Адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Начальная школа


Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, противоречивым образом отражаются на подрастающем поколении, в частности, на процессе социальной адаптации младших школьников. Всё чаще проблема нарушения процесса социальной адаптации младших школьников привлекает к себе внимание медиков, психологов, педагогов. Существует множество точек зрения на проблему. Э.М. Александровская[1], Б.Н. Алмазов[2], С.А. Беличева[3], рассматривают её как несоответствия психо-физиологического и социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения. Начало адаптации младших школьников « характеризуется принципиальным изменением всего его строя, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность. И это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим».[5]

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.[4] К ним относятся дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания, т.е. дети с особыми образовательными потребностями.

В данную категорию входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи; с нарушениями опорно – двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы; детский аутизм.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Адаптация детей младшего школьного возраста подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребёнка – это приспособить его к развитию, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребёнка, должны помнить о создании условий для последующего развития младшего школьника. [6]

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Задачами адаптации младших школьников к процессу обучения являются создание условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь:

  • организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
  • оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • координирование действий всех специалистов, работающих в школе;

Нарушение развития речи является основной причиной отставания в развитии ребенка с недостатками слуха. Важно, что даже незначительное, казалось бы, снижение слуха в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер же речевых дефектов очевидно и непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. [7]

Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют адаптацию неслышащего ребенка в окружающем мире, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. [7] Нельзя не отметить, что социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта.

Главная цель специальных образовательных учреждений и родителей, чтобы ребенок, который страдает нарушением слуха, получал полное образование и адаптацию в современном мире, чтобы у ребенка были друзья, интересы, насыщенная жизнь, чтобы он не боялся общаться с малознакомыми людьми.

Целью учебного процесса становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. [5] Для достижения цели применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

Важным для педагогов является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Мы стараемся, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, ритмика, лечебно-физическая культура. [10]

В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которую проводим мы. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.

Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, учащиеся младшего школьного возраста реализуют на конкурсах и выставках детского народного творчества .

Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов, изучают жизнь знаменитых людей.

Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми и детьми других школ-интернатов, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии.

Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневную утреннюю зарядку, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей.

Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным и интересным для детей. Поэтому в нашей работе для успешной адаптации детей с нарушением слуха мы выбрали метод формирования коммуникативных способностей и нравственных норм средствами игр.

Оценочные критерии адаптации:

Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре, навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие поступки, помогать взрослым по их просьбе

Коммуникативные способности детей: понимание ситуаций, уровень проявления организаторских способностей.[10]

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.[9]

Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Слабослышащие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, навыки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ребенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образовательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получения образования.[8]

Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Литература:

  1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников/ Э.М Александровская.// М.: Академия, 2002.
  2. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология / Б.Н.Алмазов//уч. пос. – Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.
  3. Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С.А. Беличева // Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. – М., 2002.
  4. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха./ Р.М. Боскис// – М., 1988.
  5. Гегель Г.В. Собрание сочинений. Т.3./ Г.В.Гегель// М., 1956.
  6. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева// учебно-методич. пособие. – Саратов, 1999.
  7. Дурнева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов в период адаптации / О.В. Дурнева// Сборник «Учитель – учителю». Белгород 2010.
  8. Шматко Л.А., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / программа для спец. дошкольных учреждений)// Л.А. Шматко,Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева // М.: Просвещение. 1991.
  9. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 1993.
  10. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко// методич. пособие – М., Аквариум, 1997.