Цели:
- Ознакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
- Формировать умение находить проверочные слова, правильно обозначать буквами безударную гласную в корне.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к живой природе.
Оборудование: карточки с ребусами, пословица, яблоня с яблоками – буквами, карточки для индивидуальной работы, плакаты «Вставь гласную», сигнальные карточки.
ХОД УРОКА |
I. Организационный момент Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успеха вам и удачи! |
II. Чистописание Послушайте стихотворение.
– Кто догадался, какую букву сегодня на
минутке чистописания будем писать? (Д)
III. Повторяем то, что знаем Индивидуальная работа Один ученик у доски:
По карточкам в тетради (4 ученика): Карточка №1 Хоро(ж,ш) пру(д,т) около нашего сада. К пруду ведёт у(з,с)кая доро(ж,ш)ка. На бере(ж,ш)ку стоит ни(з,с)кая бесе(д,т)ка. Вокру(г,к) растут берё(з,с)ки, ли(б,п)ки и ду(б,п)ки. Карточка №2 Мальчик схватил ры(б,п)ку. Она сколь(з,с)кая и гла(д,т)кая. Дятел ло(в,ф)ко цеплялся ко(г,к)тями за кору. На площа(д,т)ке был мя(г,к)кий сугро(б,п). По доро(ж,ш)ке бежала ро(б,п)кая мы(ж,ш)ка. Карточка №3 Гри(б,п) боровик — кре(б,п)кий с тёмной шля(б,п)кой. У подосиновика красная ша(б,п)ка и длинная но(ж,ш)ка. Сырое(ж,ш)ки — весёлые грибы. У рыжиков на шля(б,п)ке кру(ж,ш)ки. Карточка №4 Подру(ж,ш)ки подарили Маше кни(ж,ш)ки и игру(ж,ш)ки. Бабушка испекла сла(д,т)кий пиро(г,к). Мама ставит на стол ча(ж,ш)и и чайник. Все остальные работают с учителем. На доске предложение: «Ме... (в) л...су наш...л м...две...ь». Задание. Списать, вставить, объяснить орфограммы, указать связь слов в предложении. (Один ученик комментирует, все пишут в тетради). |
IV. Словарная работа Картинный словарный диктант. Проверка с помощью сигнальных карточек. Петух, собака, корова, карандаш, ученик, ребята, коньки, Москва, посуда ,капуста. Проверяется работа ученика у доски. – На какое правило все слова, в которые ты
вставлял буквы? (Парные согласные) |
V. Формирование учениками цели урока |
Загадка.
– Запишите отгадку, поставьте это слово во
множественное число. Напишите его. VI. Открытие новых знаний 1. Наблюдение по учебнику Упр. № 220 стр.128: Какую гласную надо написать в корнях слов? Почему? Списать. Обозначить корень. Подчеркнуть безударную гласную в корне. – Прочтите слова первой строчки. Что это за
слова? (Однокоренные) (Подобным образом рассматривается каждая строчка в упражнении). – Выполнив это упражнение, можете сделать
вывод, как проверить безударную гласную в корне
слова? |
2. Работа над правилом – Прочитайте
правило.
Физминутка
|
VII. Развитие учебно-языковых и
правописных умений 1) Упр. № 223, стр. 129:
Прочитай. Спиши вставляя пропущенные буквы.
Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. 2) Игра «Волшебная яблоня». Яблок столько, сколько слов. Выходит один ученик на одно слово. – На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове и доказывает верность своего выбора.
Вывод: как проверить безударную гласную в корне слова? 3) На доске слова: м…роз, в…лна, м…дведь, п…суда, сн…жок, л…сник. (Один ученик работает у доски, все остальные в тетради). – Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на
две группы. Вывод. Как проверить безударную гласную в корне? Физминутка – Слушайте внимательно слова, которые я буду называть. Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный – разводите руки в стороны, делайте наклон вперед. Если в слове присутствуют ударный и безударный гласные – руки вдоль туловища, наклон назад. Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, грач, дом, шарф, река, пыль, игла. 4) Письмо по памяти Вывешивается скороговорка. (На плакате) (На) дв…ре тр…ва, на тр…ве др…ва.
Ученики объясняют, какие вставили орфограммы
и почему. 2-3 ученика проговаривают скороговорку,
потом записывают по памяти. Упражнение для глаз Упражнения с кругами трех цветов: синий, красный, зеленый. 5) Дифференцируемая работа (по группам) 1 группа В слова вставить буквы, найти проверочные слова. 2 группа Разгадать ребусы. Записать слова вместе с проверочными. 3 группа – Расположите предложения в нужной последовательности, вставьте пропущенные буквы, устно объясните их правописание.
(Текст, напечатанный в электронном виде, есть у каждого ученика). – Как вы думаете, как поступят ребята, увидев
гнездо? Почему? (После выполнения работы проверяются. Каждая группа отчитывается за свою работу). – Каким правилом вы пользовались, вставляя пропущенные буквы? 6) Задание. Поднялся ветер и разнёс слова. Соберите предложение, запишите его. Объясните орфограммы, подчеркните главные члены предложения. (Выполняют самостоятельно, потом проверяют) сидел, тропе, на, воробышек, молодой. |
VIII. Домашнее задание Упр. №222. Правило стр. 128. Инструктаж по выполнению домашнего задания: 1 вар. – выполнить задание учебника. IX. Итог урока – Какие буквы мы проверяем в корне слова? (а,
о, е, и, я) – Спасибо за работу! Урок окончен. |