Из школы должна выходить самостоятельная, активная, психически, физически и нравственно здоровая личность, умеющая принимать решения и отвечать за свой выбор, способная выжить в окружающем нас мире.
Как это сделать? Думаю, один из путей – развитие творческих способностей детей. Среди педагогов есть несколько взглядов на это. В.А. Сухомлинский, например, призывал учеников к стихотворчеству, он считал, что благодаря ему дети становятся чувствительней к слову и красоте. “Убогость слова – это убогость мысли, А убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной “толстокожести”, – писал он. Считаю, что самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность – это радость стихотворчества, поэтому – то и действует не один год в школе № 3 города Александрова литературный кружок “Поэтическая гостиная “Фантазеры”.
Цель кружка – становление духовного мира ребенка, создание условий для формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. “Поэтическая гостиная” – это не ремесленная мастерская. Ведь главное в ней не только (и не столько) правилам стихосложения научить, а пробудить души детей, чтобы они увидели окружающий их мир – и восхитились, и откликнулись на красоту его всем сердцем.
Пишут кружковцы обо всем, что видят, что их волнует. Вот перед нами “живой, как жизнь, Сергей Есенин”, воссозданный воображением девятиклассницы Любы Кудряшовой. Для нее он “ вечен, как весна!” А сколько чувства вложено Гришиной Аней(11 класс) в стихотворение в прозе “ Мой Пушкин”. Вы только вчитайтесь: “ Мой Пушкин! Кто еще любит его, как я ? Поищите, никого не найдете!.. Я читаю Пушкина! И мне кажется, что я подключаюсь к солнцу. И солнечный ветер пушкинского слова будит мою мысль и душу. И я думаю, думаю. По моему телу разливается тепло, будто в моей душе разожгли огонек, потому что я читаю Пушкина!”
Разве можно сказать лучше? Кружковцы часто бывают в поле, в лесу. Идея бережного отношения к природе, ко всему живому, что их окружает, часто реализуется в поэтических строчках. Далеко не каждому дано услышать “вздох проснувшейся земли”, увидеть как у ворот “осень горько слезки льет”. А вот ребята из поэтического кружка видят, слышат и пишут об этом. Даже в простом явлении природы они видят чудо:
Вот так чудо! Ты откуда
Появилось под сосной?
– удивляется Наташа Гаврилова появлению первого ландыша. Она видит, как цветок “свои белые сережки прячет в листики – ладошки.
В любом явлении, в вещи ее зоркий глаз и чуткое сердце все замечает. А помогает ей стать наблюдательней наш кружок. Наташины стихи интересны еще и тем, что по ним можно представить психологический портрет девочки, ее пристрастия, печали. И стихи она называет так: “ Я больна”, “Мне плохо”. А плохо ей потому, что
Не поет, молчит на ветке
Мой любимец соловей,
Потому что я сегодня
В ссоре с мамочкой моей.
Эмоции ребенка, возникающие в результате творчества, я уверена, трансформируются в нравственное чувство.
“Фантазеры” вроде бы ничем не отличаются от других школьников, Но поговорите с ними, и вам откроется особый удивительный мир. Удивительный тем, что все в нем имеет свой смысл. Вот, например, какой смысл они вкладывают в понятие “Родина” : это “древний город Александров, он красив, мои друзья”, это “мир, когда в широком поле ветер мчится на просторе”, это “ снова лето золотое тихо, тихо дышит зноем”, это “дубы на вольной воле шумно спорят в ветром в поле”.
Заботясь о воспитании поэтического вкуса в детях, с удовольствием отмечаю их активное отношение к жизни вообще. И совсем не важно, что среди нескольких поколений кружковцев нет профессиональных поэтов. Зато есть хорошие, добрые люди, любящие свою Родину, свой дом, своих родных, свою школу. И в этом главное. Уверена, что развитое воображение, владение творческими приемами пригодятся кружковцам в их взрослой жизни. Прочитайте стихи “фантазеров”, и вы сами убедитесь в этом.
Ветер – проказник
Ветер в воздухе витал,
Ветер листики считал:
“Раз, два, три, четыре, пять”.
Сбился! Начал счет опять.Ветер в небе пролетал,
С облаками он играл,
Все прогнал на край небес,
За поля, за темный лес.Ветер пыжился, кряхтел,
В дом забраться захотел.
Я окошко притворила,
В гости ветер не впустила.Ну-ка, ветер, тише, тише,
Посиди на нашей крыше
Или в травке полежи,
Что ты сердишься? Скажи.Он в ответ мне прошептал:
“Ох, и правда я устал!”
Очень сладко он зевнул
И тихонечко заснул.Ветер спит, он не летает,
Под кусточком отдыхает,
Рядом с ним я посижу,
Сон его посторожу.
(Садовникова Женя. 7 класс)
Сорока-белобока
Я в лесу одна гуляла,
Вдруг сороку увидала,
А сорока: чок да чок,
Черный хвост и белый бок.
Потому– то все сороку
Называют белобокой
Не спала она пока,
Снег ей выбелил бока,
А когда она уснула,
Хвостик в ночку окунула.
И на веточке проворно
Хвостик дергается черный,
Бок показывает мне,
Разместившись на сосне,
Чтобы я еще осталась,
На нее полюбовалась.
Эта хитрая сорока
На меня скосила око.
Вот я на нее гляжу,
Никуда не ухожу,
Я любуюсь на сороку,
На сороку-белобоку,
Но она не зазнавалась
И на веточке осталась!
(Саакян Кристина. 6 класс)
Лучик
Лучик солнца золотой
Поиграть решил со мной,
Он уселся на карниз,
А оттуда спрыгнул вниз,
Пробежал по половицам
И уселся на страницу,
Посидел совсем немножко
И взметнулся вдруг к окошку.
Он на люстру быстро влез,
Подмигнул мне и исчез.
Стало грустно оттого,
Что не вижу я его.
(Ланин Ваня. 5 класс)
Программа литературного кружка “Поэтическая гостиная “Фантазеры”
Пояснительная записка
Цель кружка юных поэтов – становление духовного мира ребенка, создание условий для формирования личности, реализация своих творческих способностей.
Задачи кружка – дать детям определенный круг знаний по теории стихосложения, выработать умения применять эти знания на практике, развивать у школьников умение наблюдать, выражать свое мнение словом , правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.
В процессе занятий осуществляю принцип обучения и воспитания, прививаю любовь к поэзии, бережное отношение к слову, воспитываю чувство ответственности за все происходящее в мире, сострадание и милосердие ко всему живому.
При выборе тем занятий учитываю их воспитательную значимость, чтобы они способствовали нравственному и этическому воспитанию ребенка.
Средства реализации целей и задач: лекции по теории стихосложения, беседы по отдельным вопросам, практикумы, поэтические гостиные, творческие отчеты, оформление рукописной книги, выступления перед различными аудиториями, встречи с местными поэтами, участия в конкурсах
Сроки | Темы занятий | Часы | Чем должны овладеть дети |
1 год занятий |
|||
Сентябрь | 1. Отличие стихотворной речи от прозаической | 3 ч. | Умение отличить стихи от прозы |
2. По каким “законам” живут стихи | Основные правила стихосложения | ||
3. Образная природа словесного искусства | Выразительно– изобразительные средства языка | ||
Октябрь | 4. Строфа. Двустрочная строфа. | 4 ч. | Основные правила стихосложения. |
5. Четырех строчная строфа ( катрен) | |||
6. Пятистрочная строфа (терцет) | |||
7. Шестистрочная строфа (секстина) | |||
Ноябрь | 8. Восьмистрочная строфа (октава) 9. Другие виды строф |
3 ч. | Умение подбирать материал, перерабатывать его при написании стихотворения |
10. Практическое занятие. Собираем рабочий материал, пробуем писать стихи (катрен) | |||
Декабрь | 11. Ритм. Стопа. | 4 ч. | Видеть ритмические особенности стиха. |
12. Практическое занятие: “выстукивание” ритма стихотворения, деление строк стихотворения на строфы | Своеобразие стихотворного текста | ||
13. Рифма (мужская и женская) | Умение определять рифму, владеть способами рифмовки, работать над лиричностью языка | ||
14. Перекрестная рифма | |||
Январь | 15. Параллельная рифма. | 3 ч. | |
16. Опоясывающая рифма. | |||
17. Практическое занятие | |||
Февраль | 18–19. Размеры стиха. Двусложные размеры. | 4 ч. | Деление строки на стопы, определение размера стиха |
20–21. Двусложные размеры. Практическое занятие. | |||
Март | 21. Белый стих. | 4 ч. | |
22. Стихотворения в прозе | |||
23. Закрепление теоретического материала | |||
24. Оформление рукописной книги | |||
Апрель | 25–26. Тема, идея лирического произведения | 4 ч. | Умение редактировать |
27–28. Редактирование | |||
Май | 29–30. Подготовка к открытому мероприятию | 4 ч. | |
31–32. Открытое мероприятие. | Владение основами публичного выступления, монологической речью, умение инсценировать | ||
33. Экскурсия в природу. Умеешь ли ты наблюдать? | |||
34. Выбор тем на лето. | |||
Второй год занятий |
|||
Сентябрь | 1. Повторение теоретического материала “ Знай правила стихосложения, как таблицу умножения” | 3 ч. | |
2–3. Обработка собранного материала | Систематизация материала | ||
Октябрь | 4–6. Коллективное редактирование летних работ | 4 ч. | |
7. Оформление рукописной книги. Иллюстрирование своих работ | Устное и художественное рисование | ||
Ноябрь | 8–9. Оформление рукописной книги. Иллюстрирование | 4 ч. | |
11–12. Подготовка к городской конференции. Индивидуальные консультации | Умение выразительно читать. | ||
Декабрь | 13. Участие в городской конференции | 5 ч. | |
14–17. Индивидуальная работа с членами кружка | |||
Январь | 18–20. Подготовка к встрече с местными поэтами | 4 ч. | Умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника |
21–22. Умеешь ли ты вступать в речевое общение | |||
Февраль | 23. Встреча с поэтами г. Александрова | 5 ч. | |
24–27. Итоги встречи. Понятие “риторика”. Принципы выразительного чтения (логическое ударение, пауза) | Умение работать с текстом, видеть особенности лексики | ||
Март | 28–29. Повторение. Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи. Анализ лучших работ кружковцев. Их умение показать внутренний мир героя, особенности лексики. | 4 ч. | Умение анализировать, чувствовать музыкальность стиха |
Апрель | 30–32. Повторение. Лирика как один из родов литературы. Отличие лирики от других родов литературы. Жанры лирического произведения | 3 ч. | |
Май | 33–34. Итоги года. Задание на лето | 2 ч. |