В сентябре 2010 года наше образовательное учреждение - Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Политехнический колледж городского хозяйства” - начало учебный год в стенах нового здания, расположенного в Приморском районе, которое было специально построено для колледжа на основании Постановления правительства от 13.11.2007 № 1471. В распоряжении студентов колледжа теперь современный учебный комплекс, общая площадь которого составляет около 20 000 квадратных метров. Учебно-лабораторная база колледжа включает 43 учебных кабинета, оснащенных комплектами мультимедийного оборудования и выходом в Интернет, 13 учебных лабораторий, 6 учебно-производственных мастерских, оборудованных современной техникой, в том числе станками с ЧПУ, 8 компьютерных классов с выходом в Интернет и лингафонные кабинеты.
СПб ГБОУ СПО “Политехнический колледж городского хозяйства” является многофункциональным и многопрофильным учебным заведением. Образовательная деятельность в колледже ведется по 10 специальностям, востребованным предприятиями города. Формой функционирования и развития промышленности города Санкт-Петербурга являются экономические кластеры. Успеха при новой экономической политике добиваются предприятия высокотехнологичные, гибкие, использующие инновации. Городу необходимы новые квалифицированные кадры, которые обеспечат экономический рост и повышение конкурентоспособности промышленности города. Одной из особенностей обучения в нашем колледже является максимальная подготовка выпускников к работе на современных промышленных предприятиях и производствах города в условиях изменчивой глобальной экономики. Для этого большое внимание уделяется именно практической составляющей обучения будущих специалистов, что обеспечивается мощнейшей материально-технической базой, оснащением лабораторий и учебно-производственных мастерских колледжа.
Оснащение учебных кабинетов мультимедийным оборудованием позволило преподавателям вносить в форму урока широкий диапазон современных возможностей. Занятия стали более динамичными, повысился интерес учащихся к ряду специальных дисциплин, занятия по которым ранее носили больше лекционный характер.
Наглядность позволяет большему числу обучающихся усвоить материал, т.к. форма урока с использованием презентации является наиболее удобной для восприятия, усвоения и запоминания.
Презентация (от латинского praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Таким образом, применение презентации во время учебных занятий собственно облегчило труд преподавателя на самом уроке. Появилась возможность добиться максимального учебного эффекта, важный материал на уроке преподаватель представляет перед глазами учащихся, не надо давать многократное повторение при желании учащихся записать новые сведения. Учащиеся с использованием преподавателем презентации на уроке стали делать меньше ошибок при ведении конспектов, как орфографических ошибок, так и ошибок, связанных непосредственно с терминологией по предметам; увеличился темп работы на уроке, повысился интерес учащихся к предметам (не только по существу вопроса). Многие учащиеся стали самостоятельно изучать PowerPoint и представлять в качестве самостоятельно выполненных работ по предмету не рефераты, а презентации. У преподавателей появилась возможность многократно использовать одну презентацию на занятиях с различными группами. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие в конкретной группе. Учитывая, что жизнь диктует свои отклонения от правил, возникают ситуации, когда преподаватель вынужден, не надолго, покинуть учебный класс (аудиторию), заняв учащихся самостоятельной работой и тогда на помощь приходит подготовленная презентация, учащиеся могут самостоятельно поработать с подготовленным материалом. Преподаватель, ведя занятие, используя презентацию, имеет возможность вернуться к наиболее трудным местам в теме урока, если в этом возникает необходимость. Для повтора, всего лишь, необходимо пролистать слайды.
Основная задача – обеспечить способность современного преподавателя владеть информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), которые способствуют применению новых видов учебной деятельности.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективно её применение на каждом уроке будет в том случае, когда демонстрация слайдов будет сопровождать наиболее сложные этапы и вопросы изучаемой темы.
Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) в учебном процессе зависят от содержания урока, от цели, которую ставит преподаватель.
Возможность использования на уроке по дисциплине “Семейное право” для учащихся 2 курса нашего колледжа специальности “Право и организация социального обеспечения” презентации, сделанной с помощью программы Microsoft PowerPoint, приведена в представленной технологической карте урока (приложение 1) и в анализе урока (приложение 2).
Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
Презентация к данному уроку в точном соответствии с темой урока является его полноценной составляющей. Опыт работы и использования презентаций на занятиях показывает, что аудиовизуальные средства обучения лучше применять через 5-10 минут после начала урока. Но и в самом начале занятия, на 1-м этапе урока, можно использовать презентацию, показав на слайде тему начавшегося занятия (слайд № 1). В таком случае, нет необходимости отражать тему урока на доске, достаточно показать слайд и учащиеся получают возможность правильно отразить тему в своих тетрадях, не переспрашивая её у преподавателя по несколько раз.
В соответствии с технологической картой урока Этап 2 – Актуализация опорных знаний. Цель данного этапа – выявить уровень знаний и актуализировать новые знания. Основной вид деятельности предусматривает использование средств ИКТ. Учащимся предлагается выполнить индивидуальное задание (слайд № 2), проверка же выполненного задания предполагает коллективную форму работы. На данном этапе урока преподаватель – координатор действий учащихся, он организует их деятельность. Слайд № 3 презентации предлагает рассмотреть правильный вариант выполнения задания.
Этап 3 – Изучение нового материала. Использование слайдов №№ 4-15 в объяснении нового материала облегчает понимание, способствует более логичному построению конспектов учащихся, т.к. материал слайдов систематизирован, определенным образом сгруппирован и визуально доступно подан. Предложенные схемы обеспечивают наглядность. Слайды концентрируют и удерживают внимание учащихся.
Этап 4 – Закрепление полученных знаний. Цель – выработать умение у учащихся применять умение применять полученные знания. На данном этапе преподаватель использует такую форму организации деятельности учащихся, как самостоятельная работа, задание дается с использованием слайда № 16. Преподаватель консультирует и контролирует работу учащихся, отвечает на поставленные вопросы, способствует правильному выполнению задания учащимися. Используя на данном этапе урока презентацию преподаватель облегчает свой труд и имеет больше времени на индивидуальную работу с учащимися, далее слайд № 17 помогает аудитории учащихся осуществить совместную проверку выполненного задания. Использование слайда с правильным выполнением задания помогает учащимся проверить выполнение задания и проанализировать допущенные ошибки.
Дополнительный этап – Актуализация знаний. Для углубления, закрепления полученных знаний и повышения интереса к изучаемой дисциплине, пробуждения активной жизненной позиции преподаватель предлагает статистические сведения в виде диаграмм, относящиеся к конкретному субъекту Российской Федерации, в данном случае городу Санкт-Петербургу (слайды №№ 18-22).
Этап 5 – Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. И опять на последнем этапе востребована презентация. Преподаватель экономит время, ему не надо самому писать задание на доске, достаточно показать слайд с заданием (например, слайд № 18) и дать подробное объяснение к заданию, инструктаж по выполнению, т.е. направить работу учащихся, давая импульс к выполнению.
Таким образом, можно сделать вывод о важности и необходимости внедрения и использования информационно-коммуникативных технологий в процесс образовательной деятельности. Несомненны и преимущества включения в урок такого средства, как презентация, которая:
- позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным, динамичным (ускоряет передачу знаний);
- позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия;
- повышает мотивацию у обучающихся;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях “преподаватель – учащийся”;
- способствует развитию у обучающихся продуктивных творческих функций мышления, формированию операционного стиля мышления;
- способствует пробуждению стремления к самостоятельной, творческой работе учащихся – подготовке работ именно в форме презентации;
- повышает интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, их информационную культуру.
В заключение хотелось бы отметить, что информационные технологии при разумном использовании способны привнести в учебные занятия элемент новизны, повысить интерес учащихся к процессу приобретения знаний и к самим приобретаемым знаниям и навыкам. Применение же такой формы как презентация позволяет осуществить смену видов деятельности во время урока и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся во время учебного процесса.