Класс: 9.
Цели:
- Образовательная – закрепить знания учащихся о видах жесткости воды и способах ее устранения
- Развивающая – развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности учащихся, продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении практической работы: привитие навыков самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранения здоровья каждого человека.
Тип урока: урок практической работы (исследовательского типа).
Форма урока: практическая работа
Методы: Исследовательский.
Форма организации учебного пространства: коллективная (парное взаимодействие).
Главный этап учебного занятия – проведение исследования. Данному этапу предшествовала проблемная беседа, в ходе которой учащиеся предлагали свои пути решения. В ходе исследования ребята формулировали цели, выдвигали гипотезы, делали выводы, опираясь на свои результаты, полученные в ходе выполнения проведенного эксперимента.
Контроль знаний учащихся в таком виде позволяет снизить уровень тревожности, проходит в легкой не принудительной форме, позволяет показать не только качество знаний, но и проявить творческие способности.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, воронки, фильтровальная бумага, стеклянные палочки, небольшая круглодонная колба (20-25 мл), спиртовка, спички, штатив с кольцом и фарфоровым треугольником; образец жесткой воды, сода, «Калгон», раствор карбоната натрия, мыло.
*При наличии хорошей технической базы (мультимедийный проектор, интерактивная доска) можно заменить печатные демонстрационные, результативные таблицы на электронный вариант.
Ход урока
Этап урока (практической работы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организационный момент (1-2 мин.) Образовательные задачи этапа 1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. |
Здравствуйте! Садитесь. (Определяю отсутствовавших, проверяю готовность учащихся к уроку.) |
Приветствуют учителя. |
II. Целеполагание и мотивация (9-10 мин.) Образовательные задачи этапа 1. Обеспечить мотивацию учения школьников. 2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. |
Ребята, обратите ваше внимание на лабораторный демонстрационный стол. На данном столе представлены следующие вещества: «Калгон», «Харпиг», «Очиститель накипи». По какому принципу подобраны эти средства и что их связывает между собой? Что такое накипь? Что является основной причиной образования накипи и известкового налета? А какие отрицательные последствия может оказать жесткая вода человеку и его хозяйственной деятельности? Каким способом можно снизить это влияние? Перечислите основные способы умягчения воды. На ваш взгляд, какой способ является самым оптимальным? Итак, мнения разделились. Предлагаю вам для подтверждения или опровержения ваших гипотез выполнить исследовательскую практическую работу по теме «Жесткость воды и способы ее устранения» Цель практической работы – определить оптимальный способ умягчения воды. |
Рассматривают предложенные вещества. Отвечают на вопросы. (Предполагаемые ответы: Средства для предотвращения накипи. Накипь – это нерастворимые соли кальция и магния. Причиной образования накипи и известкового налета является жесткая вода. Жесткая вода выводит из строя нагревательные элементы и т.д. Умягчением жесткой воды. Кипячение воды, добавление соды, использование «калгона».) Выдвигают свои гипотезы. Записывают тему практической работы. Вместе с учителем формулируют цель практической работы. |
III. Актуализация знаний и умений (инструктаж) (3-4 мин.) Образовательная задача этапа Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). |
Знакомлю с инструкцией проведения практической работы. (см. приложение 1) Напоминаю правила техники безопасности «Обращение со стеклом и растворами». |
Знакомятся с инструкцией проведения данной практической работы. |
IV. Этап применения знаний и способов деятельности (22-26 мин.) Образовательные задачи этапа 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля |
Наблюдаю за деятельностью учащихся, по необходимости консультирую, направляю деятельность учеников |
Работают в соответствии с инструкцией практической работы. Заполняют таблицу. (см. приложение 2) Выступают несколько представителей класса, знакомят одноклассников со своими результатами работы. |
V. Подведение итогов. Рефлексия (этап подведения итогов) (5 мин.) Образовательные задачи этапа 1. Дать качественную оценку работы класса и отдельным учащимся. 2. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 3. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Обращаю внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагаю оценить результаты своей деятельности на уроке. Реализую рефлексивный тест: 1) Я узнал(а) много нового. 2) Мне это пригодится в жизни. 3) На уроке было над, чем подумать. 4) На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. 5) На уроке я поработал(а) добросовестно. В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+». |
Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу. Приходят к выводу, что самым оптимальным способом умягчения воды является... Осмысление своих действий, поведения и эмоционального состояния на данном уроке. |
VI. Закрепление (информация о домашнем задании) (1-2 мин.) Образовательная задача этапа Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Даю домашнее задание: повторить §29. | Записывают домашнее задание в дневник |
Список используемой литературы:
- О.С. Габриелян. Химия. 9 класс – М.: Дрофа, 2005.
- Н.М. Кузьменюк, Е.А. Стрельцов, А.И. Кумачёв. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд-во ООО «Красико-принт», 1996.
- М.А. Александрова. Очистка воды от загрязнителей. – М.: Чистые пруды, 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия»)