Цели урока:
- продолжить воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать его, трудолюбие и усердие в познании нового;
- способствовать повышению эффективности и результатов обучения;
- повысить познавательный интерес и творческий потенциал студентов;
- умение работать в коллективе, самостоятельно находить материал из разных источников;
- создать атмосферу увлеченности и активности.
Оборудование:
- Компьютер, презентация “Москва химическая”.
- Видеофильм “Москва старинная”.
- Слайды с видами и памятниками Москвы.
- Открытки Москва оружейная, Колокола Москвы, и др.
- Фотографии “Химия на улицах Москвы и в метро”.
- Кодоскоп, телевизор, слайдопроэктор, мультимедиопроектор.
- Картины с видами Москвы “Старинный дворик” и др.
- Творческие работы студентов.
- Стихи о Москве, музыка московских композиторов.
- Химическое оборудование и реактивы.
- Химические таблицы в кабинете.
ПЛАН УРОКА-ИГРЫ
- Оргмомент.
- Викторина.
- Сообщения студентов “Жизнь и творчество
ученых-химиков Москвы”,
“Улицы Москвы, названные в честь великих химиков”,
“Химические станции московского метро”. - Химический эксперимент (экологические опыты “Химия и здоровье”, демонстрация).
- Подведение итогов, выставление оценок.
Правила игры
- Студенты работают парами.
- За каждый правильный устный ответ – 1 балл (желтая карточка).
- Эксперимент – 2 баллов (синяя карточка).
- Задача – 4 балла (зеленая карточка).
- Домашнее задание-5 баллов (красная карточка).
- Побеждает пара, набравшая большее количество баллов.
- Оценка каждого студента в конце урока.
- Урок начинается с просмотра кадров видеофильма о старой Москве.
Слово преподавателя:
Москва старинный город. Первое упоминание о Москве в летописи 1147 год. В 2012 году исполняется 865 лет с момента образования Москвы.
(Показ слайдов).
Давайте совершм увлекательное путешествие по Москве химической. Познакомимся с тем, что имеет отношение к химии, что когда-то было открыто, создано, или чем пользовались и что используют сейчас москвичи.
ВИКТОРИНА
1. Украшения женщин издревне изготовлялись из стекла, золота; из железа делали стрелы воинов.
Вопрос: Покажите химические элементы Si, Au, Fe в
периодической системе Д.И.Менделеева.
Дайте им характеристику по положению в
Периодической системе.
2. Первая отливка чугунных колоколов в Москве относится к 1346 году.
Вопрос: Что известно о чугуне, из чего
получали чугун?
Какие виды чугуна вам известны?. Есть ли где-то в
Москве или ближайшем Подмосковье чугуно –
литейный завод?
3. Первые каменные стены Московского Кремля появились в1367 году.
Вопрос: Из каких компонентов получали первый кирпич, и чем древний кирпич отличается от современного?
4. Первая чеканка монет в Москве датируется 1382 годом.
Вопрос: Из какого металла чеканились монеты?
Что они собой представляли? (серебро, 1 серебряный
рубль весил 196,2 г)
Из чего изготовляют монеты сегодня?
5. Первая Царь – пушка была отлита в 1488 году.
Вопрос: Из какого сплава она отлита?
6. Первый московский водопровод был построен в 1495 году.
Вопрос: Что вам о нем известно?
Что известно о воде, о ее свойствах, значении для
живых организмов? Каково состояние питьевой воды
в Москве сегодня?
Зачем нужно беречь воду?
7. Первый кабак в Москве появился в 1552 году.
Вопрос: Что вам известно о напитках, которые
распивали в кабаках столицы?
Что известно о спирте, составе молекулы,
свойствах, применении, вредности для живых
организмов?
Эксперимент “Химия и здоровье”
“Влияние спирта на живые организмы: белок”
8. Первый печатный московский двор появился в 1553 г.
Вопрос: Что вам известно о печатном деле? Кто авторы? Из чего делали шрифт раньше и сейчас?
9. Первая русская аптека в Москве была открыта в1581 году.
Вопрос: Что отпускали в первых аптеках?
Какие химические вещества применялись в
лекарственных целях и применяются сейчас?
Какие известные вамхимические вещества входят в
их состав?
Экологический эксперимент “Химия и здоровье”
(Изучение этикетки лекарственного препарата”
10. Первый стекольный завод в Москве был построен в 1639 году.
Вопрос:Что вам известно о стекле? Какие бывают виды стекла, чем они отличаются по химическому составу? Стеклянные фрески М.В.Ломоносова – какие они?
11. Первый сахарный завод в Москве появился в 1723 году.
Вопрос: Что известно о сахаре? Состав,
строение молекулы, свойства, из чего получают,
где применяют.
Что бывает при большом употреблении сахара?
12. С 1730 года в Москве появилось постоянное освещение улиц, а с 1883 года улицы стали освещать электричеством.
Вопрос: Каким освещение улиц было до 1730 года? Чем освещались улицы Москвы?
Задача: Установи связь ОСВЕЩЕНИЕ > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.
13. 1808 год знаменателен открытием в Москве первой бумагопрядильной фабрикой.
Вопрос: Из чего производили бумагу и производят сейчас?
Задача: Установи связь БУМАГА > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.
14. Первая фирма по изготовлению серебряных изделий в Москве появилась в 1826 году.
Вопрос: Что известно об этой фирме, ее владельцах? Что известно о серебре? Нахождение в природе, состав молекулы, строение атома, формула, кто открыл этот элемент, какие у него свойства, где применяется?
15. Сладости любят не только дети. В 1855 году в Москве появилась первая шоколадная фабрика.
Вопрос: Что известно о шоколаде того времени? А какой шоколад употребляем мы сейчас? Всем ли можно употреблять шоколад и в каких количествах?
Задача: Установи связь ШОКОЛАД > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.
Химический эксперимент “Свойства шоколада”
16. Первая резиновая мануфактура в Москве появилась в 1887 году.
Вопрос: Что известно об этом? Что вам известно о резине? Из чего ее получают? Где применяют и какие марки резины вам известны? Что резинового в автомобиле?
Подведение итогов викторины. Пара студентов, набравшая больше всего карточек –победитель.
Показ домашних заданий.
Просмотр презентации “Москва– химическая”
Литература
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.:Дрофа, 2004 г.
- Казанцев Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом // Химия в школе. – 2009. – № 2.
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983. – ч. 1,2. Зоммер К., Вюнш К. Х., Цеттлер М. – Химия. Справочник школьника и студента. – М.: Дрофа, 2000.
- Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. – 2000. – №7
- Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11 кл. – М.: Дрофа, 1996. – ч. 1,2. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
- Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. – М.: Аванта+, 2001.
- Фотографии автора.
- Интернет ресурсы (Википедия).