Сказка-игра "Страшный сон"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (68 кБ)


Методические пояснения

Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивая его насильно, называя это "учить музыке"

Не случайно любящие серьезную музыку люди выходили главным образом из тех семей, где с детства звучала такая музыка: мать играла или собирался домашний квартет, словом, музицировали, ничего не "разбирая" и не "объясняя" ребенку. И ребенок, незаметно привыкая к музыке начина/р понимать её язык, любить её. Разбор и анализ нельзя начинать слишком рано, до того, как образовалась стойкая любовь к музыке. Сначала – любовь, потом изучение, а не наоборот."Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца" –  это высказывание принадлежит замечательному музыканту, педагогу – Анне Даниловне Артоболевской.

К каждому ребенку, независимо от степени одаренности, можно найти соответствующий подход, подобрать ключик для вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста "игровой фазы" незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Игра имеет важнейшее значение в психологическом развитии ребенка. Она дает возможность ребенку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности. Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью' человека собирание своего "я". Игра – мощнейшая сфера "самости" – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабелитации, самоосуществления. Очень важно использовать разнообразные игровые приемы в учебной работе. Ребенок 6-7 лет не обладает произвольностью действий, например, он не способен в течение продолжительного времени стоять на одном месте, но если ему в игре поручается роль пограничника, то ребенок может, "охраняя" пост, долго стоять на месте. Возможно, в этом игровом начале кроются такие резервы, до сих пор не использованные, какие позволят поставить все обучение по-новому, по-иному. Игровые моменты повышают интерес детей, и тем самым способствуют более интенсивному освоению знаний. Интерес является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, повышает познавательную активность ребенка, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе.

С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрел – играть знакомым, родным. Важно, чтобы ученик сам чувствовал ответственность за качество исполнения. О социальной обусловленности концертных выступлений мало кто из педагогов и тем более учащихся задумывается. Между тем социальная роль искусства и взаимовлияния исполнителя и слушателей всегда проявляется в каждом выступлении. Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие, от ученика ДМШ до маститых артистов с огромным концертным опытом. Поэтому система обучения должна предусмотреть и воспитание профессиональных артистических навыков общения с публикой. Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых движений. Психические состояния могут оказывать на исполнение учащегося как положительное, так и отрицательное влияние, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляется мышечное напряжение. Для успешного протекания процесса формирования игровых движений на концертной эстраде, наиболее значимыми являются такие психические состояния, как: заинтересованность увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующие:

1. Предшествующее состояние:

  • состояние страха вызывает состояние неуверенности;
  • состояние увлеченности вызывает состояние вдохновения.

2. Значимость ситуации, в которую попал ученик – чувство большой ответственности, эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому перед выступлением не следует акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на воплощение художественного замысла.

Эмоциональное психическое состояние увлеченности значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность в другом – дезорганизуют её.

Характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения. Иногда родители или педагоги могут спровоцировать эстрадное волнение в младшем школьном возрасте, если родительские или педагогические амбиции станут главным содержанием предстоящего выступления. В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закрепленные в более раннем возрасте.

В первом выступлении ребенка закладывается первый "кирпичик" фундамента психологической уверенности, который повлияет на отношение к концертной деятельности в будущем. Очень важно, чтобы впечатление от первого концерта было ярким и радостным, вселяющим это чувство уверенности.

Г.Нейгауз пишет в книге "искусство фортепианной игры":  "уверенность является предпосылкой свободы и надо, прежде всего, добиваться именно её. Многим неопытным играющим свойственна робость; они часто берут не те ноты, бывают скованы. Как бы ни казалось, что это неуверенность чисто физическая, двигательная, поверьте моему опыту она всегда прежде всего психологическая".

Самое главное свойство выразительных способностей – это свобода проявления, те отсутствие излишнего внутреннего контроля. Повышение контроля ведет к зажимам, скованности поведения. (Рождественская Н.8 Проблемы и поиски в изучении художественных способностей, Сборник – Л.,1983,с 105-122)

Что же следует сделать, чтобы концертное вступление не приводило к психологической травме, а стимулировало успеваемость и развитие учащихся? Музыкальная педагогика подтверждает что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному выступлению.

Первое выступление учащихся первого класса в нашей школе проходит в конце декабря. Учащиеся первого класса являлись участниками спектакля, оказались вовлеченными в интересную игру и с удовольствием играли. Так удалось снять лишнее напряжение, тревожность – отрицательные стороны эстрадного волнения.

В музыкальных школах дети разобщены по классам, а в занятиях преобладает "индивидуальное начало", но ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания воли дисциплины, навык самоторможения, умение владеть собой, добиваться общей цели.

Человек – по природе своей – существо коллективное и в силу этого он постоянно ощущает потребность быть причастным к некоторой людской общности. Принадлежность к коллективу порождает ощущение силы, защищенности.

"Вхождение" в музыку и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей ребенок включается в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине со взрослым.

В сказке-игре дети являются одновременно и актерами и зрителями; их не разделяет рампа. Они вместе участвуют в действии. Главное назначение Сказки-игры – развитие ребенка, вывод ребенка на творческое экспериментальное поведение. Ведь смысл творчества – доставлять радость людям и себе.

Между творчеством и восприятием нет непроницаемой перегородки; у того и другого – одни истоки, общие корни, одно в другое переходит. Настоящее восприятие – всегда сотворчество, соучастие в том, что видишь, слышишь! Сопереживание и сотворчество входят в художественное восприятие как его ведущие компоненты, являясь стимуляторами активности сложных психических процессов. Сопереживание придает активность и силу, кото­рыми в жизни ребенок может и не обладает, а сотворчество стимулирует воображение. Сотворчество – это активная творчески – созидательная психическая деятельность, протекающая преимущественно в области воображения.

Кто-то сказал: "Там, где нет творчества, там и жизни нет". "Талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности. Эти условия предполагают, что всё должно быть направлено на такую организацию учебного процесса такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал ученика, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества" (А.С. Шведерский. Можно ли учить тому, чему нельзя научить [9] Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник, – СПб.,1992 стр 67-65) Чем сильнее впечатление от участия в Празднике. Первого концерта, тем обоснованнее надежда на его конечную эффективность, на то, что "сверхзадача", проведенная сквозь сопереживание и сотворчество, будет благотворно усвоена.

У писательницы Астрид Линдгрен есть одна очень хорошая мысль надо изобретать, дарить детям добрые, веселые выдумки; сказка должна жить в быту ребенка. Никакие нравоучения, назидания не влияют на ребячье сознание так, как сказка ибо она – самая большая реальность для маленького человека, и, если сказка удалась, то еще долго в душе ребенка будут звучать нежные и чистые колокольчики любви и доброго отношения к миру, людям, живущим в нем. С помощью сказки ребенок с радостью войдет в волшебное царство звуков.

Спектакль-игра в двух актах «Страшный сон»

Действующие лица:

Нота До
Нота Ре
Нота Ми
Нота Фа
Нота Соль
Нота Ля
Нота Си
Петя
Бабушка
Талант
Мелодия
Скрипичный ключ

Рекомендации к постановке

Музыкальная сказка «Страшный сон» рассчитана на постановку в детских музыкальных школах и школах искусств. Выступление ребенка в Первом концерте является огромным событием в жизни, которое останется в памяти и повлияет на все последующие выступления. Первый концерт должен быть Праздником. Эта сказка посвящена «Празднику первого концерта». Постановочная работа делится на несколько этапов. На первом этапе рекомендуется прочитать текст сказки. Затем приступить к разучиванию по ролям.
Второй этап работы – постановка сказки. На «сценической площадке» разучиваются действия, отрабатываются диалоги.
Декорации: «Комната», рояль, кресло для бабушки.
Реквизит: у бабушки в руках клубок ниток, спицы, очки, лист ватмана, фломастеры.
Костюмы: У бабушки – длинная юбка, шаль на плечах, у Пети – обычная одежда.
«Мелодия» в красивом платье, на голове – корона. Король Талант – белая рубашка, мантия, корона на голове. Скрипичный ключ – комбинезон, на голове корона в виде скрипичного ключа , волшебная палочка в руках.
Ноты: черные маечки/юбочки (и белые); (у мальчиков шорты) На голове ободки с изображением и названием ноты.

Акт Первый.

Комната, В центре стоит рояль.
Петя сидит у рояля и пытается сыграть пьесу. Постоянно
путается и сбивается. Бросает "играть".

Петя (раздосадованно): Фу, какой противный рояль – такую простую пьесу сыграть не может!

Петя (подпирает щеку рукой, зевает): ну и скучища... Бросить что-ли музыкалку?.. Да нет, жалко. Полгода отмучился, может еще пару классов протяну… Больно хочется мне друзей удивить: вот приходят они ко мне в гости (Петя вскакивает, воображает. Перескакивает на противоположный конец комнаты, изображает друзей), а они мне и говорят: "Классный у тебя рояльчик! Ты нам какую-нибудь легкую песенку сыграть можешь?" – А я им говорю, (перескакивает на другой конец комнаты к роялю, изображает себя, гордо): "Щас я вам пятую симфонию Бетховена сыграю!"

Садится за рояль, начинает что-то импровизировать, застревает на первой фразе, интерес проходит...
Петя садится за рояль в прежнюю скучающую позу...

Петя: Может, правда уйти пока не поздно? Записаться в какое-нибудь каратэ или дзюдо…

(Вскакивает и начинает с воодушевлением скакать вокруг рояля, размахивая руками и ногами, изображая с боевыми криками приемчики).

Голос бабушки из другой комнаты

– Что ты там кричишь, окаянный? Опять своих бешеных фильмов насмотрелся про всяких там ниньзя-хиньзя? Сел бы лучше, на рояле что-нибудь путное сыграл! (Ворчит что-то про "ленивую молодежь", умолкает...)

Петя садится за рояль, горестно вздыхает, что-то наигрывает. Поет "скучную песенку".

Исполняется "Песенка Пети". (Музыка Б.Савельева "Песенка Леопольда").

Слова:

Я весь день сижу,
На рояле бренчу,
За моим окном
Снова холода.
Гамма не учится,
Надоело мучиться.
Завтра экзамены..
Мне сдавать пора.

Звучат музыка: С.Прокофьев "Сказка старой бабушки". В комнату входит бабушка.
Петя с умным видом начинает что-то сбивчиво играть. Бабушка сидит в кресле и слушает, неодобрительно качает головой.
Петя бросает играть и с хитрым видом подходит к бабушке. Петя, елейным голосом:

– Бабушка, а бабушка? Расскажи сказку!

Бабушка (вяжет): Да, нечего тебе, лодырь, и рассказывать!

Петя: Ну бабушка, ну пожалуйста, ну только одну сказку!

Бабушка: Ну ладно, так и быть, расскажу тебе одну старинную сказку…..

На сцену выходит учащийся первого класса и исполняет пьесу "В некотором царстве" (музыка В.Игнатьева из сборника "Я музыкантом стать хочу").

Бабушка (рассказывает):

«В некотором царстве, в далеком нотном государстве правит Талант. Есть у короля дочка – красавица Мелодия, пригожа, умом отлична, а уж запоет – заслушаешься! А в  рояле веселые нотки живут. Подойдут к роялю мальчик или девочка, нотки и запоют. Но запоют по-разному: у трудолюбивого да умелого – поют стройно, ладно, а у лентяя да оболтуса поют врозь, да нескладно, а то и совсем не слушаются – то из под пальца выскользнут, а то и вовсе не сыграют. Но что впрямь плохо, так это когда небрежный, да ленивый ученик оставит на ночь крышку рояля открытой. Нотки тогда убегают из Рояля и никогда туда больше не

Бабушка заканчивает вязать, смотрит на Петю, а тот уже спит…

Бабушка (шепотом): Заснул!

… и на цыпочках, чтобы не разбудить Петю, выходит и прикрывает за собой дверь. Петя приоткрывает один глаз, оглядывается, довольно улыбается.

Петя: Ловко же я от игры на рояле отделался!!! (зевает, потягивается..) Люблю же я бабушкины сказки слушать, только нм капли им не верю!

Передразнивает бабушку:

– Нотки убегают из Рояля и никогда туда больше не возвращаются – подумаешь, испугался! Сто раз уже крышку не закрывал, и ничего не было! И сегодня ничего не случится! Я им даже записку оставлю?

Вынимает большой лист и фломастер, на минуту задумывается, пишет. Ставит лицом к зрителям. На нем корявыми буквами написано: «НОТАМ! Можете ухадить на читыре стороны! Мне лучше! Петя».

Петя: Ну, теперь самое время вздремнуть!

(Ложится спать, засыпает...)

Акт второй

Звучат музыка Э.Григ "Танец Анитры"
Из рояля одна за другой выскакивают ноты. Расходятся по комнате, разглядывают все.

Нота РЕ (сердито): Ну, хватит по сторонам смотреть! Решили уйти – значит надо уходить, пока этот лентяй не проснулся (кивает на Петю).

Нота МИ (неодобрительно смотрит на рояль): Опять это негодный мальчишка рояль не закрыл!...(бережно закрывает крышку).

СОЛЬ: Да он почти каждый день не закрывает! От этого пыли-и-и-и-щи на клавишах полно, так и запылиться вконец недолго... (смахивает пыль, чихает).

Нота ЛЯ (гневно): Ну, все! Наше терпение лопнуло!

ВСЕ:  ДА! МЫ УХОДИМ!

СИ (робко): Давайте же скорей уйдем отсюда. А то этот проснется и ка-а-а-ак даст опять своей лапищей!.. (Зажмуривается от страха). Он всегда так делает, когда играет на рояле (поясняет она), наверное он думает, что если на меня сильно нажимать и лупить меня, то я буду петь громче, но КАК БЫ НЕ ТАК Я ведь люблю, когда ко мне прикасаются мягко, как к котенку, тогда я и пою красивее и звонче!

ФА: Да уж Петя так сильно бьет по клавишам, что я удивляюсь, как только он себе пальцы не отбил до сих пор?!

ДО: Да куда там "отбил"! У него когтищи-то ВО-О-О-О!!! (показывает). Все клавиши уже исцарапал! Тигр несчастный!

РЕ: А на рояле он вообще скоро столовую устроит – то пирожное ляпнет, то чай прольет! Весь инструмент липкий!

ЛЯ: А заниматься музыкой садится вообще только один раз в неделю, и то только для того, чтобы нас помучить и побаловаться!!

ВСЕ:  Фу, лентяй!!

ДО:  Братцы, братцы! Мы тут говорим, говорим, а виновник наших бед лежит и преспокойненько спит!!

Все подбегают к Пете. МИ прислушивается :

–  Спит, как убитый!

СИ (вдруг радостно заявляет): Друзья! Я знаю в чем дело! Петя не виноват! Ему, наверное, в детстве медведь на ухо наступил!

Все отходят от Пети и удивленно обступают СИ.

ФА (задумчиво): Ну и дела! Что делать будем?

Все задумываются.

СИ:  Я знаю, знаю! Надо позвать медведя и пусть он ему от уха отступит!

МИ:  Хорошая идея! Давайте его позовем!

Все ходят и зовут – МЕДВЕДЬ!!! МЕДВЕДЬ!

В исполнении ученика первого класса звучит пьеса Галынина "Медведь".

СОЛЬ: Тихо, Тихо! Что вы раскричались? Медведь тут ни при чем, тут не он виноват, а Петина лень!

ЛЯ:  Значит надо её изловить, эту самую Лень! Мы подождем, когда Петя сядет за рояль, Лень к нему подкрадется – мы набросимся на неё и БАЦ-БАЦ!!! (машет кулаками)

ДО (успокаивает разгорячившегося ЛЯ): Успокойся, дорогой ЛЯ! Засады мы в любом случае устраивать не будем! А что вы думаете на этот счет, достопочтенный РЕ?

РЕ: Вот именно, что сочтенный – дни мои сочтены! Если и дальше так будет продолжаться, то Петя замучает меня до смерти, а мы так ничего и не решили! Я думаю для этого надо разбудить этого разбойника!

ВСЕ: Все правильно! Разбудить!!

Все подходят к Пете и начинают хором скандировать "Проснись, проснись'!!" Петя не просыпается.
Из рояля выскакивает растревоженный скрипичный ключ, возбужденно размахивая алебардой в виде паузы.

Скрипичный ключ (в смятении бегает туда-сюда): Быстрее! Быстрее! Стройтесь! Скорее! Сюда идет Его Величество – Талант!!

Звучит "Полонез" Ф.Шопена.

Ноты в замешательстве стоят на месте, потом начинают суетливо бегать взад-вперед. Наконец строятся по порядку – но неправильно.

Скрипичный ключ (командует):  Стройся! Отставить! Стройся! По порядку звуков рассчитайсь!

Ноты пропевают свои имена в правильном порядке. Из рояля величаво выходит Король Талант в короне и мантии.

Талант (грозно): Что это вы тут раскричались! Покоя мне не даете!

Все наперебой начинают объяснять в чем дело.

Талант: Тихо, тихо! По одному, пожалуйста!

Важно надувшись из строя выходит ДО.

ДО: Ваша Светлость! Мы решили сбежать от Пети!

Талант: Как так?! Без моего ведома?! Чем вы недовольны?

ФА:  Петя нас не уважает и обижает!

СОЛЬ: Портит рояль!

СИ:  Играет не мелодию, а сам не знает что!

Талант (нахмурившись): Вы правы, он совершенно не умеет вести себя, возможно это не его вина. Кстати, где моя дочь? (Зовет) Мелодия! Мелодия!

Входит ученик первого класса, исполняет пьесу В.Игнатьева "Колыбельная для кота".

Талант: Нет, это не моя дочь!

Ученики первого класса один за другим исполняют свои пьесы. После каждого исполнения Талант говорит – Нет, это не моя мелодия.

Талант (сердито): Где же она, негодница такая!

МИ (радостно): А ребята на что? Смотрите, сколько у нас зрителей! (Обращаясь к детям в зале) Ребята, давайте позовем вместе!! (Зовут)

Звучит музыка: Шопен,"Ноктюрн" Des-dur, №8.

Из рояля, потягиваясь выходит Мелодия.

Мелодия: Кто меня звал? Вы все государство своим криком переполошили!

Талант (грозно):  Где ты была столько времени?

Мелодия: Спала, наверное!

Талант: А когда Петя играет, ты тоже спишь?!

Мелодия  (обиженно): А что мне ещё делать? И Петя не играет вовсе, а тренькает! Про меня совсем забыл! На мои портреты в нотных книжках совсем не смотрит. Да он ни одной ноты на нотном стане не различит!!

МИ: Вот поэтому мы и решили уйти!

Талант:  Да-а-а-а, дела плохи. Я и сам давно заметил, что Петя ленится, но не слишком обращал на это внимание, потому что Петя – способный мальчик, с хорошим слухом, к тому же у него есть талант-то есть Я, и если он перестанет лениться, то из него получится второй Моцарт или Бетховен!

СОЛЬ (восклицает): Смотрите, да тут записка от Пети! (Читает записку от Пети)

Все слушают.

РЕ:  Ну, раз ему будет лучше, если мы уйдем, то мы тогда останемся!

НОТЫ:  Правильно! Не уйдем! Не уйдем!

СИ:  А я знаете что придумала?! Давайте тоже напишем Пете записку!

НОТЫ:  Давайте!

Все склоняются над пишущей СИ, одобрительно кивают головами, довольно улыбаются. СИ ставит записку на рояль, так, чтобы её не было видно зрителям. Ноты уходят в рояль. Талант на минуту задерживается, с улыбкой смотрит на спящего Петю.

Талант:  Надеюсь, он исправится.

Уходит. Звучит "Полонез" Ф.Шопена, Des-dur.

Голос бабушки:  Петя, соня, вставай!

Звучит музыка: С.Прокофьев "Сказка старой бабушки". В комнату входит бабушка.

Бабушка (расталкивает сонного Петю): Вставай, голубчик, хватит спать! Уже поздно, заспался!

Петя (подскакивает, протирает глаза .возбужденно): Бабушка мне такой сон приснился!.. (смолкает, разочарованно)... Ну, вообще-то это только сон...

Вдруг Петя видит что-то, стоящее на рояле. Раскрывает рот от удивления.
Потом поспешно садится за рояль, играет.

Бабушка (удивленно): Что это ты надумал играть? Вроде и не любил, не хотел, а тут взял да и уселся за рояль!

Петя: Да так, вспомнил одну сказку.

Показывает зрителям записку, которая гласит: «Мы не можем уйти, потому что хотим сделать тебя добрее, мы простили тебя и надеемся, что ты станешь настоящим музыкантом! Ноты».

В завершении праздника Первого Концерта бабушка читает стихи:

Пусть снятся вам
Только счастливые сны,
К вам нотки спешат
Из волшебной страны.
Они вам расскажут
Как плачут снежинки,
Как ветер поёт,
Заметая тропинки.
Они рассмешат
Без большого труда
Семь нот будут с вами
Везде и всегда!

Звучит Музыка Г. Свиридов "Вальс", из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель".

Музыкальные произведения, созвучные сказке «Страшный сон».

С. Прокофьев «Сказка старой бабушки»
В. Игнатьев «В некотором царстве» (из сборника «Я музыкантом стать хочу» ч. 2)
Э. Григ «Танец Анитры»
Ф. Шопен «Полонез №6» As-dur, cor 53
Ф Шопен «Ноктюрн» Des-dur, № 8, cor 27 № 2
Г. Свиридов «Вальс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»)
Б. Савельев «Песенка кота Леопольда» (песенка Пети)

Список литературы:

1. А. Д.Артоболевская "Первая встреча с музыкой".
2."Методические записки по вопросам музыкального образования", выпуск 3, Москва, "Музыка", 1991 Л. Готсдинер Подготовка учащихся к концертным выступлениям", с. 182.
3. "Малыши   и музы", Москва, 1972. А.Д.Артоболевская  «Дети и музыка», с 39.
4. "Музыка в сказке", Москва, "Лист", 2000.
5. Н.И.Льговская "Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста " М., Айрис-пресс, 2007.
6. И.Агапова, М Давыдова "Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины '. Рипол классик Дом. XXI Век, М., 2007
7. Т.А.Шорыгина "Красивые сказки" Издательство "Книголюб 2003.
8. Стихи Бахваловой Т В. (есть видеозапись сказки в фонотеке школы).