Развитие связной речи детей старшей группы в интерактивном пространстве темной сенсорной комнаты

Разделы: Логопедия


Содержание занятия

1. Дети входят в сенсорную комнату под музыку Э.Грига.

Педагог: Ребята, сегодня нас приглашает в гости Лесная фея. Давайте пройдем по волшебной дорожке и попадем в сказочный лес, где нас ждут чудеса.

Дети ходят по ребристым дорожкам и говорят, какая им больше понравилась. На понравившейся дорожке дети топчутся дольше, чем на других.

2. Педагог: Мы пришли в гости к Лесной фее, и теперь мы не просто девочки и мальчики – мы стали маленькими эльфами. Лесная фея приглашает вас окунуться в волшебное озеро.

Педагог включает колонну и «шум воды».

Дети прыгают в сухой бассейн. Находят там для себя удобное положение. Затем садятся на мягкий модуль цилиндрической формы (бревно), сохнут».

<Рисунок 1>

Педагог: Ну а теперь Лесная фея приглашает вас к себе на полянку. Устраивайтесь поудобнее.

Дети устраиваются на пуфах.

3. Педагог: Фея приготовила для вас подарок. Вы помните картину, которую вы рассматривали на прошлом занятии?

Педагог включает «звуки леса».

На стене появляется картина. <Рисунок 2>

Педагог: Давайте мы с вами создадим здесь свою картину.

Дети подходят к «живой картине», каждый берет из емкости горсть «ягод» (красных бусинок) и опускает их в кувшин, сопровождая свои действия речью: «Я высыпаю горсть ягод в кувшин. Я высыпаю горсть красных ягод в горшочек Я высыпаю красны, сладкие ягоды в горшочек». <Рисунок 3>

Педагог: Как можно назвать то, что у нас получилось?

«Живая картина», композиция, натюрморт.

4. ИГРА.

Если видишь на картине руками чертить в воздухе прямоугольник
Чашку кофе на столе, руки на уровне груди, кулачок левой руки располагается на внешней стороне ладони правой руки
Или морс в большом графине, указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо
Или розу в хрустале, кисти рук изображают бутон цветка
Или бронзовую вазу, предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу
Или грушу, или торт, имитация откусывания (2раза)
Или все предметы сразу – круговые движения руками перед собой.
Знай, что это натюрморт. Указательный жест на картину.

5. Педагог: Ребята, а как вы думаете, где может стоять этот натюрморт?

Дети: В деревне. Около деревенского дома.

Педагог: А кто бы мог появиться рядом с этими предметами?

Дети: Бабушка, мама, дедушка, дети…

Педагог дает детям за ответы игрушечных дедушку, бабушку, маму, папу, детей.

<Рисунок 4>

Педагог предлагает детям пофантазировать, чтобы могли сказать дедушка, бабушка, дети, мама и папа.

Дети (примерные варианты ответов): дедушка принес ягоды из леса: «Бабушка, свари варенье». Бабушка зовет внуков: «Дети, идите кушать ягоды». Мама с папой спешат помочь бабушке: «Мы поможем тебе сварить варенье».

Педагог: А могли бы сюда придти кошка, птичка, бабочка, муравей?

6. Педагог предлагает детям представить что бы сделали кошка, птичка, бабочка, муравей.

Педагог (обращает внимание детей на игрушки, которые лежат у колонны).

Дети выбирают игрушки и комментируют свой выбор. «Я выбрал птичку. Я выбрала пчелку. Я выбрал бабочку…»

Педагог предлагает ребятам рассказать и показать, что будут делать их персонажи на «живой картине». <Рисунок 5> <Рисунок 6>

Дети (примерные варианты ответов): Бабочка прилетела, села на цветок, потом улетела. Птичка подлетела к столу, села на него, потом клюнула ягодку, подлетела к краю вазы и попила водички. Пчелка подлетела к цветку, села на него и стала пить нектар.

7. ИТОГ

Сегодня мы были в гостях и Лесной феи. Какой подарок приготовила для нас Лесная фея?

– Картину.

Около деревенского дома стоит ваза с цветами и два кувшинчика с ягодами, как называется такая картина?

– Натюрморт.

Лесная фея прислала к нам гостей.

Дети играют с солнечными зайчиками.

– А теперь нам пора возвращаться. Давайте снова пройдемся по дорожке.

Музыка: Э. Григ «Утро».

– Ну вот, мы уходим из волшебного леса, и вы снова становитесь девочками и мальчиками.

Давайте скажем Лесной Фее: «Спасибо! До свидания!»

Литература:

Лебедева И.Н. «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». С-П. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.