Цели урока:
- Расширить знания детей о птицах.
- Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных.
- Воспитывать заботливое отношение к ним.
Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с изображением птиц, зимующих у нас и перелётных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие бывают птицы». (Слайд 2)
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но
все-таки их очень много. Есть птицы очень большие
(.), чуть ли не двухметровой величины, есть и
совсем крошечные(.), не больше бабочки или
стрекозы. Есть птицы, которые могут летать выше
облаков(.), а есть и такие, которые вовсе не могут
летать (.).
Одни птицы живут в лесу, другие в степи, третьи в
горах. А есть птицы, которые могут жить только на
берегу моря (.). Одни птицы питаются рыбой, другие
едят только растительную пищу, в основном ягоды и
семена (.). Есть птицы, питающиеся насекомыми (.), а
есть хищные птицы, которые поедают других птиц и
зверей.
Одни птицы вьют себе гнёзда на земле или в ветвях
деревьев и кустов, другие селятся в дуплах(.).
– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на
уроке. (О птицах)
– Прочитайте тему урока на стр.16 учебника. (Где
зимуют птицы?)
– Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим
перед собой.(Птицы зимуют по-разному)
3. Работа по теме урока
– Что вам уже известно о птицах?
1) Загадки
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух) (слайд 3)Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей) (слайд 4)Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.(Гусь) (слайд 5)
– Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих
птиц есть одна «лишняя»? (слайд 6)
– Какая? (Воробей, потому что петух и гусь – это
домашние птицы)
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые
встречаются в природе.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей) (слайд 7)Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока.
Когда трещит… (сорока)В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (дятел)И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и … (совы)
– Ребята, а кто догадался, что для этих птиц
общее? (Они никуда не улетают, а круглый год
живут у нас.)
– Этих птиц называют зимующими (.) . А каких птиц,
зимующих у нас, вы ещё знаете? (Галки, синицы,
вороны, поползни, голуби).
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются
добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки
тяжело им зимой. Из десяти, может быть 1-2 доживают
до весны.
– А как можно помочь птицам зимой? (Сделать
кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные
крошки).
– Итак, конкурс загадок продолжается!
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 8)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее? Кто же это? (Соловей)Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-розовый… (скворец)В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой.
Но песни не бросит певец голосистый:
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)
Птицы – непоседы. Посмотри, как они прыгают с
ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но
так ведь и белка умеет или какой-нибудь зверёк. А
вот улетать на тысячи километров и после снова
возвращаться могут только птицы и даже не все.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и
иволги, аисты и кукушки – могут.
– А как называют птиц, которые летом живут у нас,
вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением
холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной
вернуться в родные места? (Это перелётные
птицы).(.)
– Каких перелётных птиц вы ещё знаете? (Скворец,
соловей, журавль)
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока
1) Выполнение заданий в тетради
Тетрадь с.14
1) Соедини линиями рисунки и названия птиц.
2) Зелёным карандашом закрасьте кружок около перелётных птиц.
Слайд 9
– Как называют птиц, которые на зиму
улетают в тёплые края, а весной возвращаются?
– Как называют птиц, которые зимуют в наших
краях?
Слайд 10 Где зимуют перелётные
птицы?
Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на
зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали.
Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы
исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со
временем учёные узнали, куда улетают перелётные
птицы.
– Как же это удалось учёным?
2) Работа по учебнику стр. 17
Учёным помогли маленькие кольца, которые они
надевали на лапки птицам. На каждом кольце был
номер и адрес, где была окольцована птица. Когда
кто-то в других странах встречал окольцованную
птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так
учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
Работа по слайду, глобусу.
3) Работа в тетради стр. 14-15
Обозначьте синими стрелками направления осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными стрелками – их весенние перелёты.
4) Игра «Узнай птицу»
Заранее подготовленные ученики читают описание птиц. Задача детей как можно быстрее узнать её.
Описание первое:
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома. Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса, они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, трут клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аист) (слайд 11)
Описание второе:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка) (слайд 12)
Описание третье:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка) (слайд 13)
Описание четвертое:
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью, они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синичка) (слайд 14)
6. Рефлексия
Игра «Кому улетать» (слайд 15)
– Птицы спорят, кому улетать в теплые края, а
кому оставаться. Помоги им разобраться в этом.
– Вернёмся к учебной задаче урока. Мы узнали, что
птицы зимуют по-разному. Какие названия они
получили в зависимости от этого?
Учитель обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.