Цель: ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народным творчеством, сохранение народных традиций, развитие интереса к народному творчеству.
- Образовательная цель:способствовать формированию и развитию интереса у обучающихся к народным традициям и народному творчеству.
- Воспитательная цель: способствовать формированию эстетических, патриотических и других качеств личности.
- Развивающая цель: способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.
- Профориентационная цель: способствовать формированию представлений о потребности к трудовой деятельности, саморазвитию и самореализации, воспитание уважения к трудящемуся человеку.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Испокон веков славилась
Российская земля своими мастерами –
одаренными людьми, создавшими самобытное
искусство. Руки мастера – «золотые» так говорит
народ, творят красоту, пишут историю народа.
Художественные промыслы и сейчас распространены
у многих народов не только нашей страны и у
других народов мира. Руки мастеров превращали
обычные бытовые предметы в произведение
искусства. Сочетание утилитарного и
художественного – вершина развития народного
искусства. И сегодня мы поговорим о
декоративно-прикладном искусстве, ремеслах,
истории.
В игре принимают участие две команды по 5-6
человек.
(Название команды, представление команды, представление жюри.)
1 тур «Мастера и подмастерья»
Ведущий: Чтобы стать мастером своего дела, необходимо знать очень многое, в том числе материалы и инструменты, необходимые для работы, насколько вы разбираетесь в этом, мы сегодня проверим, по итогам игры лучшая команда получит звание «Мастера», а другая команда – «Подмастерья».
Вопросы:
1. За несколько связок этого материала при рабовладельческом строе можно было купить раба. Существует легенда о появлении … Кусочки слюды, попавшие в костер бедуинов-кочевников, превратились в мелкие, прозрачные капли, отсюда и вошло в историю появление этого материала для рукоделия. (Бисер) (2 слайд).
История бисера уходит корнями в далёкое прошлое. Ещё в Древнем Египте фараоны украшали свою одежду изделиями из бисера. Есть сведения, что ещё за несколько столетий до Рождества Христова племена скифов и сарматов украшали одежду и обувь бисером. Не обошла история бисера и Киевскую Русь. Первые данные об изделиях из бисера появились ещё в 9 веке. Но основным центром изготовления изделий бисера являлась Европа, а точнее Венецианская республика.
Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.
А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов.
2. Легкий природный материал, почитаемый
издавна для изготовления посуды и других
изделий. Зайдя в крестьянский дом, можно было
увидеть много утвари из этого материала, столь
необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба,
туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. Туеса
были незаменимыми для хранения молочных
продуктов, меда, рыбы и солений. Продукты в
таких изделиях могли долго не портиться, на
солнце в сосуде долго сохранялась прохлада а на
холоде – тепло.
Использовали этот материал также при
строительстве дома, клали под стропила на крышу,
для тепла и от гнили. (Береста) (3
слайд).
3. Название этого приспособления для шитья и
рукоделия произошло от устаревшего названия
пальцев. (Напёрсток) (4 слайд). Древнейшие
сохранившиеся напёрстки сделаны из золота,
бронзы и серебра. Напёрстки были не только
предметом труда, но и украшением с картинками и
орнаментом.
Промышленное производство началось в XIX веке. В
[1824] году был зарегистрирован патент на фабричное
изготовление напёрстков. На фабричных
напёрстках гравировалось название изготовителя.
4. Приспособление для натяжения полотна при
выполнении вышивальных работ.
(Пяльцы) (5 слайд). Слово Пяльцы
произошло от слова пялить – растягивать,
распинать, туго натягивать. В свою очередь слов
пялить происходит от пяло «рама, на которую
напяливается кожа». Ранее пяльцы делали из
дерева, кости, в том числе слоновой. Современные
модели чаще всего изготовлены из дерева или
пластмассы.
5. Специальная ткань для вышивания счетными швами. (Канва)
6. Впервые этот материал вошел в употребление у среднеазиатских народов, из него изготавливали головные уборы, обувь, ковры. И сейчас он очень распространен, особенно в нашем суровом климате. Из него по-прежнему изготавливают шапочки, варежки и другие вещи. (Шерсть)
7. Вы никогда не обращали внимание на то, что порой даже очень хорошая картина выглядит безвкусно? Приглядываешься к ней повнимательнее и понимаешь, что дело не в бездарности художника, а в непродуманности оформления. Как называется резной или крашеный деревянный брусок для изготовления рам к картинам. (Багет) (6 слайд)
8. Эволюция известного инструмента необходимого для шитья – каменная, костяная, бронзовая, железная, стальная.… Этот инструмент появился около 12 тысяч лет назад. (Иголка)
9. Баклуши, – заготовка какого изделия? (Заготовка
деревянных ложек) (7 слайд)
Известные на Руси мастера по вырезанию ложек
назывались ложкарями, заготовки для ложек –
баклуши готовили подмастерья, раскалывали
чурбан на куски – дело несложное, поэтому
появилось переносное значение «бить баклуши».
2 тур« Русь мастеровая»
1. Русское название этого драгоценного камня пришло с Востока: в Индии его называли «маньяра», арабы «зеньчуг», в Китае «чжень-чжу», на Руси им издавна украшали одежду, головные уборы, церковную утварь. Особенно ценился «новгородский» речной, назовите его устаревшее название. (Перл – жемчуг) (9 слайд). На Руси речной жемчуг носили даже девочки крестьянского сословия. В старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте. Со временем на лов жемчуга перестали смотреть, как на прибыльный промысел.
2. Старинное торговое село в Нижегородской губернии, куда свозили на продажу расписную деревянную посуду, позднее промысел и посуда, получившие тоже название. (Хохлома) (10 слайд) Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также, изредка, зелёным, желтым цветом по золотистому фону.
3. Что можно изготовить с помощью
коклюшек? Елецкие, Михайловские, Вятские,
Вологодские, словно морозные узоры на окнах. О
каких изделия декоративно-прикладного искусства
идет речь? (Кружева) (11 слайд)
Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв.,
но как промысел существует с первой четверти XIX
века. Вологодский кружевной промысел возник в 1820
году, когда крепостные местных помещиков стали
плести кружева, кружева на Руси носили ещё в 13
веке. Начало промысла относится к 1820 году,
когда близ Вологды в имениях помещиков
крепостные стали выплетать отделки к платьям
и белью, подражая западноевропейским.
4. Узорные, расписные, получившие мировую славу:
накинет девушка такой подарок на плечи и плывет
будто пава и кажется, что никого вокруг краше нет.
(Павловопосадские платки) (12 слайд).
История платочного предприятия насчитывает
больше двух столетий – датой основания
производства на предприятии считают 1795 год. Но
известные как павловопосадские платки
и шали здесь стали выпускать не сразу. Их
производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным
и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века.
5. Прообразом её является деревянная фигурка японского мудреца Фукурумы, выплненная с большим юмором, с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. У мудреца было много детей мал – мала меньше. Идея создания этой игрушки прижилась на Руси, и сейчас это изделие считается исконно русским сувениром. (Матрешка) (13 слайд)
6. Полусказка – полубыль, зародившаяся на русском Севере, глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка. Какое название получила эта игрушка? (Дымковская игрушка) (14 слайд)
7. Расписная лаковая миниатюра, выполненная на
шкатулках в традиционной народной
технологии. (Палехская миниатюра) (15
слайд)
Палех расположен в 65 км к востоку от города
Иваново на берегах реки Палешки, протекающей
среди холмов, покрытых лиственными лесами.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой
миниатюры Палеха вобрало в себя принципы
древнерусской живописи и народного творчества.
В настоящее время палехская миниатюра является
неотъемлемой частью отечественного
декоративно-прикладного искусства в целом.
8. Блестящие фарфоровые статуэтки, посуда, со
своеобразными мотивами в голубовато-синих тонах.
(Гжель) (16 слайд)
Гжель является основным центром отечественной
высокохудожественной керамики, где
сформировались и нашли отражение ее лучшие
многовековые черты, связанные с высшими
достижениями декоративно-прикладного искусства.
О древних корнях, о самых первых мастерах история
сохранила документы, они начинаются с Духовной
Грамоты князя Великого Ивана Калиты,
датированной 1339 годом. В археологических
раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс.
до нашей эры. В 1-й половине XIV века Гжель
отмечается как центр керамического производства
России, который являлся поставщиком гончарной
посуды для царева двора.
Начало XIX века – эпоха фарфора. Фарфор частных
заводов Гжели отличался большой яркостью,
сочетанием контрастных красок, лубочной
трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых
предметов.
3 тур «Не красна изба углами…»
1. Чистая половина в избе в верхней части дома. (Горница)
2. Как называли угол в избе, в котором вешали иконы? (Красный угол)
3. Резное, расписное приспособление для ручного
прядения. (Прялка) (18 слайд).
Длинными, зимними вечерами девушки собирались на
посиделки, каждая со своим рукоделием, в том
числе и прялкой, у кого красивее прялка, тому и
чести больше.
4. Редкая крестьянская семья не имела этого яркого, красочного предмета, сшитого из лоскутов ткани. Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. К ткани во все времена относились очень бережно, каждый лоскуток у умелой хозяйки шел в дело. (Лоскутное одеяло) (19 слайд)
5. Древнее искусство украшения одежды цветными
нитями. (Вышивание)
Образцы вышивок были найдены в курганах скифов и
сарматов, относящихся к 1 в; на Алтае к 4-3 в. до н.э.;
В Китае вышивали ещё в 4-3 в. до н.э.
6. Эти изделия ценились всегда и повсюду, фрагменты этих предметов, сотканные за несколько веков до н.э., были найдены при раскопках курганов в Горном Алтае. Этими предметами взимали дань, торговали, эти предметы часто входили в посольские дары, украшали жилище – застилали сундуки, лавки, полы. (Ковры)
7. Украшения, нанизанные на нитку – первоначально из кости, камня, сейчас стеклянные пластмассовые, из полудрагоценных камней. (Бусы)
8. Коса – девичья краса, так гласит народная
поговорка. Это старинное украшение для волос,
прообраз современных заколок. Вид женского
аксессуара для украшения девичьей косы и несущий
функцию оберега девичьей чистоты, нравственного
и физического здоровья невесты.
Основываясь на описаниях свадебного действа
"продажи / покупки косы невесты" можно
предполагать, что во время Великорусской
свадьбы, как и у других народов, продается все же
не сама коса невесты, как таковая, а носимый ранее
незамужней девицей, косник, украшение для косы и
оберег для девушки. (Косник) (20 слайд)
9. Небольшая картина тщательной и изящной
отделки, с тонким изложением красок. (Миниатюра).
4 тур «Край северный»
1. Традиционный якутский сосуд из дерева или
кости, украшенный резьбой. (Чорон) (22
слайд)
Чороны народные мастера Якутии делали из дерева,
как, впрочем, и всю посуду. Глядя на идеальную
форму чоронов, трудно себе представить, что эти
кубки сделаны без применения токарного станка.
Для изготовления деревянной посуды якуты
использовали множество различных инструментов,
но настоящие мастера своего дела пользовались
только им, могли вырезать из куска цельного
дерева и ложку, и тарелку, и даже чорон. (Нож)
2. Якутские кузнецы-ювелиры ценили этот металл с оттенком голубизны за его замечательные свойства: легко поддавался ковке, чеканке, резьбе, гравировке и вместе с тем был довольно твердым и весомым. (Серебро) (23 слайд)
3. С глубокой древности сохранились предметы быта, календари, наконечники стрел из этого прочного, красивого материала, который называли «голубой костью». Как называется этот вид искусства и изделия из какой кости ценятся больше всего? (Бивень мамонта, резьба по кости) (24 слайд)
4. Какими игрушками запрещалось играть якутским
детям? (Фигурками людей)
Иметь деревянного или костяного идола в доме
считалось великим несчастьем: культовые фигурки
мог использовать только шаман для своих
камланий.
5. Для изготовления этого предмета якутские
мастерицы не жалели цветного сукна, щедро
украшали серебряными бляшками, бисером, ручной
вышивкой. Для какого животного
изготавливали этот предмет? Как он
называется? (Конское убранство, чепрак)
(25 слайд)
Конь был священен у якутов, символизировал собой
небо, поэтому женщины с особым изиском украшали
конское убранство (чепраки, кычимы, покрывала на
седла).
6. Этот предмет был обязательным в приданом якутской невесты и распространен повсеместно. Он мог быть круглой, квадратной формы, щедро украшенный орнаментом. Содержал все необходимое для выполнения мелких работ. (Коробка для рукоделия) (26 слайд)
7. Якутский народный эпос. (Олонхо)
5 тур « Мировое искусство»
1. Как назвать одним словом старинные ценные предметы – мебель, книги, картины. Художественные произведения? (Антиквариат)
2. Техника росписи ткани, пришедшая к нам из восточных стран – Индии, Китая. (Батик) (28 слайд) Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску – или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
3. Самая большая галерея мира находится в России и состоит из 322 залов, которые вмещают около 3 миллионов произведений искусства. (Эрмитаж) (29 слайд) Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, Дворцовая набережная) – бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
4. Так французы называют любое стекло, а мы – только цветное, узорчатое. Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. (Витраж) (30 слайд). Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло).
5. Греки были великолепными творцами в
литературе, архитектуре, но этим
видом искусства греки овладели в совершенстве.
Ярким примером этого искусства является Венера
Милосская. (Скульптура) (31 слайд)
6. Около пяти тысяч лет назад китайцы сумели
приручить это насекомое, при помощи
которого получили волокно, секрет производства
которого хранился в строгом секрете. (Шёлк)
7. Это произведение искусства, получившее мировую известность, было создано Леонардо да Винчи. Скажите название этой картины. (Мона Лиза, Джоконда) (32 слайд). Мона Лиза (также известная как Джоконда) – портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).
8. Автор известной алтарной иконы «Троица», известный русский иконописец, имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. (Андрей Рублев) (33 слайд)
Подведение итогов игры. Награждение. Присвоение звания команде: «Мастера», «Подмастерья». Рефлексия.
Список использованной литературы
1. «Прекрасное своими руками» (народные ремёсла)
сост. С. Газарян. Москва «Детская литература»,
1979 год.
2. «Скачи, добрый единорог» А. Милославский.
Москва «Детская литература», 1982 год.
Интернет сайты:
http://www.sitc.ru/culture/museum/art_muz/saxa_art.htm
http://www.sitc.ru/culture/museum/art_muz/bone/bone.htm
http://www.ilovepetersburg.ru/content/zimnii-dvorets
http://arcticmuseum.com/ru/?q=l032
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA
http://berestok.ru/articles/12-artrus4.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Напёрсток
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Lady_with_an_Ermine.jpg?uselang=ru
http://salut1945.narod.ru/photoalbum21.html
http://kisly.info/nashe-nasledie/istoriya-i-etnografiya/
http://fotki.yandex.ru/users/hor-j/view/276497/?page=4
http://www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=7732
http://www.google.ru/imgres?q
http://ru.wikipedia.org/wiki/Баклуша
http://www.livemaster.ru/item/429363-posuda-raspisnye-derevyannye-lozhki