Цель: практическое усвоение родительного падежа множественного числа существительных.
Задачи:
- Учить детей правильно образовывать существительные родительного падежа множественного числа, используя разные типы окончаний данной падежной формы.
- Закрепить дифференциацию одушевлённых и неодушевлённых предметов в зависимости от вопросов «Кого? Чего?»
- Расширять и активизировать словарь по темам: «Овощи. Фрукты», «Животные жарких стран», «Дикие звери и их детёныши», «Цветы».
- Развивать внимание и память.
Предварительная работа: игра «У кого кто?» (назвать детёнышей диких животных); игра «Что растёт в саду?»; игра «Назови цветы»; игра с мячом «Кого(чего) много в лесу?».
Оборудование: кукла; сюжетная картина «Зоопарк»; пособие «Волшебное дерево» с картинками, изображающими фрукты; предметные картинки с изображением цветов, овощей, даров леса; картинка с изображением бабушки; корзинка; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям отправиться в путешествие в лес и ответить на вопрос: «Кого (чего) в лесу много?»
«Давайте вспомним и назовём «Чего в лесу много?» Я спросила про живые предметы или неживые? (Неживые). Ответы детей: «В лесу много деревьев, ягод, грибов …..» Теперь ответьте: «Кого в лесу много?» Какие вы будете называть предметы? (Живые). Например: «В лесу много лис, белок, волков …»
2. Основная часть.
- Игра «Волшебное дерево».
Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришла кукла Катя. У куклы Кати в саду есть волшебное дерево (на мольберт выставляется пособие для игры). На нём выросли различные фрукты.
Вопрос логопеда: «Что выросло на дереве?» Дети отвечают на вопрос полным предложением, опираясь на картинки, которые сложены в кармашке на дереве. Ответы детей: «На дереве выросли лимоны, яблоки, груши … и т.д.»
Затем дети по очереди выходят к доске и «собирают» урожай фруктов, складывая картинки в корзину. Вопросы логопеда: «Что Катя собрала с дерева? Что Катя положила в корзинку?» Логопед обращает внимание детей на то, что в их ответе должно быть слово «много». Ответы детей: « Катя собрала (сорвала) с дерева много слив, груш, яблок … Катя положила в корзину много лимонов, апельсинов …»
- Игра «Подари букет Кате»
Логопед: «У куклы Кати был день рождения и подруги принесли ей букеты из разных цветов. (Картинки с цветами лежат на столе логопеда). Давайте посмотрим: «Букет, каких цветов принесли Кате?» Дети выходят к доске и дарят цветы кукле. Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов. Кате подарили букет ландышей. Кате дали букет лилий».
- Динамическая пауза. Речь с движением.
Медведь. | |
Медведь по лесу бродит, | (Дети, слегка согнувшись, идут «вперевалочку», |
От дуба к дубу ходит. | загребают согнутыми руками). |
Находит в дуплах мёд | (Изображают, как медведь достаёт и ест мёд). |
И в пасть к себе кладёт. | |
Ёжик. | |
По сухой лесной дорожке- | (Дети стоят слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях - |
Топ-топ-топ – топочут ножки. | перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые |
Ходит, бродит вдоль дорожек | в коленях, делают мелкие шажки). |
Весь в иголках серый ёжик. | |
Заяц. | |
Зайка по лесу скакал, | (Руки перед грудью). |
Зайка корм себе искал. | (Мелкие подскоки на двух ногах). |
Вдруг у зайки на макушке | (Указательным и средним пальцами изобразить |
Поднялись, как стрелки, ушки. | «ушки»). |
Шорох тихий раздаётся: | (Пугливо оглянуться). |
Кто-то по лесу крадётся. | |
Лиса. | |
У лисицы острый нос, | (Показать руками острый нос лисы). |
У неё пушистый хвост, | (Дети «оглаживают» воображаемый хвост, бока) |
Шуба рыжая лисы | |
Несказанной красоты. | |
Лиса павою похаживает, | (Величаво, медленно идут, оглядываясь на свой хвост). |
Шубу пышную поглаживает. |
Задание логопеда: «Назовите зверей, которых мы сейчас показывали».
Ответы детей: «Мы показывали медведей, лис, зайцев, ежей».
- Игра «Зоопарк».
Логопед выставляет на доску сюжетную картину «Зоопарк» и говорит о том, что Катя летом ходила в зоопарк. В зоопарке она увидела много зверей и птиц. А вот кого Катя видела в зоопарке, дети должны сказать, опираясь на картину. Внимание детей обращается на то, что в зоопарке не одно животное, а несколько одинаковых. Вопрос логопеда: «Кого Катя увидела в зоопарке?» Ответы детей: «Катя увидела в зоопарке много львов, тигров, слонов и т.д.»
- Игра с мячом «Кто кого защищает?»
Дети встают в круг. Логопед объясняет, что у всех детёнышей зверей есть мамы, которые их защищают. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос одним словом: «Кого защищает зайчиха? (медведица, бельчиха, лосиха, волчица и т.д.)
- Игра «Бабушкина корзинка».
Логопед говорит, что у Катиной бабушки есть красивая корзинка. Бабушка ходит с этой корзинкой в лес, в сад, на огород. И всегда приносит целую корзинку. А вот корзину «чего?» приносит бабушка, мы сейчас увидим. Логопед предлагает детям достать из корзины картинку и составить предложение. Например: «Бабушка приносит целую корзинку грибов, ягод, огурцов, желудей и т.д.»