Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

Разделы: Начальная школа


Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.

Задачи:

  1. формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
  2. уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
  3. развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
  4. воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)

Начнем урок с оздоровительной минутки.

– «Бодрость за 1 мин.»

– Работа на коврике «Пяточка, носочек»

Красиво сели, открыли тетради, записали число.

Двадцать третье ноября.
Классная работа.

Обратите внимание на орфограммы.

II. Минутка чистописания.

У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.

Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?

Д.: Он обозначает букву З

У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)

Пишем целую строку

Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»

У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.

Зонтик, берёза, язык, арбуз.

Прочитайте свои слова.

Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.

III. Словарная работа.

Игра «Зоркий глаз»

У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.

Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)

Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.

Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?

А теперь, с этим словом запишите предложение.

Ночью ударил сильный мороз

Проверим. Разберите по членам предложения.

– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?

– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?

Д.: Мороз и солнце, день чудесный.

У.: А пословицу какую знаете?

Д.: Мороз невелик, стоять не велит.

У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.

IV. Знакомство с новой темой.

У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?

Д.: Зима

У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.

– Без чего может погибнуть дерево?

Д.: Корня

У.: А что такое корень в русском языке?

Д.: Правило

У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.

У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.

– Кто поможет мне?

– А при помощи чего образовались новые слова?

– А что такое суффиксы?

Д.: Правило

У.: Выделите суффиксы.

Обобщение о суффиксе.

Образуются новые слова.

– Найдите слово с суффиксом -ушк

  • Старуха – старушка
  • Изба – избушка
  • Речка – речушка

– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;

– Образуйте слова с суффиксом -ушк.

Какое значение придает этот суффикс?

– Найдите слова с другими суффиксами.

– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?

Д.: ов, н, ник.

Работа с толковым словарем

У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье

Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)

Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.

У.: Устали ребята? Поиграем!

Игра «Рыбаки» (на внимательность)

У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.

Д.: Это суффикс.

У.: Прочитайте суффиксы:

-ушк
-ышк
-ек
-ок
-ищ

Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.

солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище

Выделите суффиксы.

– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?

– При помощи какого суффикса образовано?

– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)

У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?

Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.

У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)

V. Физминутка.

У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)

VI. Закрепление материала.

У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.

  • Рыбка, дубок, горка.
  • Солнышко, зернышко, шуточка.
  • Толстущий, горьковатый, кислющий.

У.: Проверим!

Следить за осанкой.

Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.

Д/З с. 130 п., у. 101