Тип: Итоговое занятие.
Вид: ФЭМП
Возраст: 6-7 лет.
Программное содержание:
- Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы), умение ориентироваться на плоскости.
- Совершенствовать навык прямого и обратного счёта в пределах 13, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками («+», «–», «=»,).
- Способствовать формированию мыслительных операции при составлении и решение задач.
- Развивать память, мышление и воображение.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, примеров с использованием числового отрезка; разучивание текста и движение пальцев рук пальчиковой гимнастики.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: теремок, звери из пальчикового театра: мышка, заяц, волк, медведь; цифровые карточки от0 до9; готовый образец домика для игры «Засели домик», нарисованный ключ, мяч.
- Раздаточный: цифровые карточки от 0 до 9, линейки, красный карандаш, веер цифровой, схема домика, счетные палочки, знаки «+», «–», «=».
- Оборудование: доска, магнитофон, наборное полотно.
Словарная работа: условие задачи, вопрос, решение, целая и часть.
Методические приемы: наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), игровой (пальчиковая игра, физминутка), самоанализ.
Структура занятия:
1. Разминка (с мячом).
2. Игровая ситуация (чтение письма).
3. Задание №1 (Игра «Придумай задачу»).
4. Задание №2 (Игра «Найди задуманное число»).
5. Задание №3 (Игра «Построй такую же фигуру»).
6. Задание №4 (Игра «Засели домик»).
7. Задание №5 (Графический диктант).
8. Итог занятия.
Организация детей: сидят за столами по 2 ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Заходим в группу, приветствуем приглашенных гостей.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Это ваши родители, воспитатели и учителя. Для начало проведем игру с мячом «Отвечай, не зевай!».
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера?
– Какой будет завтра?
– Какой день идет после субботы?
– Сколько дней в неделе?
– Какое сейчас время года?
– Назовите весенние месяца?
– Какой сейчас месяц?
– Назови времена года?
– Сколько месяцев в году?
Воспитатель: А сейчас сели на свои
места. Ребята чуть не забыла. Сегодня прилетела
сорока и передала письмо от лесных зверей. Вот
конверт адресованный 10 группе. Сейчас откроем и
прочитаем письмо. (чтение письма)
– Дорогие ребята! У нас в сказке «Теремок»
случилось беда. На двери висит волшебный замок и
не пускает никого в дом, не выполнив его задания.
Они такие трудные помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем героям сказки открыть волшебный замок?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Вы не боитесь трудностей?
Тогда сели прямо, спинки выпрямили. Начинается
сказка. Вспомним начало сказки. (Появляется
Теремок).
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не
высок. Бежит мимо Мышка – норушка. (Воспитатель
показывает Мышку) Увидала теремок,
остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить.
А голос отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание №1. у вас на столах лежит карточки – картины. Вам нужно, придумать задачу и решить её.
Воспитатель: Ребята, вспомните, из каких частей состоит задача?
Сережа: Задача состоит из условии, вопроса и решение её.
Воспитатель: Дети, внимательно рассмотрите картинку и составьте по ней задачу. (Дети работают за столами) А кто выполнит задачу, тот поднимет руку.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас к доске выйдет Софья и озвучит свою задачу.
Софья: В аквариуме плыло 7 рыбок. Купили еще 2 рыбки.
Вопрос: Сколько стало рыбок в аквариуме?
Решение: 7 + 2 + 9 рыбок.
Воспитатель: Молодец. Давайте сейчас послушаем Амира.
Амир: На ветке сидело 5 птичек. Из них 2 птички улетели.
Вопрос: Сколько осталось на ветке птичек?
Решение: 5 – 2 = 3 птичек.
Голос говорит: Молодцы справились с заданием, поэтому дверь теремка открыты для Мышки.
Воспитатель: Сказка продолжается.
Прискакала к Теремку Лягушка-квакушка. Увидела
теремка остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить.
А голос отвечает: Теремок откроет свою дверь только тогда, если правильно выполните задание №2.нужно угадать задуманное число. Слушайте внимательно. Я задумал число, если к нему прибавить 3 получится 9. какое число я задумал?
На мольберте появляется запись:
* + 3 = 9
Воспитатель: Для того , чтобы вам легче было выполнять это задание посмотрите на эту таблицу. Ребята будьте внимательны. Работаем с цифровыми веерами. И так, какое число задумано?
Дима: Задумано число 6.
Воспитатель: А почему ты думаешь, что это число 6?
Дима: Потому что 9 , это 6 и 3.
Голос говорит: Молодцы, ребята. Слушайте следующий вопрос. Я задумал число, если от него отнять 2 получится 7. какое число я задумал?
На мольберте появляется другая запись:
* – 2 = 7
Воспитатель: Ребята смотрим на таблицу и показываем цифровыми веерами. Какое число задумано? (Дети показывают веерами число 9)
Воспитатель: Сережа, как ты думаешь, какое число задумано?
Сережа: Я думаю, что это число 9. Потому что 9, это 2 и 7.
Голос говорит: Молодцы, ребята вы сейчас помогли Лягушке попасть в теремок.
Воспитатель: Слушаем сказку дальше.
Прибежал к Теремку Зайчик – побегайчик и
спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить.
А голос отвечает: Теремок откроет дверь только тому, кто придумает игру про теремка.
Воспитатель: Дети, поиграем в пальчиковую игру «Теремок».
Стоит в поле теремок,
На двери висит замок.
Открывает его заяц,
Дерг-дерг, дерг-дерг
Придет Волк – серый бок
И откроет тебе замок.
(Дети выполняют движения по тексту).
Голос говорит: Молодцы ребята. Двери сказочного теремка открыты для Зайца.
Воспитатель: Слушаем дальше.
Прибежала Лисичка-сестричка к теремку. Увидела
теремок, остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить!
А голос отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит задание №4. задание со счетными палочками. Слушайте внимательно.
– Выложите из четырех палочек квадрат. (Дети
работают за столами)
– Возьмите еще одну палочку и поставьте так,
чтобы из квадрата получилось 2 треугольника. (Убираем
палочки)
– Отсчитайте 10 палочек и составьте 2 квадрата:
большой и маленький.
– Отсчитайте 7 палочек. Составьте 3 равных
треугольника.
Голос говорит: Вы справились с заданием, все правильно сделали. Поэтому двери теремка открыты для Лисички. А сейчас проверю, как вы знаете цифры. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живые цифры».
Карточки – цифры лежат на полу. Дети под музыку танцуют. Как музыка остановится дети поднимают карточки и смотрят. На слова воспитателя «Стройся по порядку», дети выстраиваются вряд, ориентируясь на цифру соседа. Игра повторяется 1 – 2 раза, при этом дети меняют цифры. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Наша сказка
продолжается. Сели прямо, спинки выпрямили.
– Прискакал к теремку Волчок – серый бочок.
Увидел теремка, остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить!
А голос ему отвечает: Теремок откроет свою дверь только тогда, когда вы заселите домики числами. У вас на столах лежат домики. Расселите числа так, чтобы 2 соседние числа в сумме составили число 10.
Дети работают за столами, заселяют домики
числами.
Проверка фронтальная с комментированием.
Воспитатель: Ребята, какие числа вы расположили на первом этаже?
Вова: На первом этаже расположились 1 и 9.
Воспитатель: Почему?
Вова: Потому что, 10 это 1 и 9.
Воспитатель: Молодец. А в втором этаже Дима ты, какие числа расположил?
Дима: Во втором этаже 2 и 8.
Воспитатель: У всех так? Почему 2 и 8?
Дима: Потому что, 2 и 8 = 10.
Воспитатель: А на третьем этаже у Далии какие числа расположены?
Далия: На третьем этаже 3 и 7, потому что, 10 это 3 и 7.
Воспитатель: А на четвертом этаже какие числа?
Слава: На четвертом этаже 4 и 6, потому что, 10 это 4 и 6.
Воспитатель: Молодец. А на пятом этаже какие числа расположила Софья?
Софья: На пятом этаже числа 5 и 5, потому что, 10 это 5 и 5.
Голос говорит: Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились. Так и быть впущу Волка в теремок.
Воспитатель: Слушайте дальше. Идет
мимо Медведь косолапый. Увидел теремка,
остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Пусти меня жить!
А голос отвечает: Теремок откроет свою дверь только тому, кто правильно пройдет нелёгкий путь по клеточкам и найдет то, что я потерял.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем
путешествовать по клеточкам. Сядьте ровно.
Положите перед собой листы бумаги и возьмите
карандаш. Путешествие начинается с красной
точки. С этой точки подниметесь на 4 клеточки
вверх, одну клеточку вправо. Две клеточки вниз,
одну клеточку вправо. А теперь 2 клеточки вверх,
одну – вправо. Две клеточки вниз, 8 клеток вправо,
4 – вверх. Будьте очень внимательны. 5 клеток
вправо, 10 клеток вниз, 5 клеток влево, 4 клеток
вверх и 11 клеток влево. И все положили карандаши.
– Дима нам скажет, что же у него получилось?
Дима: Это ключ!
Воспитатель: У всех получилось ключ? Молодцы.
Голос отвечает: Молодцы ребята! Вы преодолели и выполнили все мои задания. Никому ещё не удавалась открыть волшебный замок, но теперь двери Теремка открыты для всех. Я с вами не прощаюсь. Потому что, я знаю, вы ещё не раз придете ко мне в гости. А говорю вам: До свидания!
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня побывали в гостях у героев сказки «Теремок». Что вам понравилось? Какие задания были для вас легкими, а какие трудными? На этом наше занятие подошло к концу. Все молодцы и всем – спасибо.