Содержание занятия
1. Дети входят в сенсорную комнату под музыку Э.Грига.
Педагог: Ребята, сегодня нас приглашает в гости Лесная фея. Давайте пройдем по волшебной дорожке и попадем в сказочный лес, где нас ждут чудеса.
Дети ходят по ребристым дорожкам и говорят, какая им больше понравилась. На понравившейся дорожке дети топчутся дольше, чем на других.
2. Педагог: Мы пришли в гости к Лесной фее, и теперь мы не просто девочки и мальчики – мы стали маленькими эльфами. Лесная фея приглашает вас окунуться в волшебное озеро.
Педагог включает колонну и «шум воды».
Дети прыгают в сухой бассейн. Находят там для себя удобное положение. Затем садятся на мягкий модуль цилиндрической формы (бревно), сохнут».
Педагог: Ну а теперь Лесная фея приглашает вас к себе на полянку. Устраивайтесь поудобнее.
Дети устраиваются на пуфах.
3. Педагог: Фея приготовила для вас подарок. Вы помните картину, которую вы рассматривали на прошлом занятии?
Педагог включает «звуки леса».
На стене появляется картина. <Рисунок 2>
Педагог: Давайте мы с вами создадим здесь свою картину.
Дети подходят к «живой картине», каждый берет из емкости горсть «ягод» (красных бусинок) и опускает их в кувшин, сопровождая свои действия речью: «Я высыпаю горсть ягод в кувшин. Я высыпаю горсть красных ягод в горшочек Я высыпаю красны, сладкие ягоды в горшочек». <Рисунок 3>
Педагог: Как можно назвать то, что у нас получилось?
«Живая картина», композиция, натюрморт.
4. ИГРА.
Если видишь на картине руками чертить в воздухе прямоугольник Чашку кофе на столе, руки на уровне груди, кулачок левой руки располагается на внешней стороне ладони правой руки Или морс в большом графине, указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо Или розу в хрустале, кисти рук изображают бутон цветка Или бронзовую вазу, предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу Или грушу, или торт, имитация откусывания (2раза) Или все предметы сразу – круговые движения руками перед собой. Знай, что это натюрморт. Указательный жест на картину.
5. Педагог: Ребята, а как вы думаете, где может стоять этот натюрморт?
Дети: В деревне. Около деревенского дома.
Педагог: А кто бы мог появиться рядом с этими предметами?
Дети: Бабушка, мама, дедушка, дети…
Педагог дает детям за ответы игрушечных дедушку, бабушку, маму, папу, детей.
Педагог предлагает детям пофантазировать, чтобы могли сказать дедушка, бабушка, дети, мама и папа.
Дети (примерные варианты ответов): дедушка принес ягоды из леса: «Бабушка, свари варенье». Бабушка зовет внуков: «Дети, идите кушать ягоды». Мама с папой спешат помочь бабушке: «Мы поможем тебе сварить варенье».
Педагог: А могли бы сюда придти кошка, птичка, бабочка, муравей?
6. Педагог предлагает детям представить что бы сделали кошка, птичка, бабочка, муравей.
Педагог (обращает внимание детей на игрушки, которые лежат у колонны).
Дети выбирают игрушки и комментируют свой выбор. «Я выбрал птичку. Я выбрала пчелку. Я выбрал бабочку…»
Педагог предлагает ребятам рассказать и показать, что будут делать их персонажи на «живой картине». <Рисунок 5> <Рисунок 6>
Дети (примерные варианты ответов): Бабочка прилетела, села на цветок, потом улетела. Птичка подлетела к столу, села на него, потом клюнула ягодку, подлетела к краю вазы и попила водички. Пчелка подлетела к цветку, села на него и стала пить нектар.
7. ИТОГ
– Сегодня мы были в гостях и Лесной феи. Какой подарок приготовила для нас Лесная фея?
– Картину.
Около деревенского дома стоит ваза с цветами и два кувшинчика с ягодами, как называется такая картина?
– Натюрморт.
Лесная фея прислала к нам гостей.
Дети играют с солнечными зайчиками.
– А теперь нам пора возвращаться. Давайте снова пройдемся по дорожке.
Музыка: Э. Григ «Утро».
– Ну вот, мы уходим из волшебного леса, и вы снова становитесь девочками и мальчиками.
Давайте скажем Лесной Фее: «Спасибо! До свидания!»
Литература:
Лебедева И.Н. «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». С-П. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.