Разнообразие облаков

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить детей с разнообразием форм облаков и их видами, сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перистых облаках; обсудить, что содержат разные облака;
  • развивать внимание, наблюдательность, умение работать с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать,
  • воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, любознательность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – учебная ситуация: подготовка к интервью

УУД: коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (интервью); познавательные УУД (знаково-символические) – действия моделирования.

Оборудование: учебник Поглазовой О.Т. “Окружающий мир, 2 класс”, 1 часть, 2012$ мультимедийная система, авторская презентация к уроку (Приложение 1), карточки для парной работы: №1 “Ученые”, №2 “Образование облаков” (схема), №3 “Виды облаков” (таблица для заполнения), №4 “Опорная схема” (Приложение 2), вата на каждую парту, схема “Образование облаков” для работы у доски, наглядность “План работы над интервью”, вопросы для интервью.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начался урок.
На меня все посмотрели.
Стали ровно, тихо сели.

Актуализация знаний

– Итак, начинаем урок окружающего мира. И сразу за работу. Возьмите карточку №1. Перед вами список ученых и работа, которую они выполняют. Какие ученые что изучают? Найдите пары, соедините линиями. (Дети работают в парах)

  изучает  
географ   живую природу
биолог звёзды
астроном погодные явления, предсказывают погоду
метеоролог поверхность Земли

– Проверяем. Приложение 1, Слайд 1.

Тема и цели урока

– Молодцы! А вот с метеорологом, ребята, мы встретимся сегодня на экскурсии после уроков. И даже возьмем у него интервью для школьной газеты.

Таким образом, цель нашего урока – подготовка к интервью с метеорологом.

– Что такое интервью? (Дети: беседа журналиста с кем-то для подготовки материала в печать.)

– Можем мы сразу уже идти брать интервью у этого учёного? (Дети: нет.)

– Почему? (Дети: надо сначала подготовиться)

– Что значит подготовиться? (Дети: определить тему интервью, выяснить, что мы знаем по этой теме, выяснить, что не знаем, составить вопросы)

– По этому плану и будем работать на уроке.

– Отгадав загадку, узнаете тему нашего интервью:

Пушистая вата
Плывёт куда-то.

(Дети: облака)

– Итак, тему интервью определили – облака.

Метеорологи считают облака азбукой небесной книги (погоды). С древних времен люди наблюдали за облаками и предсказывали по ним погоду. Белые облака землю не смачивают. Красные облака до восхода солнца – к ветру. Синие вечерние облака – к перемене погоды.

Про облака мы и составим вопросы для интервью с метеорологом.

4. Повторение изученного

– Возвращаемся к нашему плану. Что мы с вами уже знаем про облака? (Дети: облака – это явление природы, знаем, как они образуются)

– Составьте в парах схему “Образование облаков”. Для этого возьмите карточку №2. (Один ученик работает со схемой у доски)

– Расскажет нам по схеме, как образуются облака …

(Дети: Солнце греет. Тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх от поверхности Земли. На определённой высоте пар охлаждается и превращается в капельки, которые собираются в облака)

5. Подготовка к восприятию нового материала

– Мы знаем, как образуются облака. А кто из вас наблюдал за облаками? Я включу муз. фрагмент, а ваша задача – услышать, какой образ приняло облако. (Музыкальный файл “Белые кораблики”). Слайд 2.

– Про какую форму облаков говорится в этой песне? (Дети: кораблики)

– А вы видели облака интересной формы? Какой?

– Я в интернете нашла подборку интересных фотографий. И хочу поделиться с вами.

Слайд 3 (Видеоролик под музыку “Белогривые лошадки”)

– Так что же мы еще знаем про облака? (Дети: облака бывают разной формы).

– А что бы вы хотели спросить у метеоролога? (Дети: Видели ли Вы облака удивительной формы? На что они были похожи?)

– Этот вопрос я прикреплю на доску.

Так как мы готовимся к интервью, то вспомним правила общения. Что говорят вежливые люди? (Дети: пожалуйста, будьте добры). Как вы будете его задавать? Поможет вам опора – Слайд 4

– Кто предстанет как журналист и задаст вопрос метеорологу?

6. Работа над новым материалом

Синоптик Люк Говард (Слайд 5) более 200 лет назад предложил разделить облака на 3 основных вида. Знаем ли мы, какие виды облаков бывают? (Дети: нет)

– Где можем взять данную информацию? (Дети: учебник, интернет, книги)

– Перед вами карточка №3, которую надо заполнить, используя учебник. Откройте с.96. Под иллюстрацией текст. Прочитайте, обратите внимание на выделенные слова, заполните таблицу в парах. Время – 3 минуты. Приступаем.

Проверка с экраном. Слайд 5

– Итак, о каких видах облаков вы узнали? (Дети: перистые, кучевые, слоистые).

– На что похожи перистые облака?

– На что похожи кучевые облака?

– На что похожи слоистые облака?

– вариант 1 – изобразите с помощью ваты перистые облака, а вариант 2 – кучевые.

– Молодцы. Убрали вату.

– Где располагаются перистые облака? (Дети: высоко над Землей)

– Где располагаются кучевые облака? (Дети: ниже)

– Где располагаются слоистые облака? (Дети: низко над Землей)

Слайд 6

– Слоистые облака образуются на высоте Останкинской башни (540м), кучевые – там, где могут летать на дельтаплане (2–6км, а перистые – куда долетают самолеты (6км и выше).

– Потренируемся, определим вид облаков. На карточке №3 после каждого облака, появившегося на экране, запишите 1-ю букву названия вида.

(Слайд 7: появляются изображения перистых, кучевых, слоистых облаков + облака неизвестного детям вида).

– К какому виду относятся эти облака? (не знаем)

– Какой вопрос зададим метеорологу?

(Дети: Какие еще виды облаков бывают?)

– Этот вопрос я тоже прикреплю на доску.

Итак, наше интервью пополнилось еще одним вопросом.

– Кто сыграет роль журналиста и задаст вопрос метеорологу? Вам в помощь опора -Слайд 8

7. Физкультминутка под музыку “По дороге с облаками”. Слайд 9

Облака, облака, пышные, белые,
Расскажите, облака, из чего вас делали?
Может, вас, облака, делали из молока?
Может быть, из мела? Может быть, из ваты?
Может быть, из белой из бумаги мятой?

– А мы можем ответить на вопрос, что находится у облака внутри? (Дети: капельки воды).

– Раз капельки воды, то из облака должен идти только дождь. А какие осадки вы знаете? (Дети: дождь, снег, град).

– Тогда какой вопрос можем задать гостю? (Дети: Почему из облаков идет снег и град?)

– И этот вопрос я прикреплю на доску. Итак, наше интервью пополнилось еще одним вопросом.

– Кто будет журналистом и задаст этот вопрос метеорологу? Слайд 10

8. Работа над новым материалом

– Ребята, кто из вас трогал облака руками? На самом деле вы все проходили сквозь облака! Не верите? Внимание на экран! (Слайд 11 – картинка “Ежик в тумане”)

У облака есть родной братец:

Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук.

(Дети: туман)

– Узнайте из учебника, что такое туман, с.97 (Дети: это скопление мелких водяных капель в приземном воздухе).

– Особенно часто он образуется в низинах, над болотами и другими водоемами. Слайд 11, клик

– А где еще можно увидеть туман, кроме как над поверхностью земли и воды? Слайд 12. (Картинки – пар изо рта, кипящий чайник)

– Когда человек в холодное время дышит, изо рта вылетает водяной пар – невидимый, он охлаждается и превращается в туман.

– Мы уже знаем одного родственника облака – туман. Какой вопрос так и хочется задать метеорологу? (Дети: Есть ли у облака другие “родственники”?)

– И этот вопрос я тоже прикреплю на доску. Наше интервью пополнилось еще одним вопросом.

– Кто превратится в журналиста и задаст вопрос метеорологу? Слайд 13

– Может, кто еще хочет дополнить список вопросов? (Варианты детей)

– Вспомните начало урока: что изучает метеоролог? О чем можно спросить у ученого? (Дети: Как предсказать погоду по облакам?)

– Вот и последний вопрос для нашего интервью.

Подведение итогов.

– Какая перед нами стояла цель? (Дети: подготовиться к интервью)

– Как вы думаете, мы достигли цели? (Дети: да, определили тему, выяснили, что знаем, составили список вопросов.)

– Перед вами карточка №4. Что обозначает ? (Дети: вежливые слова)

– Порепетируем интервью. Составьте в парах по очереди фразы, используя карточку.

– Теперь генеральная репетиция: предстаньте журналистами у доски. Слайд 14:

Я знаю, что форма облаков … Я видел … Скажите, , а вы видели…
Облака делятся на 3основных вида …, скажите, какие еще… ?
Облака состоят из … Подскажите, , почему из облаков …?
У облака есть брат … Есть ли ...?
Расскажите, , как предсказать …

– К интервью готовы. Молодцы.

Рефлексия. Слайд 15

Что было легко на уроке?
Что показалось сложным?
Что произвело особое впечатление?

Домашнее задание. Слайд 16.

Дома можете сделать облака своими руками из ваты, бумаги и других материалов.

А через 2 часа встречаемся и едем на экскурсию в метеорологический центр. Урок окончен. Всем спасибо за работу.