Урок-игра "Москва химическая"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • продолжить воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать его, трудолюбие и усердие в познании нового;
  • способствовать повышению эффективности и результатов обучения;
  • повысить познавательный интерес и творческий потенциал студентов;
  • умение работать в коллективе, самостоятельно находить материал из разных источников;
  • создать атмосферу увлеченности и активности.

Оборудование:

  • Компьютер, презентация “Москва химическая”.
  • Видеофильм “Москва старинная”.
  • Слайды с видами и памятниками Москвы.
  • Открытки Москва оружейная, Колокола Москвы, и др.
  • Фотографии “Химия на улицах Москвы и в метро”.
  • Кодоскоп, телевизор, слайдопроэктор, мультимедиопроектор.
  • Картины с видами Москвы “Старинный дворик” и др.
  • Творческие работы студентов.
  • Стихи о Москве, музыка московских композиторов.
  • Химическое оборудование и реактивы.
  • Химические таблицы в кабинете.

ПЛАН УРОКА-ИГРЫ

  1. Оргмомент.
  2. Викторина.
  3. Сообщения студентов “Жизнь и творчество ученых-химиков Москвы”,
    “Улицы Москвы, названные в честь великих химиков”,
    “Химические станции московского метро”.
  4. Химический эксперимент (экологические опыты “Химия и здоровье”, демонстрация).
  5. Подведение итогов, выставление оценок.

Правила игры

  • Студенты работают парами.
  • За каждый правильный устный ответ – 1 балл (желтая карточка).
  • Эксперимент – 2 баллов (синяя карточка).
  • Задача – 4 балла (зеленая карточка).
  • Домашнее задание-5 баллов (красная карточка).
  • Побеждает пара, набравшая большее количество баллов.
  • Оценка каждого студента в конце урока.
  • Урок начинается с просмотра кадров видеофильма о старой Москве.

Слово преподавателя:

Москва старинный город. Первое упоминание о Москве в летописи 1147 год. В 2012 году исполняется 865 лет с момента образования Москвы.

(Показ слайдов).

Давайте совершм увлекательное путешествие по Москве химической. Познакомимся с тем, что имеет отношение к химии, что когда-то было открыто, создано, или чем пользовались и что используют сейчас москвичи.

ВИКТОРИНА

1. Украшения женщин издревне изготовлялись из стекла, золота; из железа делали стрелы воинов.

Вопрос: Покажите химические элементы Si, Au, Fe в периодической системе Д.И.Менделеева.
Дайте им характеристику по положению в Периодической системе.

2. Первая отливка чугунных колоколов в Москве относится к 1346 году.

Вопрос: Что известно о чугуне, из чего получали чугун?
Какие виды чугуна вам известны?. Есть ли где-то в Москве или ближайшем Подмосковье чугуно – литейный завод?

3. Первые каменные стены Московского Кремля появились в1367 году.

Вопрос: Из каких компонентов получали первый кирпич, и чем древний кирпич отличается от современного?

4. Первая чеканка монет в Москве датируется 1382 годом.

Вопрос: Из какого металла чеканились монеты? Что они собой представляли? (серебро, 1 серебряный рубль весил 196,2 г)
Из чего изготовляют монеты сегодня?

5. Первая Царь – пушка была отлита в 1488 году.

Вопрос: Из какого сплава она отлита?

6. Первый московский водопровод был построен в 1495 году.

Вопрос: Что вам о нем известно?
Что известно о воде, о ее свойствах, значении для живых организмов? Каково состояние питьевой воды в Москве сегодня?
Зачем нужно беречь воду?

7. Первый кабак в Москве появился в 1552 году.

Вопрос: Что вам известно о напитках, которые распивали в кабаках столицы?
Что известно о спирте, составе молекулы, свойствах, применении, вредности для живых организмов?

Эксперимент “Химия и здоровье”

“Влияние спирта на живые организмы: белок”

8. Первый печатный московский двор появился в 1553 г.

Вопрос: Что вам известно о печатном деле? Кто авторы? Из чего делали шрифт раньше и сейчас?

9. Первая русская аптека в Москве была открыта в1581 году.

Вопрос: Что отпускали в первых аптеках?
Какие химические вещества применялись в лекарственных целях и применяются сейчас?
Какие известные вамхимические вещества входят в их состав?

Экологический эксперимент “Химия и здоровье”

(Изучение этикетки лекарственного препарата”

10. Первый стекольный завод в Москве был построен в 1639 году.

Вопрос:Что вам известно о стекле? Какие бывают виды стекла, чем они отличаются по химическому составу? Стеклянные фрески М.В.Ломоносова – какие они?

11. Первый сахарный завод в Москве появился в 1723 году.

Вопрос: Что известно о сахаре? Состав, строение молекулы, свойства, из чего получают, где применяют.
Что бывает при большом употреблении сахара?

12. С 1730 года в Москве появилось постоянное освещение улиц, а с 1883 года улицы стали освещать электричеством.

Вопрос: Каким освещение улиц было до 1730 года? Чем освещались улицы Москвы?

Задача: Установи связь ОСВЕЩЕНИЕ > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.

13. 1808 год знаменателен открытием в Москве первой бумагопрядильной фабрикой.

Вопрос: Из чего производили бумагу и производят сейчас?

Задача: Установи связь БУМАГА > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.

14. Первая фирма по изготовлению серебряных изделий в Москве появилась в 1826 году.

Вопрос: Что известно об этой фирме, ее владельцах? Что известно о серебре? Нахождение в природе, состав молекулы, строение атома, формула, кто открыл этот элемент, какие у него свойства, где применяется?

15. Сладости любят не только дети. В 1855 году в Москве появилась первая шоколадная фабрика.

Вопрос: Что известно о шоколаде того времени? А какой шоколад употребляем мы сейчас? Всем ли можно употреблять шоколад и в каких количествах?

Задача: Установи связь ШОКОЛАД > ХИМИЯ, указав как можно больше химических терминов.

Химический эксперимент “Свойства шоколада”

16. Первая резиновая мануфактура в Москве появилась в 1887 году.

Вопрос: Что известно об этом? Что вам известно о резине? Из чего ее получают? Где применяют и какие марки резины вам известны? Что резинового в автомобиле?

Подведение итогов викторины. Пара студентов, набравшая больше всего карточек –победитель.

Показ домашних заданий.

Просмотр презентации “Москва– химическая”

Литература

  1. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.:Дрофа, 2004 г.
  2. Казанцев  Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом // Химия в школе. – 2009. – № 2. 
  3. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  4. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983. – ч. 1,2. Зоммер К., Вюнш К. Х., Цеттлер М. – Химия. Справочник школьника и студента. – М.: Дрофа, 2000.
  5. Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. – 2000. – №7
  6. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11 кл. – М.: Дрофа, 1996. – ч. 1,2. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
  7. Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. – М.: Аванта+, 2001.
  8. Фотографии автора.
  9. Интернет ресурсы (Википедия).

Презентация