Урок химии по теме "Белки: состав, строение, свойства". 11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Обучающая: сформировать целостное представление о биополимерах – белках на основе интеграции курсов химии и биологии.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к предметам, умение логически рассуждать, применять знания на практике.
  • Воспитывающая: развивать навыки совместной деятельности, формировать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный штатив, оборудование для лаб опытов: пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфата меди, концентрированная азотная кислота, несколько видов тканей, мясной фарш, вода, пипетки.

Источники информации: учебник «Химия-11», Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева,   видеокассета: «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Тема 5.», электронное пособие «Виртуальная лаборатория», электронное пособие «1С Биология», презентация Power Point.

ХОД УРОКА

1. Активизация внимания

Учитель начинает урок со стихотворения С.Я.Надсона (слайды 1-10) под музыкальное сопровождение:

Меняя каждый миг
Свой облик прихотливый,
Капризна как дитя
И призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь
В тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным...

2. Создание проблемной ситуации

– Посмотрите, как многолика и многообразна жизнь. Но очень часто люди не берегут свою жизнь, употребляя алкоголь, наркотики. На что же действуют эти вещества? Что такое жизнь?

Рассуждения учащихся.

Учитель: Современная наука представляет процесс жизни следующим образом:
«Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами».
Сегодня мы рассмотрим белки с биологической и химической точек зрения. (слайд 11).
Тема нашего урока «Белки: состав, строение, свойства» (слайд 12).

Учащиеся формулируют цели урока (слайд 13).

3. Объяснение материала учителем с опорой на знания учащихся по следующему плану:

А) состав и строение белков;
Структуры: первичная, вторичная, третичная, четвертичная (слайды 14,15, 16).
Б) Биологические функции белков: строительная, транспортная, регуляторная, сократительная, ферментативная (слайд 17)
В) физические свойства белков
Г) Химические свойства белков:
Денатурация, цветные реакции (слайды  18, 19, 20, 21).

Просмотр фрагмента видеофильма. (Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 5. Тема 10. )

По ходу урока учащиеся заполняют опорные схемы  заданной структуры (ОСЗС) (Приложение 1).

4. Сообщение учащихся «Применение цветных реакций в биохимии»

5. Выполнение учащимися лабораторной работы

Класс делится на две группы. Первая группа выполняет задание в компьютерном варианте (Учебное электронное пособие «Виртуальная лаборатория». Раздел «Свойства органических соединений», Амины. Белки. Лаб. Опыты №2, 3, 4) , вторая – выполняет химический эксперимент (обнаружение белков в мясном бульоне и определение натуральной шерсти).

Обсуждение полученных результатов, выявление причин возможного несоответствия результатов групп.

Обсуждение вопроса о возможности применения полученных знаний в повседневной жизни (слайд 22):

– определение качества продуктов (мясо, молоко, колбаса);
– медицина (выявление возбудителей различных болезней, н.п., дифтерии, малярии, гепатита);
– здоровье (вредные производства, н.п., аккумуляторный завод, завод пластмасс в городе Тюмени.

6. Формулирование учащимися выводов по уроку

Сравнение заполненной учащимися ОСЗС с предложенным в презентации опорным конспектом (слайд 23).

7. Контроль знаний в тестовой форме (дифференцированный):

– бумажный вариант – Приложение 2,
– электронный вариант: электронное пособие «Виртуальная лаборатория». Раздел «Свойства органических соединений. Амины. Белки».

С результатами тестирования учащиеся знакомятся сразу после выполнения задания (слайд 24).

8. Домашнее задание: параграф 40.4 (учебник),

Творческое задание (по желанию): ответить на вопросы:
– Какие вредные производства находятся на территории города Тюмени?
– Какое влияние оказывают они на здоровье человека? (слайд 25).

Применение презентации на этом уроке способствует:

  • актуализации внимания;
  • повышению мотивации у учащихся;
  • более наглядному преподнесению нового материала;
  • возможность возвращаться к необходимой информации несколько раз.

Использование электронного пособия «Виртуальная лаборатория» позволяет:

  • экономить время при проведении эксперимента;
  • обеспечивать сохранность здоровья, т.к. здесь используются агрессивные вещества;
  • успешность протекания данного эксперимента, т.к. существует вероятность того, что результаты не будут соответствовать теоретическим данным при проведении обычных опытов по ряду причин.

Работа с тестами в компьютерном варианте позволяет:

  • ознакомиться с результатами тестирования сразу;
  • выявить ошибки и продумать коррекционную работу на будущее;
  • повысить ответственность за выполнение работы, т.к. при проверке исключается человеческий фактор;
  • подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.