В своей работе я использую: логопедическую технологию развитие связной речи(учебно-практическое пособие по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР и по лексическим темам в подготовительной группе для детей с ОНР)Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Занятия рассчитаны на двух летний курс систематической коррекционной работы для детей с ОНР. В занятиях отражены все лексические темы с подробным сравнительным анализом. Благодаря интересному лексическому материалу, тщательно подобранному к каждой теме, занятия очень результативны, используются парциально воспитателями, музыкальными руководителями и психологом. Начав применять технологию в своей практике, я достигла повышения эффективности коррекционной работы, особенно по разделам формирования лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. Технология способствуют развитию интеллекта, интереса к обучению, у детей формирует наблюдательность, внимание, отзывчивость и патриотические чувства. Помогает мне добиваться высоких результатов в коррекции речевых расстройств детей дошкольного возраста.
Также на занятии я использую личностно-ориентированную методику И.С.Якиманской. Каждый ребенок включается в деятельность. У ребенка появляется свой собственный опыт, вырабатывается свое собственное знание, мнение, вырабатывается собственная структура деятельности
Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия по развитию речи и формированию лексико –грамматического строя по теме “ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ” в подготовительной логопедической группе.
Предварительная работа.
- Наблюдение примет осени в природе: стало прохладно, часто идут дожди, желтеют и осыпаются листья, вянут цветы, птицы собираются в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее.
- на прогулках с воспитателем проходило ежедневное наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц.
- На занятии с логопедом происходило сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Ежедневно по наблюдениям детей определялся характер погоды (солнечная, пасмурная, прохладная, дождливая, ветреная и т.д.). Логопед обращал внимание детей на сезонные изменения в природе и погоде. Дети должны знать приметы осени.
- С детьми повторяли стихи об осени, рассматривались осенние пейзажи И.И.Шишкина, И.И.Левитана. На музыкальных занятиях происходило слушание фрагментов из цикла “Времена года”.
Цели занятия:
- Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи детей;
- Работа над лексико-грамматическими категориями речи;
- Использование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Обогащение речи детей синонимами;
- Воспитание любви к природе, бережного отношения к родному краю;
- Развитие слухового внимания, памяти и мышления.
- Развитие тактильных и вкусовых ощущений;
- Развитие общей и мелкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” – “Осень”.
Логопед: “Дети посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, а давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?”
Дети: “Поздняя осень”.
Логопед: “Правильно – сейчас поздняя осень! А какой последний месяц осени?
Дети: “Ноябрь”.
Логопед: “Правильно ребята, последний месяц осени – ноябрь. И на сегодняшнем занятии мы будем прощаться с осенью. А что в нашей группе напоминает об осени?
Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.
Мы рисовали рисунки об осени.
Украсили нашу группу листьями.
Звучит музыка Чайковского “Времена года” – “Осень”.
Логопед: Ну, раз у нас не простое занятие, я сегодня буду не просто логопедом, сегодня я буду – осенью. Это будет волшебное превращение. Сейчас зазвучит музыка, вы закроете глаза и по моему сигналу откроете.
2. Отгадывание загадок.
Время года отгадайте!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы на юг улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Логопед: “вы отгадали, о каком времени года говорится в загадке? А почему вы так думаете? Молодцы! А теперь отгадайте загадки о моих спутниках. Если вы правильно ответите, отгадка обязательно появится в группе. Звучит первая загадка и под музыку, характерную для дождя появляется ребенок, имитирующий образ дождя. Звучит вторая загадка и под музыку появляется “Туча”. Звучит третья загадка и под музыку появляется – ребенок “Ветер”.
3. Работа по теме.
Логопед: Ребята, я вам в подарок принесла свою самую любимую картину про осень. Миша, вспомни, как она называется? Аня, а кто автор картины? Наташа, а ты как думаешь? Правильно – это художник И. Левитан. Он очень хорошо рисовал пейзаж, природу. Это моя любимая картина. Слава, а тебе она нравится? Давайте с вами рассмотрим ее и еще раз полюбуемся ею. Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено художником?
Художник нарисовал яркими красками праздничный наряд природы. Подумайте, какая здесь изображена осень?
Дети: Золотая.
Логопед: А кто из вас знает стихотворения о золотой осени? О ранней осени? О поздней? (Дети читают стихи.)
4. Игра “Эхо”.
Я называю признак, а вы предметы. Главное условие игры, чтобы слова в словосочетаниях друг с другом дружили. Встали в круг.
Логопед | Ответы детей |
(Какой?) осенний. | Лес, ветер, вечер, день, сад. |
(Какая?) осенняя. | Погода, одежда. |
(Какое?) осеннее. | Небо, утро. |
5. Игра “Цепочка слов”.
Установка: я начинаю цепочку, а вы продолжите, и посмотрим, какая длинная цепочка слов у нас получится.
Логопед | Дети |
Осенью небо (какое?) серое. | Темное, хмурое, пасмурное, тяжелое. |
Осенью погода (какая?) ненастная. | Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая. |
Осенью листья на деревьях нарядные. | Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые. |
Осенью ветер пронзительный. | Ласковый, северный, свирепый, колючий, обжигающий. |
Осенью путь на юг долгий. | Длинный, длительный, продолжительный. |
6. Динамическая пауза. – Осенний хоровод.
7. Игра “Узнай на вкус”. Ребята, вы знаете – осень это не только красота природы. Какое значимое событие осенью у людей?
Дети: Уборка урожая. И поэтому я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла с собой свои дары. Но просто так я вам их не отдам, из моей корзины вы выберете каждый себе мой дар и отгадаете на ощупь.
Я вижу, что это для вас слишком легкое задание. Сейчас мы его усложним, попробуйте отгадать теперь на вкус.
8. Подведение итогов.
Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, четко говорить. Все были очень активными! А в подарок я вам оставляю свои дары!