Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения безошибочно писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
Планируемые результаты:
личностные:
- наличие положительной мотивации к учебной деятельности и учебному материалу на основе интереса;
- формирование у обучающихся ценностно-моральных установок, направленных на совершение добрых дел;
метапредметные:
формирование умений:
- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- строить монологичное высказывание;
предметные:
- формирование умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, бутылка с письмом, фигурки рыбок, сундук, фигурка Ь.
Литература: Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Сейчас у нас будет урок русского языка. Посмотрите, все ли вы приготовили к нему. Проверьте свою посадку.
2. Психологический настрой
Дети закрывают глаза, внимательно слушают учителя, последнее слово каждой фразы произносят хором:
– На уроке наши глаза внимательно смотрят и все…(видят).
– Уши внимательно слушают и все…(слышат).
(Все вместе)
– У меня прекрасное настроение, я все знаю, и у меня все получится.
3. Мобилизующий этап
(Формулирование обучающимися темы урока).
На доске записаны слова день, окунь, уголь.
Учитель. Прочитайте. Какая буква встречается во всех словах? Спрячьте Ь в середину, добавив к словам слог -ки. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните Ь.
В написании слов с какой буквой мы будем сегодня упражняться? Где она находится в словах?
4. Работа по теме урока
Учитель. Что мы знаем о Ь? (Мягкий знак звука не обозначает. Служит для смягчения предыдущей согласной).
Найдите Ь на классной ленте букв (Мягкий знак закрыт полоской бумаги).
Никто не знает, куда пропал мягкий знак?
Ой, забыла вам рассказать. Вчера соседский мальчишка удил рыбу в Оке, выловил вот эту бутылку и принес ее мне. В бутылке какое-то письмо. Я решила прочитать его вместе с вами. (Достают письмо. На одной стороне листа изображение пирата Джека Воробья. Учитель читает текст.)
«Без меня пиратам путь
К кладу не найти.
Я прошу, ребята, вас
Из плена, меня спасти.
Если смелы вы, друзья,
То к острову Джека Воробья
Нужно вам идти.
Ь.»
Учитель. Теперь все ясно. Ь похитили пираты. Отправимся ли мы на его поиски? Может быть, эта буква нам не нужна?
Учитель. Тогда будем собирать вещи. С собой мы обязательно возьмем знания и смекалку. Поплывем в жаркие страны, но у нас сейчас на улице холодно, и нам понадобится вот эта вещь:
Ты надел совсем не то.
Нужна не шуба, а …(пальто).
(На экране – новое словарное слово пальто и изображение).
- Что обозначает это слово? (Пальто – верхняя одежда, обычно ниже колен.)
- Какое бывает пальто? (Мужское, женское, зимнее, летнее, демисезонное.)
(На экране слова пальтишко, пальтовая.)
Какие это слова? (Родственные.) Что они обозначают? Запишите их в тетрадь. Устно составьте предложение с одним из них.
Учитель. Все вещи собраны – в путь. Дорога дальняя, но наш корабль быстроходный, и скоро мы будем у цели. Пока мы плывем, у нас есть время для отдыха.
Физкультминутка для осанки.
Мы на палубе дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И в каюте снова сели.
(На экране – изображение острова).
Учитель. А вот и показался остров Джека Воробья. Но что такое?
Корабль сел на мель. (Запись предложения под диктовку.) В каких словах написали Ь? Найдите ошибкоопасное место в слове корабль. Подчеркните главные члены. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш товарищ.
Учитель. Мы на острове. Где же искать Ь? Посмотрите внимательно, может быть, заметите какую-нибудь подсказку.
(На экране – разорванная записка).
пальмой, Клад, под, большой, зарыт.
Составление предложения из слов, запись в тетради.
Учитель. Прежде чем отправиться на поиски клада, нам нужно подкрепиться. Предлагаю всем пойти на рыбалку.
В океане плавает так много рыб у самого берега, что их можно ловить руками. Но рыбки эти особенные, на обратной стороне у них написаны слова.
Мы будем брать только крупную рыбу, т.е. такую, где в словах букв больше, чем звуков.
(Проводится игра «Рыболовы»).
Обучающиеся по очереди выходят к доске, берут рыбку, читают слово, подсчитывают количество букв и звуков. Записывают на доске и в тетрадях те слова, в которых букв больше, чем звуков.
(лось, пенальти, крыльцо, куст, сальто, рука, огоньки, школа, словарь).
Учитель. Что общего в этих словах? Какие слова вам непонятны? (Пенальти, сальто.) Как узнать их значение? (Значения непонятных слов нужно искать в толковом словаре.)
Обучающиеся работают с толковыми словарями. (Пенальти – одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам в игре в футбол. Сальто – прыжок с перевертыванием тела в воздухе).
Учитель. Мы подкрепились. Теперь пусть немножко отдохнут наши глаза, они устали от яркого солнца.
Физкультминутка для глаз.
Ах, как много мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите далеко,
В небе солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В небе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Учитель. Жарко. Хочется пить, а пресной воды нет. Но много кокосовых пальм. Вы, наверное, знаете, что кокосовое молоко хорошо утоляет жажду. Достать для нас кокосы согласилась обезьянка Анечка.
(На экране – изображение пальмы с обезьянкой.)
Но с одним условием: мы должны ей помочь. Анечка написала письмо своей подруге, а подписать его не может, т.к. не знает, есть ли в ее имени Ь. (чк пишется без мягкого знака.)
Какое еще правило нужно знать Анечке, чтобы правильно написать имя? (Имена пишутся с большой буквы.)
Учитель. Посмотрите, на песке какая-то надпись. Но прибой стер некоторые буквы. Попробуйте прочитать ее.
Ж…зн… дана на добрые д…ла. (Запись в тетрадях с комментированием).
Почему так говорят? Какое доброе дело мы сейчас совершаем? А вы совершали в своей жизни добрые поступки?
Учитель. А вот и самая большая пальма. Но пираты опередили нас. Они достали сундук. (Учитель показывает сундук.) Прислушайтесь, кто это зовет нас? (Учитель достает из сундука фигурку Ь.)
Мы не сумели добыть клад, но спасли Ь. Поэтому не стоит расстраиваться. Вот что нам сказал Ь.
Знание лучше богатства.
Что это за предложение? (Пословица). Объясните ее значение.
5. Итог урока
а) Рефлексия:
Учитель. Какие знания мы приобрели во время нашего путешествия? Кому и в чем смогли помочь? Что вам запомнилось?
б) Домашнее задание: упр. №156 стр.90.
в) Определение эмоционального настроя детей.
Дети берут у учителя кружок такого цвета, который соответствует их настроению после урока (красный – отличное, желтый – хорошее, черный – плохое) и комментируют свой выбор.