Цели:
- Обучающая: сформировать целостное представление о биополимерах – белках на основе интеграции курсов химии и биологии.
- Развивающая: развивать познавательный интерес к предметам, умение логически рассуждать, применять знания на практике.
- Воспитывающая: развивать навыки совместной деятельности, формировать способность к самооценке.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный штатив, оборудование для лаб опытов: пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфата меди, концентрированная азотная кислота, несколько видов тканей, мясной фарш, вода, пипетки.
Источники информации: учебник «Химия-11», Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева, видеокассета: «Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Тема 5.», электронное пособие «Виртуальная лаборатория», электронное пособие «1С Биология», презентация Power Point.
ХОД УРОКА
1. Активизация внимания
Учитель начинает урок со стихотворения С.Я.Надсона (слайды 1-10) под музыкальное сопровождение:
Меняя каждый миг
Свой облик прихотливый,
Капризна как дитя
И призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь
В тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным...
2. Создание проблемной ситуации
– Посмотрите, как многолика и многообразна жизнь. Но очень часто люди не берегут свою жизнь, употребляя алкоголь, наркотики. На что же действуют эти вещества? Что такое жизнь?
Рассуждения учащихся.
Учитель: Современная наука
представляет процесс жизни следующим образом:
«Жизнь – это переплетение сложнейших химических
процессов взаимодействия белков между собой и
другими веществами».
Сегодня мы рассмотрим белки с биологической и
химической точек зрения. (слайд 11).
Тема нашего урока «Белки: состав, строение,
свойства» (слайд 12).
Учащиеся формулируют цели урока (слайд 13).
3. Объяснение материала учителем с опорой на знания учащихся по следующему плану:
А) состав и строение белков;
Структуры: первичная, вторичная, третичная,
четвертичная (слайды 14,15, 16).
Б) Биологические функции белков: строительная,
транспортная, регуляторная, сократительная,
ферментативная (слайд 17)
В) физические свойства белков
Г) Химические свойства белков:
Денатурация, цветные реакции (слайды 18, 19, 20, 21).
Просмотр фрагмента видеофильма. (Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Часть 5. Тема 10. )
По ходу урока учащиеся заполняют опорные схемы заданной структуры (ОСЗС) (Приложение 1).
4. Сообщение учащихся «Применение цветных реакций в биохимии»
5. Выполнение учащимися лабораторной работы
Класс делится на две группы. Первая группа выполняет задание в компьютерном варианте (Учебное электронное пособие «Виртуальная лаборатория». Раздел «Свойства органических соединений», Амины. Белки. Лаб. Опыты №2, 3, 4) , вторая – выполняет химический эксперимент (обнаружение белков в мясном бульоне и определение натуральной шерсти).
Обсуждение полученных результатов, выявление причин возможного несоответствия результатов групп.
Обсуждение вопроса о возможности применения полученных знаний в повседневной жизни (слайд 22):
– определение качества продуктов (мясо, молоко,
колбаса);
– медицина (выявление возбудителей различных
болезней, н.п., дифтерии, малярии, гепатита);
– здоровье (вредные производства, н.п.,
аккумуляторный завод, завод пластмасс в городе
Тюмени.
6. Формулирование учащимися выводов по уроку
Сравнение заполненной учащимися ОСЗС с предложенным в презентации опорным конспектом (слайд 23).
7. Контроль знаний в тестовой форме (дифференцированный):
– бумажный вариант – Приложение
2,
– электронный вариант: электронное пособие
«Виртуальная лаборатория». Раздел «Свойства
органических соединений. Амины. Белки».
С результатами тестирования учащиеся знакомятся сразу после выполнения задания (слайд 24).
8. Домашнее задание: параграф 40.4 (учебник),
Творческое задание (по желанию): ответить на
вопросы:
– Какие вредные производства находятся на
территории города Тюмени?
– Какое влияние оказывают они на здоровье
человека? (слайд 25).
Применение презентации на этом уроке способствует:
- актуализации внимания;
- повышению мотивации у учащихся;
- более наглядному преподнесению нового материала;
- возможность возвращаться к необходимой информации несколько раз.
Использование электронного пособия «Виртуальная лаборатория» позволяет:
- экономить время при проведении эксперимента;
- обеспечивать сохранность здоровья, т.к. здесь используются агрессивные вещества;
- успешность протекания данного эксперимента, т.к. существует вероятность того, что результаты не будут соответствовать теоретическим данным при проведении обычных опытов по ряду причин.
Работа с тестами в компьютерном варианте позволяет:
- ознакомиться с результатами тестирования сразу;
- выявить ошибки и продумать коррекционную работу на будущее;
- повысить ответственность за выполнение работы, т.к. при проверке исключается человеческий фактор;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.