"Проверка безударных гласных в корне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Ознакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
  • Формировать умение находить проверочные слова, правильно обозначать буквами безударную гласную в корне.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование:  карточки с ребусами, пословица, яблоня с яблоками – буквами, карточки для индивидуальной работы, плакаты «Вставь гласную», сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успеха вам и удачи!

II. Чистописание

Послушайте стихотворение.

Долго, долго мы идем –
Длинная дорожка,
Вдалеке мы видим дом –
Белые окошки.
Из трубы дымок встает,
В доме дедушка живет.

– Кто догадался, какую букву сегодня на минутке  чистописания будем писать? (Д)
– Рассмотрите на доске чередование букв  и пропишите у себя в тетради.

Дд       ддд     Дд    ддд    Дд

III. Повторяем то, что знаем

Индивидуальная работа

Один ученик у доски:

шу (б,п) ка                                          ре (з,с) кий
ша (б,п) ка                                          ле (г,к) кий
тра (в,ф) ка                                         пуго (в,ф) ка
жи (д,т) кая                                        ли (б,п) ка

По карточкам в тетради (4 ученика):

Карточка №1

Хоро(ж,ш) пру(д,т) около нашего сада. К пруду ведёт у(з,с)кая доро(ж,ш)ка. На бере(ж,ш)ку стоит ни(з,с)кая бесе(д,т)ка. Вокру(г,к) растут берё(з,с)ки, ли(б,п)ки и ду(б,п)ки.

Карточка №2

Мальчик схватил ры(б,п)ку. Она сколь(з,с)кая и гла(д,т)кая. Дятел ло(в,ф)ко цеплялся ко(г,к)тями за кору. На площа(д,т)ке был мя(г,к)кий сугро(б,п). По доро(ж,ш)ке бежала ро(б,п)кая мы(ж,ш)ка.

Карточка №3

Гри(б,п) боровик — кре(б,п)кий с тёмной шля(б,п)кой. У подосиновика красная ша(б,п)ка и длинная но(ж,ш)ка. Сырое(ж,ш)ки — весёлые грибы. У рыжиков на шля(б,п)ке кру(ж,ш)ки.

Карточка №4

Подру(ж,ш)ки подарили Маше кни(ж,ш)ки и игру(ж,ш)ки. Бабушка испекла сла(д,т)кий пиро(г,к). Мама ставит на стол ча(ж,ш)и и чайник.

Все остальные работают с учителем.

На доске предложение: «Ме... (в) л...су  наш...л  м...две...ь».

Задание.  Списать, вставить, объяснить орфограммы, указать связь слов в предложении. (Один ученик комментирует, все пишут в тетради).

IV.  Словарная работа

Картинный словарный диктант. Проверка с помощью сигнальных карточек.

Петух, собака, корова, карандаш, ученик, ребята, коньки, Москва, посуда ,капуста.

Проверяется работа ученика у доски.

– На какое правило все слова, в которые ты вставлял буквы? (Парные согласные)
– Сделай вывод. Как проверить парную согласную?

V. Формирование учениками цели урока
Загадка.

Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима)

– Запишите отгадку, поставьте это слово во множественное число. Напишите его.
(На доске запись: зима – зимы)
– Обозначьте ударение в словах. Сравните первый слог в слове зима и в слове зимы.
– Одинаковые ли гласные звуки в этих словах? (Разные).
– А какой буквой обозначены на письме эти гласные звуки? (Одной и той же).
– Как называется эта орфограмма? (Буква безударного гласного в корне слова)
– Как решаем проблему написания? (Находим проверочные слова)
– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (Будем учиться писать слова с безударными гласными в корне слова, подбирать  проверочные слова)

VI. Открытие новых знаний

1. Наблюдение по учебнику

Упр. № 220 стр.128: Какую гласную надо написать в корнях  слов? Почему? Списать. Обозначить корень. Подчеркнуть безударную гласную в корне.

– Прочтите слова первой строчки. Что это за слова? (Однокоренные)
– Какой здесь корень?
– Какая гласная написана в корне?
– В каком слове нам нужно вставить букву?
– Какую пропущенную букву мы ставим в слове? Почему?
– Как проверить безударную гласную в корне?
– Оно одно? (Нет, два)

(Подобным образом рассматривается каждая строчка в упражнении).

– Выполнив это упражнение, можете сделать вывод, как проверить безударную гласную в корне слова?
– Молодцы! А сейчас мы наше правило сравним с правилом учебника.

2.  Работа над правилом

– Прочитайте правило.
– Так как проверить безударную гласную в корне слова? (Для этого нужно изменить слово так, чтоб безударный гласный стал ударным).
– Правильно мы сделали вывод, как проверить безударную гласную в корне? (Да)
– Итак, какое слово является проверочным? (Однокоренное с ударным гласным)
– Послушайте стихотворение.

Безударный – хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Физминутка

Мы капусту, рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

VII. Развитие учебно-языковых и правописных умений

1) Упр. № 223, стр. 129: Прочитай. Спиши вставляя пропущенные буквы. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
На основе выполненного задания определите, какие слова являются проверочными?

2) Игра «Волшебная яблоня». Яблок столько, сколько слов. Выходит один ученик на одно слово.

– На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове и доказывает верность своего выбора.

гл…за                                    п...ла
гн…здо                                 м…чи
гр…бы                                  в…лна
п…тно                                  ч…сло

Вывод: как проверить безударную гласную в корне слова?

3) На доске слова: м…роз, в…лна, м…дведь, п…суда, сн…жок, л…сник.

(Один ученик работает у доски, все остальные в тетради).

– Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на две группы.
– По какому признаку разделили слова? (В первом столбике слова с непроверяемым гласным, а во втором – с проверяемым).
– Какую букву написали в словах с безударной гласной, проверяемой  ударением? Докажите? (Ученик находят проверочные слова).

Вывод. Как проверить безударную гласную в корне?

Физминутка

– Слушайте внимательно слова, которые я буду называть. Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный – разводите руки в стороны, делайте наклон вперед. Если в слове присутствуют  ударный и безударный гласные – руки вдоль туловища, наклон назад.

Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, грач, дом, шарф, река, пыль, игла.

4) Письмо по памяти

Вывешивается скороговорка.  (На плакате)

(На) дв…ре тр…ва, на тр…ве др…ва.

Пишем мы с сестренкой Надей
Целый час уже слова.
И опять не знает Надя,
Как же ей писать дрова:
С буквой о?.. а может, с а?..
Дать совет вы ей готовы?

Ученики объясняют, какие вставили орфограммы и почему. 2-3 ученика проговаривают скороговорку, потом записывают по памяти.
Взаимопроверка.

Упражнение для глаз

Упражнения с кругами трех цветов: синий, красный, зеленый.

5) Дифференцируемая работа (по группам)

1 группа

В слова вставить буквы, найти проверочные слова.

2 группа

Разгадать ребусы. Записать слова вместе с   проверочными.

3 группа

– Расположите  предложения в нужной последовательности, вставьте пропущенные буквы, устно объясните их правописание.

Вдруг Юра увидел гн...здо.
Р...бята шли по полю.
...ни собирали к...л...ски.
Это было гн...здо жаворонка.

(Текст, напечатанный в электронном виде, есть у каждого ученика).

– Как вы думаете, как поступят ребята, увидев гнездо? Почему?
– Как мы должны относиться ко всему живому?

(После выполнения работы проверяются. Каждая группа отчитывается за свою работу).

– Каким правилом вы пользовались, вставляя пропущенные буквы?

6) Задание. Поднялся ветер и разнёс слова. Соберите предложение, запишите его. Объясните орфограммы, подчеркните главные члены предложения. (Выполняют самостоятельно, потом проверяют)

сидел, тропе, на, воробышек, молодой.

VIII. Домашнее задание

Упр. №222. Правило стр. 128.

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

1 вар. – выполнить задание учебника.
2 вар. – с одним из однокоренных слов составить предложение и подчеркнуть главные члены предложения.

IX. Итог урока

– Какие буквы мы проверяем в корне слова? (а, о, е, и, я)
– Как проверить эти безударные гласные в корне?
Оценки выставляются по ходу урока.

– Спасибо за работу! Урок окончен.