Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Метапредметные:

  • формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  • формирование навыка чтения;
  • формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
  • формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  • формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
  • развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.

Предметные:

  • формирование представлений об особенности жанра сказки;
  • формирование представлений учащихся о народной и литературнойсказке;
  • формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
  • формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактический материал:

  1. Жигулев А.А. Русские народные пословицы, поговорки и загадки. – М., ЮНВЕС, 2005.
  2. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1класс.
  3. Учебник в 2ч.-М.; ОАО “Московские учебники”, 2011.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.,“Просвещение”, 2009.

Раздаточный материал: карточки “Толковый словарик”, “Составь пословицы”.

Оборудование: компьютерная презентация в "ПервоЛого"; компьютер, мультимедийный комплект: медиапроектор + доска smart.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
– С каким литературным жанром мы познакомились на уроках литературного чтения?

– Какие произведения называются сказкой?

– По какой теме мы работаем?

– Что нового мы узнали?

– Мы справляемся?

– Что не получается?

– Со сказкой, пословицей.

– В сказках есть фантастические события и персонажи наделены фантастическими способностями.

Эмоциональный настрой

Личностные УУД:

– создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД ("хочу")

– устанавливаются тематические рамки ("могу")

– Какой у нас девиз? – “С малой удачи начинается большой успех”.

Пожелание друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга).

 
2.Речевая разминка
Слайд 1:

Кашу кушай – а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай.

– Прочитайте. Как можно назвать это высказывание?

– Почему вы так считаете?

– Прочитайте эту пословицу: выделяя голосом подчеркнутые слова; быстро; выразительно.

– Как понимаете смысл этой пословицы?

Работа с презентацией

– Пословица

– В ней есть поучение, мудрая мысль, краткое изречение. Это народная мудрость.

– Если кушать кашу, то станешь сильным телом, а, слушая сказку, станешь мудрее. В сказке тоже есть поучение.

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Слайд 2

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ………..

Работа с презентацией Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Познавательные УУД:

формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Над чем мы будем работать сегодня?

– Свяжите пословицу и загадку. (Проблемная ситуация.)

– Когда мы работали на предыдущих уроках со сказками, чему мы учились?

– А еще на этом уроке мы поработаем с пословицами, будем учиться отвечать на вопросы по содержанию сказки, сравнивать народную и литературную сказки

– Рукавички

– Над сказкой "Рукавичка"

– Знакомились со сказкой; учились плавно, правильно и выразительно читать; называли героев сказки, раскрывали характер героев; определяли по иллюстрациям последовательность событий в сказке.

 
Физкультминутка (Упражнения для глаз).
4.Работа по теме урока (первичное знакомство со сказкой).
1) Отработка уровня чтения.

– В сказке мы встретим длинные и трудные для чтения слова. Давайте потренируемся и прочитаем их: сначала прочитаем по слогам, затем – целыми словами.

Чтение слов учащимися. Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Слайд 3:

спра-ши-ва-ет
за-тре-ща-ли
ра-зор-вет-ся
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся
врас-сып-ну-ю

2)Толковый словарик. (Работа в паре)

– В сказках встречаются слова, значения которых бывают непонятными. Поэтому мы обратимся к "Толковому словарику".

-Посоветуйтесь в парах и решите, какие пары можно составить из указанных слов и их значениями.

– Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из левого столбца найдите его толкование в правом столбце. Проведите на карточках линии от слова к его толкованию.

– Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

(Повторение правила работы в паре.)

Работа с презентацией. Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

Регулятивные УУД:

применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей, (контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

Слайд 4.

бредет – начав искать нужное, обнаружить его отсутствие

врассыпную – идти с трудом или тихо

хватился – движения в разные стороны

Работа с презентацией.  
– После того, как пара выполнит задание, вы оценить работу пары по критериям: правильно составлены пары, доказали (объяснили) каким способом получен такой результат.

3) Первичное знакомство со сказкой.

Читает учитель и хорошо читающие дети.

Рассуждения учащихся, обоснование своего выбора.

Учащиеся оценивают деятельность пары по критериям на оценочной шкале (правильно составлены пары, доказали (объяснили) каким способом получен такой результат).

Чтение текста.

 
5.Первичная проверка понимания.
Слайд 6.

Восстановите последовательность событий сказки с помощью иллюстраций.

Работа с презентацией. Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль.

– Посоветуйтесь в парах и решите: кто за кем появляется в сказке.

– Договоритесь, кто из вас будет исполнителем у доски, кто будет чтецом.

– После выполнения задания оцените работу

пары по критериям: правильность выполнения и выразительность чтения.

– Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным?

Рассуждения учащихся, обоснование своего выбора.

Выборочное чтение текста.

Учащиеся оценивают деятельность пары по критериям на оценочной шкале (правильность выполнения и выразительность чтения).

– Неожиданным.

 
Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока.
1) Беседа по вопросам учебника (№ 2)

– Сравните сказки "Теремок" и "Рукавичка".

– Чем они похожи? Чем различаются?

Воспользуйтесь планом предложенным в учебнике (№ 3).

2) Работа в парах.

– Установите соответствие между частями пословиц. Для каждой части пословицы из левого столбца найдите ее часть в правом столбце. Проведите на карточках линии, соединив части пословиц.

Слайд 7.

Составь пословицы.

Сила сломит все, где зиму зимовать.
В тесноте, каменных стен.
Знает сорока, а ум – силу.
Согласие крепче да не в обиде.

– Какая из пословиц подходит к сказке "Рукавичка", выражает ее главную мысль?

Похожи: оба произведения – сказки – народные, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.

Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, разные названия сказок, события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой, в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.

Работа с презентацией.

Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.

В тесноте, да не в обиде”.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделение информации

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу,

применять установленные правила, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
– Нарисуйте в блокнотах смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Слайд 8. Смайлики.

– Покажите учителю и друг другу.

  Саморегуляция:

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений осознание учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

– С какой сказкой познакомились на уроке?

– Кто ее написал?

– Чему учит эта сказка?

– Что отличает авторские сказки от народных?

– Удалось ли решить поставленные задачи?

– Что нового узнали?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Спасибо за урок.

– Со сказкой “Рукавичка”.

– Эта сказка – народная.

– Доброте, отзывчивости, взаимопомощи.

– У этих сказок есть автор.

– Особенный язык делает сказки одного автора близкими друг другу.