Эпиграф к уроку: «Чтобы переваривать знания, их надо поглощать с аппетитом» (Анатоль Франсуа)
Цели:
- Образовательные:
- обеспечить усвоение темы на уровне знания –
ученик должен знать:
- употребляемые термины: график, абсцисса, ордината, координата, функция
- определение линейной функции, прямой пропорциональности
- понимания – ученик должен понимать:
- как определять положение графика на координатной плоскости
- определять взаимное расположение графиков двух линейных функций
- применения – ученик должен уметь:
- определять, принадлежит ли точка графикуфункции
- строить графики функций
- обеспечить усвоение темы на уровне знания –
ученик должен знать:
- Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга, уважать мнение других, помогать друг другу.
Виды учебной деятельности:
- мыслительный анализ;
- индивидуальная работа;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, РС, учебник, маркерная доска.
Содержание урока
Урок построен на перемещении по карте «Страны линейной функции», с целью добраться до замка знаний. Однако на пути следования путешественника ждут испытания. (Слайд 2)
Задание 1 (время работы ~ 7 мин.)
На экране поле с цифрами (от 1 до 9) (Слайд
3). За каждой цифрой спрятан вопрос. Ученики по
очереди выбирают цифры в хаотичном порядке и
отвечают на выпавший вопрос.
После ответа на все вопросы, мы должны получить
афоризм известного математика. («Мало иметь
хороший ум, надо хорошо его
применять» Р. Декарт)
Вопросы:
- Определение функции
- Определение графика функции
- Определение линейной функции
- Определение прямой пропорциональности
- Понятие зависимой переменной
- Понятие независимой переменной
- Игра в слова:
цираф (цифра)
конидаатро (координата)
нукцияф (функция)
гафкир (график)
котач (точка)
мярпая (прямая)
сасбисца (абсцисса)
- Условие параллельности графиков линейных функций.
- Вид графика линейной функции
Ряд вопросов содержит дополнительные задания.
После ответа на все вопросы на экране появляется портрет Р. Декарта в сопровождении краткой исторической справкой о заслугах ученого в области изучения функции (Слайд 4)
Задание 2 (время работы ~ 5 мин.)
Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения графиков функций.
(К доске выходят два ученика и выполняют задания, а все остальные работают в тетрадях.)
Задание 3 (время работы ~ 5 мин.)
В одной и той же системе координат построить
графики функций.
(Организуется соревнование по рядам.). Задание
выполняется в тетради:
Функция y = – x + 6
Функция y = – x
Функция y = – x – 3
Ответить на вопросы:
– Как расположены графики функций?
– Почему они параллельны?
– Как по отношению к данным прямым расположен
график функции у = 5х?
Задание 4 (работа устно) (время работы ~ 7 мин.)
Не выполняя построения, выясните, проходит ли график функции, заданной формулой у = 2х – 1 , через точку:
А (2; 5) (нет)
В (10; 19) (да)
С (0,4; – 0,2) (да)
Задание 5 («Стихотворная» минутка. Время работы ~ 1 мин.)
Ее роль всегда прекрасна,
Пусть она мала…
Но построить много линий
Точка помогла!
Задание 7 (Контроль знаний) (время работы ? 10 мин.)
Нужно нам сейчас узнать:
Знаешь тему ты на «5»?
Ты к работе приступай,
Правильный ответ давай.Только лучше не спеши,
А внимательно пиши.
Время будет 5 минут,
И проверит все твой друг!!!
Учащимся предлагается самостоятельная работа на 5 мин. (Приложение 1)
Во время работы таймер отсчитывает время, окончание работы сопровождается звуковым сигналом. После звукового сигнала учащиеся приступают к самопроверке (обмениваются работами). Подводится итог работы.
Подведение итога урока (время работы ~ 7 мин.)
Подводиться итог изучения линейной функции
и ее значении в окружающем нас мире.
Приводятся примеры использования графиков
линейных функций в…
- физике: графическое представление движения;
- экономике: динамика денежных средств, направленных страховыми организациями на оплату труда ;
- строительстве: зависимость куоличества лестничных пролетов от высоты здания;
- сельском хозяйстве: расход посевов озимой пшеницы при норме высевов;
- астрономии: расширение крабовидной туманности;
- психологии: время сна для нормального развития ребенка;
- криминологии: зависимость длины горящей свечи от времени горения ;
- анатомии: идеальный вес человека;
- быту: зависимость длины волос от времени.
Задание на дом с комментарием учителя (время ~ 2 мин.)
№ 340(г,д)
№ 383 б
№ 380
повторение № 350