Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.
Задачи:
- формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
- уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
- развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
- воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)
Начнем урок с оздоровительной минутки.
– «Бодрость за 1 мин.»
– Работа на коврике «Пяточка, носочек»
Красиво сели, открыли тетради, записали число.
Двадцать третье ноября.
Классная работа.
Обратите внимание на орфограммы.
II. Минутка чистописания.
У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.
Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?
Д.: Он обозначает букву З
У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)
Пишем целую строку
Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»
У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.
Зонтик, берёза, язык, арбуз.
Прочитайте свои слова.
Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.
III. Словарная работа.
Игра «Зоркий глаз»
У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.
Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)
Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.
Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?
А теперь, с этим словом запишите предложение.
Ночью ударил сильный мороз
Проверим. Разберите по членам предложения.
– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?
– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?
Д.: Мороз и солнце, день чудесный.
У.: А пословицу какую знаете?
Д.: Мороз невелик, стоять не велит.
У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.
IV. Знакомство с новой темой.
У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?
Д.: Зима
У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.
– Без чего может погибнуть дерево?
Д.: Корня
У.: А что такое корень в русском языке?
Д.: Правило
У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.
У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.
– Кто поможет мне?
– А при помощи чего образовались новые слова?
– А что такое суффиксы?
Д.: Правило
У.: Выделите суффиксы.
Обобщение о суффиксе.
Образуются новые слова.
– Найдите слово с суффиксом -ушк
- Старуха – старушка
- Изба – избушка
- Речка – речушка
– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;
– Образуйте слова с суффиксом -ушк.
– Какое значение придает этот суффикс?
– Найдите слова с другими суффиксами.
– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?
Д.: ов, н, ник.
Работа с толковым словарем
У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье
Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)
Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.
У.: Устали ребята? Поиграем!
Игра «Рыбаки» (на внимательность)
У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.
Д.: Это суффикс.
У.: Прочитайте суффиксы:
-ушк
-ышк
-ек
-ок
-ищ
Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.
солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище
Выделите суффиксы.
– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?
– При помощи какого суффикса образовано?
– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)
У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?
Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.
У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)
V. Физминутка.
У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)
VI. Закрепление материала.
У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.
- Рыбка, дубок, горка.
- Солнышко, зернышко, шуточка.
- Толстущий, горьковатый, кислющий.
У.: Проверим!
Следить за осанкой.
Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.
Д/З с. 130 п., у. 101