Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой.
Цель: формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Основные задачи:
- Создать
Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:
- формы работы
Отличительные особенности программы:
- Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
- Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Сроки реализации программы:
- Данная программа рассчитана на 1 года обучения, для детей в возрасте с 6–7 лет.
- В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» отводится 36 часов в год, из расчета – 1 час в неделю.
- Принцип построения программы – тематический.
- Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.
- Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.
- Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.
Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:
- Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).
- Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).
- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).
- Открытые уроки с присутствием родителей.
- Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее.
- Урок – состязание.
- Урок – игра на закрепление пройденного материала.
- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.
- Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
- Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.
Примерные условия реализации данной программы:
наличие учебных групп (не менее 3 человек); наличие фоно- и аудиотеки; осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; соблюдение межпредметных связей; активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.
По окончании первого года обучения обучающийся должен определять общий характер и образный строй произведения; выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов.
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Механизм оценки: фронтальный опрос; беглый текущий опрос; музыкальная викторина; систематическая проверка домашнего задания; самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; контрольные уроки в конце каждой четверти.
Примерный тематический план
№ темы | Наименование темы | кол-во часов |
1-я четверть | ||
1 | Повторение: | |
1) Сказка в музыке. | 1 | |
2) Образы природы в музыке. | 1 | |
3) Выразительные средства. | 1 | |
4) Инструментальная музыка. | 3 | |
5) Вокальная музыка. | 2 | |
Контрольный урок Приложение 1 | 1 | |
2-я четверть | ||
2 | Программная музыка. | 8 |
Контрольный урок Приложение 2 | 1 | |
3-я четверть | ||
3 | Музыка в театре. Опера. | 9 |
Контрольный урок Приложение 3 | 1 | |
4-я четверть | ||
4 | Музыка в театре. Балет. | 7 |
Контрольный урок Приложение 4 | 1 | |
Итого | 36 часов |
Краткое содержание курса
1-я четверть
Тема 1. Повторение
Урок 1. Сказка в музыке.
Музыкальные примеры:
- П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “Щелкунчик”.
- М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
- П. Чайковский. Китайский танец “Чай” из балета “Щелкунчик”.
- М. Мусоргский. “Балет невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки”.
- П. Чайковский. “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
- П. Чайковский. “Баба Яга” из “Детского альбома”.
Урок 2. Образы природы в музыке.
Музыкальные примеры:
- Э. Григ. “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”.
- М. Мусоргский. “Тюильрийский сад” из “Картинок с выставки”.
- М. Мусоргский. “Рассвет на Москве-реке”.
- П. Чайковский. “Осенняя песнь” из “Времен года”.
- П. Чайковский. “Зимнее утро” из “Детского альбома”.
Урок 3. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, регистр, лад, гармония, тембр.
Музыкальные примеры:
- К. Глюк. “Мелодия”.
- А. Дворжак. “Мелодия”.
- М. Равель. “Болеро”.
- Д. Шостакович. Эпизод нашествия из 1 части “Ленинградской симфонии”.
- Н. Римский-Корсаков. “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
- М. Мусоргский. “Быдло” из “Картинок с выставки”.
- М. Мусоргский. “Балет невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки”.
Урок 4–5. Музыкальные инструменты. Повторение пройденного и знакомство с новыми инструментами: орган, ударные инструменты.
Музыкальные примеры:
- Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”, 1 ч., тема Шехерезады (соло скрипки).
- П. Чайковский. Опера “Евгений Онегин”. Сцена письма Татьяны, раздел 2 (соло гобоя).
- П. Чайковский. Испанский танец “Шоколад” (соло трубы).
- И. Бах. Токката и фуга d moll (орган).
- Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру для молодёжи (ударные).
Урок 6. Виды инструментальных ансамблей. Оркестр.
Музыкальные примеры:
- Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll.
- А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина.
- П. Чайковский. Первый струнный квартет, ч. 2.
- П. Чайковский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, a moll, ор. 50.
- Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”, ч. 4.
Урок 7–8. Вокальная музыка. Закрепление пройденного и знакомство и новыми жанрами (ариозо, ариетта, серенада, каватина, элегия, баллада).
Музыкальные примеры:
- В. Белый. “Орленок”.
- М. Глинка. “Жаворонок”.
- А. Гурилев. “Однозвучно гремит колокольчик”.
- Д. Кабалевский. “Наш край”.
- А. Островский. “пусть всегда будет солнце”.
- П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы “Евгений Онегин”.
- А. Бородин. Ария Игоря из оперы “Князь Игорь”.
- П. Чайковский. Ариозо Онегина из оперы “Евгений Онегин”.
- Ф. Шуберт. “Серенада”.
- Ф. Шуберт. “Лесной царь” (баллада).
- Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из пролога оперы “Снегурочка”.
- В. Моцарт. Каватина Фигаро из оперы “Свадьба Фигаро”.
- М. Глинка. Элегия “Не искушай меня без нужды”.
Урок 9. Контрольный урок (см. Приложение 1).
2-я четверть
Тема 2. Программная музыка
Урок 10-15. Понятие программности. Источники музыкальной программы. Выразительные и изобразительные средства программной музыки.
Музыкальные примеры:
- П. Чайковский. “Времена года”.
- М. Мусоргский. “Картинки с выставки”.
Урок 16-17. Программная инструментальная сюита.
Музыкальные примеры:
- К. Сен-санс. “Карнавал животных”.
Урок 18. Контрольный урок (см. Приложение 2).
3-я четверть
Тема 3. Музыка в театре. Опера
Урок 19-23. Опера. Особенности жанра. Сказочные, исторические, лирические оперы. Либретто. Исполнители оперы. Композиция оперы. Оперные формы (увертюра, антракт, ария, речитатив, ансамбль, хор).
Музыкальные примеры:
- Фрагменты из оперы Н. Римского0Корсакова “Сказка о царе Салтане”:
- Вступление к 1 действию.
- Вступление ко 2 действию.
- Вступление к 4 действию 2-й картины “Три чуда”.
- Колыбельная (1 действие).
- Ариозо царевны лебедь (2 действие).
- Полет шмеля (3 действие).
- Пролог.
- Ариозо Милитрисы (1 действие).
Урок 24-27. Знакомство с оперой Глинки “Руслан и Людмила”.
Музыкальные примеры:
- Увертюра.
- Две песни баяна (1 д.).
- Каватина Людмилы (1 действие).
- Сцена похищения Людмилы (1 действие).
- Речитатив и рондо Фарлама (2 действие).
- Ариозо Руслана (2 действие).
- Персидский хор (3 действие).
- Каватина Гориславы (3 действие).
- Ария Людмилы (4 действие).
- Марш Черномора (4 действие).
- Восточные танцы (4 действие).
- Хор “Ах ты, свет Людмила” (5 действие).
Урок 28. Контрольный урок (см. Приложение 3).
4-я четверть
Тема 4. Музыка в театре. Балет
Урок 29-31. Балет. Особенности жанра. Структура. Формы балетного спектакля: сольный и ансамблевый танец, кордебалет, пантомима, вариации, дивертисмент.
Музыкальные примеры:
- Фрагменты балета П. Чайковского “Щелкунчик”:
- Украшение и зажигание елки (1 действие).
- Марш (1 действие).
- Вальс снежных хлопьев (1 действие).
- Испанский танец “Шоколад” (2 действие).
- Арабский танец “Кофе” (2 действие).
- Китайский танец “Чай” (2 действие).
- Русский танец “Трепак” (2 действие).
- Танец пастушков (2 действие).
- Танец феи Драже (2 действие).
- Вальс цветов (2 действие).
Урок 32-35. Знакомство с балетом с. Прокофьева “Золушка”.
Музыкальные примеры:
- Па де шаль (1 действие).
- Золушка (1 действие).
- Фея-нищенка (1 действие).
- Урок танца (1 действие).
- Гавот (1 действие).
- Отъезд Золушки на бал (1 действие).
- Дуэт Принца и Золушки (2 действие).
- Полночь (2 действие).
- Принц и сапожники (3 действие).
- Первый галоп Принца (3 действие).
- Аморозо (3 действие).
Урок 36. Контрольный урок (см. Приложение 4).