Направленность ДО-программы
- Программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу
- химии 9 класса, а именно, – она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для учащихся тем.
Цели:
Программа рассчитана на:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся
- повышение интереса учащихся к предмету
- профориентирование учащихся
- помощь учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
Задачи
- Развивать познавательные и аналитические способности у учащихся
- Закреплять и совершенствовать общеучебные ЗУН
- Формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию
- Развивать умения и навыки в работе с информационными источниками
- Совершенствовать умения и навыки в работе с КТ
- Развивать умение оформлять проекты, делать презентации
- Совершенствовать:
- ЗУН по проведению теоретических и практических исследований
- ЗУН по решению типовых и нестандартных задач по химии
- практические умения и навыки по проведению химического эксперимента
Отличительные особенности данной ДО– программы: Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по химии для учащихся общеобразовательных школ.
Возраст детей: 9 классы.
Форма занятий: Уроки, практические занятия, экскурсии.
Ожидаемые результаты: Написание рефератов, создание проектов, презентаций.
Формы подведения итогов: Участие в различных конкурсах и семинарах, олимпиадах (школьных, окружных, городских).
Содержание дополнительной образовательной программы
Химия – 9 класс
В программу дополнительного образования включен теоретический материал, расширяющий и углубляющий программу общеобразовательной школы по химии. Предусматривается решение экспериментальных и расчетных задач, выполнение практических работ базового, профильного и повышенного уровня сложности; посещение музеев нашей Столицы.
При изучении большинства тем открывается дополнительная возможность показать связь теории с практикой нашей жизни.
Вызывают особый интерес у учащихся в ДО-программе такие темы как: “История открытия периодического закона”, “Страницы из жизни Д.И. Менделеева”, “Величайшие открытия в области естествознания к.19 – н. 20 веков”, “Уран: прошлое, настоящее, будущее”, “Химия пищи”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров”.
Хорошим дополнением к общеобразовательной программе по химии для 9 классов является изучение таких тем, как “Строение электронных оболочек f-элементов” (Строение атома), “Константа диссоциации. Закон разбавления”, “Ионное произведение воды. Водородный показатель” (ТЭД), “Металлы древности”, “Металлы жизни”, “Радиоактивные металлы”, “Тяжелые металлы”, “Трансурановые элементы” ( Металлы), “Фтор и его соединения”, “Кислородные соединения хлора”, “Селен”, “Современные материалы на основе кремния”( Неметаллы), “Химия пищи”, “Нуклеиновые кислоты”, “Лекарства”, “21 век – век полимеров” (Органическая химия) и др.
Методическое обеспечение ДО программы
Форма занятий: Урок, практические занятия, экскурсии
Приемы организации УВП
- Словесные (лекции, семинары, беседы)
- Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
- Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов)
Методы организации УВП
- Объяснительно-иллюстративный
- Метод проблемного изложения
- Методы научных исследований
Дидактический материал
- Учебники, пособия, справочники
- Тематические слайды
- Аудиовидеофильмы, – фрагменты
- Тренажеры для выполнения упражнений
- Образцы творческих работ учащихся
- Коллекции
- Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)
Техническое оснащение занятий
- Компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор, оверхедпроектор видеодвойка, интерактивная доска
- Internet
- Химическая лаборатория
- Аудиовидеотека
- К-дискотека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы по дополнительному образованию
“За страницами школьного учебника”. Химия. 9 класс
№ |
Темы занятий |
Число часов 62 |
1 | История открытия периодического закона | 1 |
2 | Страницы из жизни Д.И. Менделеева | 1 |
3 | Атом – сложная частица Великие открытия в естествознании на рубеже 19–20 веков (открытия Д. Томсона, В. Рентгена, А. Беккереля) |
1 |
4 | Значение работ Э. Резерфорда и его последователей для создания теории строения атома М. Кюри-Склодовская и П. Кюри. Их научный и жизненный подвиг. | 1 |
5 | Состав атомных ядер. Изотопы. Их использование в науке, медицине, технике, промышленности, археологии, сельском хозяйстве | 1 |
6 | Тайна Великого Закона (Периодического). Работы Н. Бора | 1 |
7 | Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек s- и p-элементов |
1 |
8 | Строение электронных оболочек d- и f-элементов | 1 |
9 | Предсказательная функция периодического закона и периодической системы | 1 |
10–11 | Тайны строения и свойств веществ | 2 |
12 | Вклад С. А. Аррениуса, Д. И. Менделеева, И. А. Каблукова, В.А.Кистяковского в создание и развитие теории электролитической диссоциации | 1 |
13 | Степень диссоциации. Понятие о константе диссоциации. Закон разбавления | 1 |
14 | Ионное произведение воды. Водородный показатель | 1 |
15–16 | Свойства электролитов – свойства ионов.
Реакции, идущие с участием электролитов. Гидролиз солей |
2 |
17 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 |
18 | Практикум по теме “ТЭД” | 1 |
19–20 | Металлы древности. Медь и ее сплавы. Медный век. Бронзовый век. Благородные металлы – “царь металлов” (золото), “лунный металл” (серебро). Жидкий металл (ртуть). “Небесный металл” (железо). Железный век. | 2 |
21 | Самые активные металлы – щелочные и щелочноземельные | 1 |
22 | “Крылатые металлы” и их сплавы | 1 |
23 | Гальванические элементы. Гальванопластика. Гальваностегия. | 1 |
24 | Коррозия металлов и сплавов. Виды коррозии. Защита от коррозии | 1 |
25–27 | Промышленные способы получения
металлов. Электролиз растворов и расплавов солей и щелочей. История черной металлургии. Порошковая металлургия. Лунная металлургия |
3 |
28 | Решение расчетных задач по теме “Металлы” | 1 |
29 | “Металлы жизни” | 1 |
30 | Тугоплавкие металлы. Тяжелые металлы | 1 |
31 | Радиоактивные металлы. Уран: прошлое, настоящее и будущее. | 1 |
32 | Первый искусственный – технеций. Трансурановые элементы | 1 |
33–34 | Практикум по теме “Металлы” | 2 |
35–36 | Неметаллы. Фтор – “все разрушающий”.
Соединения фтора. Хлор. Кислородные соединения хлора. Хлорная известь и ее примечательные свойства. Бром и бромиды. Йод и йодиды Почему люди без йода глупеют или болеют? |
2 |
37 | Аллотропия кислорода. Кислород. Озон. Проблема озоновых дыр | 1 |
38–39 | Сера и ее соединения. Производство серной кислоты: выбор оптимальных условий для осуществления химических процессов данного производства; научные принципы производства. Решение задач производственного характера | 2 |
40–41 | Азот – “безжизненный” ли он? Важнейшие
соединения азота. Влияние недостатка азота на рост и развитие растений. Два пути фиксации атмосферного азота. Решение задач производственного характера. Что такое “царская водка” и где она используется? “Дымный порох” – опасная смесь. Почему его называют “черным порохом”? |
2 |
42 | Фосфор и его соединения. Об открытии Г.
Брандта. Многоликий фосфор. Фосфор
– “неметалл жизни”. Влияние недостатка фосфора на рост и развитие растений. Как получают фосфорные удобрения? |
1 |
43 | Практикум “Минеральные удобрения” | 1 |
44 | Алмаз и графит – близнецы – братья.
История получения искусственных алмазов Открытие Т.Е. Ловица. Уникальные возможности древесного угля. Адсорбция. История противогаза |
1 |
45 | Силикатная промышленность, ее продукция. Современные материалы на основе кремния | 1 |
46–47 | Решение задач по теме “Неметаллы” | 2 |
48–49 | Практикум по теме “Неметаллы” | 2 |
50 | Органические вещества – соединения углерода | 1 |
51–52 | Углеводороды – родоначальники органического мира | 2 |
53 | Углеводороды – ценное химическое сырье. | 1 |
54 | Углеводороды – как топливо. Альтернативные источники энергии | 1 |
55 | Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты – производные углеводородов | 1 |
56 | Аминокислоты – органические амфотерные вещества | 1 |
57 | Белки – высшая форма развития вещества | 1 |
58 | Нуклеиновые кислоты – уникальный материал для хранения и передачи наследственности | 1 |
59 | Химия пищи. Белки, жиры, углеводы – главные компоненты пищи. Витамины. Основы рационального питания человека | 1 |
60 | Лекарства | 1 |
61–62 | 21 век – век полимеров | 2 |
Внеур. | Темы по выбору (посещение музеев, выставок) | В теч. года |
Список литературы:
- “Химия. Энциклопедия для детей”, Аванта, 2006.
- “Развитие цивилизации” (ответственный редактор А.Ю. Бирюкова), 2000.
- “Chemcom”. “Химия и
общество” (американское химическое общество), 1995 .
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю
. “Книга по химии”, 1995.- Максименко О.Б.
“Домашняя образовательная библиотека”, 2003. - “Наука и техника” (перевод с англ. А.Абильсинтова), 2009.
- Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А.
“Химия и научно-технический прогресс” (Книга для учащихся), 1998.- Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П.
“Химия внутри нас”, 2004.- Карцова А.А.
“Химия без формул” или знакомые незнакомцы”, 2005. - “Химический энциклопедический словарь”, 1983.
- Хомченко Г.П.
“Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2011 .- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
“Учебное пособие по химии”, 2009.- Габриелян О.С.
“Пособие по химии для поступающих в ВУЗы”, 2005.- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.
“Задачник по химии”, 9 кл., 2012.- Хомченко И.Г.
“Решение задач по химии”, 2011.- Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С.
“Химия” 8, 9 кл., 2005.- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
“Химия” (8–11 кл.), 2009.- Радецкий А.М.
“Проверочные работы по химии”, 8–11 кл., 2000.- Габриелян О.С.
“Настольная книга учителя химии”, 9 кл., 2001.- Габриелян О.С., Лысова Г.Г.
“Химия” 9–11 класс, 2008.- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е.
“Органическая химия”, 10кл., 2003. - Материалы ГИА – Химия (2009–2012), ЕГЭ – Химия (2009–2012).
- Материалы химических олимпиад (школьных, окружных, городских).
- “Википедия” http://ru. Wikipedia и др. сайты Интернета.