по теме «Вода в природе».
2. Задание на дом: с.34-35
– Вместе с другом придумайте и нарисуйте плакат на тему «Охраняйте родники!»
3. А теперь давайте попробуем минеральную воду. (слайд 22)