Цель: повторить и обобщить в занимательной форме знания учащихся по теме: “Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества”
Задачи:
- Обучающая
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала с элементами проектной деятельности.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- раздаточный материал для учащихся с текстами заданий;
- набор грустных и веселых смайликов на магнитах;
- обучающая презентация, выполненная в программе SMART Notebook;
- презентации детей, выполненные в программе PowerPoint.
Подготовительная работа:
Класс делится на 4 группы. За неделю до урока каждой группе даётся задание: подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний вещества в природе. Предлагается 4 темы:
- Туман
- Снег
- Роса и иней
- Облака
Командам выдаётся план работы над выбранной темой:
- Подобрать строки из стихотворения, загадки о данном явлении.
- Показать роль рассматриваемого явления в нашей жизни
- Объяснить причины и условия возникновения явления в природе.
- Рассмотреть в каких формах мы встречаемся в повседневной жизни с этим явлением.
- Составить вопрос командам соперникам, используя народные приметы о данном явлении.
Все презентации просматриваются заранее для устранения возможных недочётов. Предварительно расставляются столы в классе.
Основные этапы урока:
- Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам игры.
- Выполнение учащимися предлагаемых заданий.
- Итог урока, рефлексия.
Ход урока
1. Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам игры.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране “Калория”. (1 слайд презентации, Приложение 1) Какое же путешествие без приключений! Преодолевая препятствия, за каждое успешно выполненное задание вы будете получать жетоны стоимостью “1ум” <Рисунок 3>. Победит команда, которая наберёт большее количество жетонов. Эти жетоны вы сможете обменять на оценку в журнале.
2. Выполнение учащимися предлагаемых заданий.
2 слайд
Учитель (читает вслух стихотворение):
“Заперты в страну ворота,
А пройти нам так охота!
Нам бы ключик подобрать,
Все загадки отгадать”.
3 слайд
Задание 1
Команда получает столько очков, сколько правильных ответов в этом задании. Одно дополнительное очко даётся команде, которая первой нашла ключ. Время выполнения 2 минуты.
Каждая команда получает рисунок ключа и следующие вопросы:
- Как называется вид теплопередачи, когда энергия передаётся от одного тела другому с помощью невидимых лучей? (Из ответа возьмите вторую букву и поставьте её в первую клетку ключа)
- Какой вы знаете процесс увеличения энергии тела при повышении его температуры? (Из ответа возьмите первую букву и поставьте её во вторую клетку ключа)
- Как называется процесс парообразования, происходящий со свободной поверхности жидкости? (Из ответа возьмите четвёртую и седьмую буквы и поставьте их соответственно в третью и четвёртую клетки ключа).
- Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое? (Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки ключа)
Ответы:
1. Излучение (З). 2. Нагревание (Н). 3.Испарение (А,Н). 4. Кристаллизация (И,Я).
4 слайд
К доске приглашаются учащиеся той команды, которая первая нашла все буквы в ключе. На интерактивной доске они составляют слово. Учитель выдаёт жетоны.
5 слайд
Учитель: Вы все очень хорошо потрудились, и в награду нам с вами открывается карта нашего маршрута. Посмотрите, сколько городов и станций нам предстоит посетить в этой замечательной интересной стране Калория. Итак, наше путешествие начинается. Первый город – город Теоретик (переходит по гиперссылке).
6 слайд
Учитель: Для удачного путешествия нужно выучить язык этой страны.
Задание 2
Необходимо отгадать кроссворд и вписать ключевое слово в выделенную область. Объяснить значение этого слова.
Учитель зачитывает вопрос, слово вписывает представитель той команды, которая быстрее подняла руку. За правильный ответ выдается жетончик.
- Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества массой 1кг при изменении его температуры на 10С.
- Процесс уменьшения внутренней энергии с понижением температуры.
- Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
- Единица измерения энергии.
- Прибор для измерения температуры.
- Вещество, выделяющее энергию при горении.
- Способ переноса энергии потоками жидкости или газа.
7 слайд
Учитель: Приглашаю штурманов команд поучаствовать в следующем конкурсе. Чтобы не сбиться с пути, нужно хорошо знать дорожные знаки.
Задание 3
Бросайте кубик и по числу выпавших точек и открывайте букву в облачке. Необходимо дать правильное название физической величины, которая обозначается данной буквой. За каждый правильный ответ 1 балл. (буквы Q,c,q,L,λ,D t, t1, t2).
Затем по гиперссылке возвращаемся к карте маршрута.
Учитель: Итак, маршрут проложен, язык выучен, дорожные знаки определены. За воротами нас ждёт город Процессоград. (переход по гиперссылке)
Задание 4
8 слайд
Учитель: Вашему вниманию представлен график плавления и отвердевания вещества. Необходимо выйти к доске и подписать над каждым участком графика тот тепловой процесс, которому он соответствует.
После выполнения задания возвращаемся на маршрут.
Учитель: Приближаемся к городу с названием Законоград.
Задание 5
9 слайд
Необходимо расставить указательные знаки на пути своих команд (подобрать формулы к процессам на графике).
Учитель: Возвращаемся на исходный маршрут. Итак, мы с вами выучили язык этой страны, выучили дорожные знаки, расставили указатели на пути. Впереди нас ждёт станция Наблюдайкино. У каждой команды было домашнее задание подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний вещества в природе. В конце выступления от команды задается вопрос, и та команда, которая первая даст правильный ответ, получает жетончик.
10 слайд
Презентации учащихся (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
Доклады учащиеся делают по текстам в презентации. В процессе проведения игры с учащимися используются гиперссылки на их презентации. После выступления учащихся возвращаемся к карте.
Учитель: Теперь мы с вами готовы применить наши знания для решения трудных ситуаций. Впереди нас ждёт станция Применяйкино.
11, 12, 13 слайды
Задание 6
Решить три задачи. Готовое решение каждой задачи сдавать учителю на листочке. Та команда, которая раньше всех остальных принесёт решения задач, выигрывает этот конкурс. Проверяем ответы с помощью слайдов и возвращаемся к карте.
На сколько изменяется внутренняя энергия Царь-пушки массой 40 т при максимальном зарегистрированном в Москве перепаде температуры от + 36 °С до – 42,2 °С? Удельная теплоемкость металла 0,45 кДж/(кг • 0С).
В 1968 г. в Благовещенске выпал крупный град, причем при температуре 0 °С масса одной градины составляла 500 г. Сколько спирта надо сжечь, чтобы получить из градины воду при 20 °С? Потерями тепла пренебречь. Удельная теплота сгорания спирта 27 МДж/кг.
Сколько энергии понадобится, чтобы вскипятить воду в 50 литровом Суксунском самоваре, если начальная температура воды равна 20°С? Плотность воды 1000 кг/м3. Удельная теплота парообразования воды 2300000 Дж/кг.
Решение задачи №1
Дано: | С.И. | Решение: |
m=40т t1 = 360C t2 = – 42,20C c = 0,45 кДж/(кг∙0С) |
40000 кг 450 Дж/(кг∙0С) |
Q=mc
(t2 –
t1) Q = 40000 кг∙450 Дж/(кг∙0С)∙(-42,20C -360C) = – 1407600000 Дж = – 1407,6 МДж |
Q-? | ||
Ответ: уменьшится на 1497,6 МДж |
Решение задачи № 2
Дано: | С.И. | Решение: |
m1=500г t1 = 00C t2 = 200C q = 27∙106 Дж/кг |
0,5 кг | Q1=m1
λ Q2=m1 c (t2 – t1) Q = Q1 + Q2 Q =qm2 Q1 + Q2 = qm2 m2 = (Q1 + Q2)/ q m2 = 0,5 кг∙ (3,4∙105 Дж/кг +4200 Дж/(кг∙0С)∙ 200C)/ 27∙106 Дж/кг = 0, 0078 кг = 7,8г |
m2-? λ = 3,4∙105 Дж/кг с = 4200 Дж/(кг∙0С) |
||
Ответ: 7,8г |
Решение задачи №3
Дано: | С.И. | Решение: |
V = 50л t1 = 200C t2 = 1000C ρ = 1000 κг/м3 L = 2300000 Дж/кг |
0,05 м3 | Q1=m c (t2
– t1) Q2=m L Q = Q1 + Q2 m = ρ∙ V m = 1000 кг/м3∙ 0,05 м3 = 50 кг Q1= 50 кг∙4200 Дж/(кг∙0С) ∙(1000C-200C) =16800000 Дж Q2= 50 кг∙ 2300000 Дж/кг = 115000000 Дж Q = 16800000 Дж +115000000 Дж = 131800000 Дж = 131,8 МДж |
Q – ? с = 4200 Дж/(кг∙0С) |
||
Ответ: 131,8 МДж |
Учитель: Последняя станция Догоняйкино. Подсчитайте заработанные вами жетоны. У вас есть прекрасная возможность догнать своих соперников, если вы правильно ответите на вопросы.
14, 15, 16, 17 слайды
Задание 7
Необходимо дать ответ на поставленный вопрос и обосновать его с физической точки зрения. Ответы на вопросы скрыты за шторкой.
3. Итог урока
В городе Итогоград подводим итоги и команде-победительнице выставляются оценки.
Учитель:
Все известно вокруг, тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно порой удивления и твоего и моего.
Удивляйся росе, удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали, удивляйся тому, чему
Люди порой удивляться уже перестали.
– Дорогие ребята! Если наш урок подарил вам сегодня хорошее настроение, то приклейте к доске весёлый смайлик, если же вам было скучно и неинтересно на уроке, то приклейте грустный. Всех вас благодарю за работу, урок окончен!
В заключении хочу сказать, что этот урок проводился в 8а классе и был показан на городском семинаре завучей, который проходил в 2011-2012 учебном году на базе нашей школы.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1995.-224с
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2009.-191с.
- Безчастная И.С. Физика в рисунках http://urok1.edusite.ru/p1aa1.html
- Оригинальные задачи на базе интересных фактов по теме: “Тепловые явления” http://www.zavuch.info/methodlib/125/35639