Урок физики по теме "Атмосфера. Атмосферное давление". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: сформировать представления об атмосферном давлении и его роли в жизни человека и животных.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать усвоению понятий: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление
  • совершенствовать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение.

Развивающие:

  • развивать умение работать с новой информацией;
  • развивать навык систематизации полученных знаний;
  • стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста;
  • формировать навыки поисковой деятельности.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся;
  • научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять;
  • совершенствовать навыки учебного сотрудничества.

Продолжительность урока – 45 минут.

Место урока – кабинет физики.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, выполненная в Microsoft Power Point , учебник “Физика 7” под редакцией А.В. Перышкина, приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления, тексты карточек, маркеры, чистые листы бумаги.

Основные формы организации детей: индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа с карточками, эвристическая беседа, составление кластера, “инсерт” – чтение текста с пометками, “толстые и тонкие вопросы”, написание “синквэйна”

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ.

Конспект урока физики

Эпиграф к уроку:

“Мы живем на дне сказочно красивого океана. Он велик и безбрежен”
Эванджелиста Торричелли

I стадия урока: Стадия вызова

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Деятельность учителя:

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся;
Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

Прием “Верите ли вы, что…?”

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть, и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным. А у меня настроение не очень хорошее. Готовя к уроку опыт, я ополоснула банку горячей водой и сразу закрыла крышкой. Теперь снять ее не возможно. Попытайтесь объяснить, что стало причиной этого явления.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Комментарии
Учитель: Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого?

Слайд 1

“Удивительное дело жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, “пить” его и не тонуть,
Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,
Впрочем, даже и не странной: просто б не было её!”

Учитель: как вы думаете, ребята, о чем еще пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 2

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова: атмосфера, атмосферное давление
Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Запись темы урока в тетрадь
Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений. Выяснить роль атмосферного давления в жизни человека и животных”. Подписывают карты оценивания, убирают их на край стола
Учитель: на каждом этапе урока вы, ребята, будете оценивать свою деятельность с помощью карты оценивания (Приложение 1), которые лежат у вас на столах. Подпишите их и не забывайте оценивать свою работу на всех этапах урока.

Учитель: Я предлагаю вам, ребята, на основе тех знаний, которые вы уже имеете, оценить истинность

или ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы на карточках “Верите ли вы, что…”, заполняете 3 столбец таблицы, проставляя в каждой ячейке “В” или “Н”, в зависимости от того как вы оцениваете то или иное утверждение (Приложение 2)

Слайд 3 “Верите ли вы, что… ?”

Индивидуальная работа по

карточке 1

“ Верите ли вы, что…”, в которой учащиеся отмечают верные, по их мнению, утверждения

Далее работа в парах: сравнить результаты своих размышлений друг с другом, а затем озвучить то, что получилось.

Возникает ситуация сомнения “Кто прав? Прав ли я?”

II стадия: Стадия осмысления

Непосредственный контакт с новой информацией – презентация, текст, материал параграфа

 
Деятельность учителя:
  • Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
  • Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.
Учащиеся по очереди сообщают те сведения, которыми они владеют по изучаемому вопросу. Учитель коротко записывает их в левой колонке.

Ответы учащихся кратко записываются в правой колонке.

Приёмы и методы: работа с таблицей “Знаю – хочу узнать – узнал”, приём кластер, игра “Как вы думаете?”

На доске название темы урока. Доска поделена на 2 части. Над левой колонкой надпись “Я знаю”, над правой написать после заполнения левой “Хочу узнать”

 
Учитель: ребята, а что бы вы хотели узнать по теме урока?  
Учитель: Ребята, для разрешения возникших вопросов и сомнений просмотрим слайды презентации, изучим тексты на карточках 2 (Приложение 3)

Слайд 4 “Атмосфера Земли”
Слайд 5 “Состав атмосферы”
Слайд 6 “Строение атмосферы”

Знакомство с информацией
Учитель: в ходе работы с текстами на карточках 2 на полях текста будете ставить значки: “!” – это меня заинтересовало, “V” – я знаю это, “+” – новая информация, “ – ” – я думаю иначе, “?”– я не понял, есть вопросы, хочу узнать больше. Работа по карточкам 2 с текстами о строении и роли атмосферы
Раздается текст (Приложение 2). Дается время, чтобы его прочитать и сделать нужные пометки. Затем в парах проходит несложное обсуждение.

Учитель по очереди зачитывает записи на доске в левой колонке и просит учащихся опровергнуть или подтвердить текстом. Далее следует такая же работа над правой колонкой, что дает возможность выяснить, на какие вопросы учащихся текст не ответил. Далее учащиеся в парах на листах формата А-4 фломастерами готовят кластер “Атмосфера”.

Работа в парах над кластером “Атмосфера” – записывают графически всю освоенную информацию
Слайд 7

“Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них,
Они по знаку моему
Являются в нужде.


Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг,
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг, -
И всем покоя нет!
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему!”
Р. Киплинг

Учитель: Проведем несложный опыт: накроем стакан с водой листом бумаги, затем придерживая лист рукой, осторожно перевернем стакан. Теперь уберем руку. Лист бумаги остается на месте и вода из стакана не выливается. Как вы думаете, почему? Кто хочет попробовать повторить этот опыт? Реплики учащихся выслушиваются
Учитель: ребята, а сейчас проведем игру “Как вы думаете?”. Каждая группа из 4-х человек получает игровое поле и набор карточек (Приложение 4) В ходе игры карточки располагаются на игровом поле, идет обсуждение и объяснение местоположения карточек.

По завершении игры учащимся предлагается прочитать текст учебника.

Карточки для игры:
  1. Атмосфера – это воздушная оболочка планеты.
  2. Атмосфера удерживается на Земле силой притяжения.
  3. Молекулы воздуха могут покидать атмосферу и улетать в околоземное пространство.
  4. Воздух невидим и невесом.
  5. Измерить массу воздуха невозможно.
  6. Основная масса воздуха содержится в тропосфере.
  7. По закону Архимеда атмосфера давит на нашу планету.
  8. Давление атмосферы небольшое.
  9. Обнаружить атмосферное давление сложно.
  10. Атмосферное давление можно использовать.
 
Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательное упражнение. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительных процессов. Встаньте, положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдоха и выдоха.

Реплики учащихся выслушиваются

Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. Не верите?

Демонстрация 1: Возьмём стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой, из которого при помощи насоса выкачаем воздух. Взвесим последовательно шар с воздухом и без него, мы обнаруживаем разницу в массе.

Слайд 8 “Вес воздуха. Атмосферное давление

Реплики учащихся выслушиваются
Опыт 1. “Фонтан Герона”

Из цилиндрического сосуда, закрытого пробкой с трубкой, откачиваем с помощью насоса Камовского воздух, перекрываем кран на трубке, опускаем трубку в воду и открываем кран. Под действием атмосферного давления на поверхность воды в кювете внутрь сосуда бьёт фонтан. Почему же это происходит?

Вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты
Опыт 2. Яйцо в графине.

Возьмем бутылку из-под молока или графин, опустим в него горящую бумажку и закроем горлышко еще теплым круто сваренным яйцом. Яйцо втягивается в бутылку. Как это явление объяснить?

Учитель: ребята, вернемся еще раз к игровому полю. Посмотрите, правильно ли лежат у вас карточки. Можете их разложить с учетом тех сведений, которые вы получили из наблюдения за опытами и при чтении учебника.

Учитель: ребята, а сейчас мы проведем исследовательскую работу с приборами. Во время работы вы заполняете дневники эксперимента, которые лежат у вас на столах (Приложение 5).

Работа с лабораторным оборудованием, заполнение дневников.
III стадия: Стадия рефлексии

Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотношения старого и нового знаний, внесение изменений, дополнений в таблицу “Верите ли вы, что…?”.

 
Учитель: ребята, в самом начале урока вы работали с таблицей “Верите ли вы, что …?”. Вернемся к этой таблице и заполним 4 столбик, поставьте буквы “В” или “Н”. Работая в парах, выясните, по каким вопросам мнение изменилось? Почему вы так решили? Обсуждение в группах, заслушивание ответов
Учитель: Ребята, сможете ли вы сейчас пояснить мне, почему же невозможно было снять крышку с банки?

Учитель: работаем с картой оценивания, подведите итоги индивидуальной работы по карточкам, работы в парах, группах, оцените свою работу на уроке.

Учитель: в заключение урока составьте синквейн по ключевым словам нашего урока

Атмосфера атмосферное давление

(Приложение 6)

Реплики учащихся выслушиваются
Домашнее задание:

§40, 41 учебника

Творческие задания:

В каких приборах у вас дома работает атмосферное давление?

“Роль атмосферного давления в живой природе” (сообщение или презентация)

подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других.

Учитель: Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.

  • Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне сегодня запомнилось…
  • Самым интересным было…

Молодцы, за урок СПАСИБО.

 

Литература

  1. Вечера по физике в средней школе / сост. Э. М. Браверманн. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике / Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Заир-Бек С.И. / Развитие критического мышления на уроке/ С.И. Заир-Бек – М. : Просвещение, 2011.
  4. Книга для чтения по физике / сост. И. Н. Кириллова. – М. Просвещение.
  5. Колобков Н.В. Атмосфера и её жизнь / Н. В. Колобков. – М.: Просвещение, 1968.
  6. Открытая физика.11.Полный интерактивный курс физики. ООО “Физикон”
  7. Перельман Я.И. / Занимательная физика. Книга 1./ Я.И. Перельман.– М.: Триада-Литера,1994.
  8. Перышкин А.В. / “Физика. 7 класс” учебник / А.В. Перышкин, – М.: “Дрофа”, 2010.
  9. http:// class-fizika/narod.ru/