Сколько волка ни корми, он всё в лес
глядит.
В.И. Даль. Пословицы русского народа
У автора не было на эту тему никаких мыслей. Много лет работал «в лоб», по учебнику. Представлял детям кодирование информации как очередную «техническую» тему. Даже стал забывать о том, что информатика – интегральная наука.
О множественных аспектах встречи информатики и русского языка нам на курсах ПАПО говорил несколько лет назад профессор С.А. Бешенков, который для меня – идеал педагога. Ибо умеет в привычном для ученика показать глубину, тайну. И вот в прошлом году попадается мне на глаза, даже не помню в каком контексте, доклад Г.Д. Колдасова «Русский язык в современном мире» [2]. Пока читал, несколько раз вскрикивал про себя: «Эврика!». Честно говоря, открытия, подобные этому, встречаются мне не чаще одного раза в год – это в лучшем случае.
Так вот, я с удовольствием делюсь находкой не только с учениками, но и с вами, дорогие коллеги. А ценно это или спам, судить вам.
Итак. Информатика и ИКТ. 10 класс. Тема: «Представление информации, языки, кодирование». Начинаем как обычно. Пока всё по учебнику [3]. Представляем язык как знаковую систему представления и передачи информации. Слайдов на этот урок, как впрочем и на всю ступень 10-11 по данному учебнику в ЭОР на school-collection я не нашёл. Чтобы урок прошёл интереснее, постараемся занять не только слуховой, но и зрительный каналы учеников. Презентация нам в помощь. При подготовке презентаций использовался метод логико-графического моделирования, подробно описанный А.П. Егидесом в книге «Лабиринты мышления, или учёными не рождаются» [1]. Этому подходу при работе с текстом у нас в школе был посвящён элективный курс (до модернизации и оптимизации образования).
Рис. 1
Далее даём определение кодирования информации.
Рис. 2
Освещаем кодирование речи с помощью графических элементов.
Рис. 3
Слайд со стандартной схемой передачи информации опускаем, он есть в учебнике. Переворачиваем страницу учебника. Перед нами разворот фактически с одним текстом . Как его лучше подать? Опять здесь на помощь приходит логико-графическое моделирование. Вся оставшаяся часть параграфа у нас уместилась всего на один слайд.
Рис. 4
Пришло время начать непосредственно то, ради чего написана эта статья. Итак, говорим о том, что кодирование можно понимать не только как изменение алфавита для записи сообщения и правил, связанных с этим. Под кодированием можно понимать и использование понятий естественного языка. Понятия, смыслы слов и выражений языка русского народа с его «мощным» алфавитом будут здесь ярчайшим примером.
Открываем подтему: «Кодирование эвристических принципов в пословицах русского языка». Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica – «отыскиваю», «открываю») – отрасль знания, изучающая творческое мышление человека.
Как русский человек сохранял и передавал свои знания, свою мудрость? Конечно же через пословицы и поговорки. Эта область культуры позволяла обеспечить преемственность поколений, возможность детям и внукам понять своих предков, учиться у них. Только дерево с могучими корнями устойчиво к внешним воздействиям. Сейчас же всё чаще, в том числе и среди руководства нашей страны, слышишь, что Россия – молодое государство. Может и так. Но страна – тысячелетняя, с историей великих побед и свершений. Так давайте вместе посмотрим, что же имеется в ввиду в некоторых из тысяч русских пословиц.
Рис. 5
О многом говорят сами понятия нашего языка. «Рассмотрим цепочку близких по значению слов: три – тройка – троица. Они широко используются в большом числе устойчивых языковых сочетаний».
Рис. 6
«Большое число устойчивых сочетаний различных слов с числительным 3 нельзя считать случайным. Ведь недаром три точки опоры определяют плоскость, на три точки опоры мы ставим камеру для обеспечения хорошего качества съемки. Г.Д. Колдасов пишет, что мораль всего этого такова: «Троический принцип ... делает мир целостным... Чтобы быть целостным, надо быть в Троице». Ведь и семья человеческая это тоже союз папы, мамы и деток. А уж самая устойчивая семья – не менее чем с тремя детьми (см. Послание Президента РФ Федеральному собранию 2012 г.).Многие русские сказки говорят об этом. Да и обе мои бабушки вырастили по три ребёнка, несмотря на то, что их отцы погибли в Великую Отечественную войну.
Также необходимо сказать, что успех страны в разных областях жизни непосредственно связан с тем, сохранёны ли в стране богатства естественного, национального языка. Ярчайший пример тому: Япония, Китай, Германия.
Рис. 7.
О русских пословицах. Г.Д. Колдасов изучил 4327 русских пословиц и условно разделил эвристику, содержащуюся в них, на три раздела
Рис. 8
Слайды заголовков разделов мы опускаем. А приведём примеры того, что в разделы входит.
Организационно-эвристические принципы
Рис. 9
Рис. 10
Психофизиологические принципы творчества
Рис. 11
Рис. 12
Принципы научного поиска
Рис. 13
Рис. 14
Я спросил учеников, кто использует, знает (может быть в других понятиях) хотя бы некоторые из приведённых принципов. В ответ получил молчание. Однако это было молчание хорошее, сродни тому, о чём писал Н.С. Гумилёв в «Шестом чувстве»:
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком – скоро ли, Господь? –
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
В качестве домашнего задания помимо параграфа 2 учебника учащимся предлагается привести примеры пословиц русского языка, описывающих представленные выше принципы творческого подхода к жизни, либо сформулировать другие, закодированные во встреченных пословицах.
Возможные источники информации:
- http://dic.academic.ru/contents.nsf/dahl_proverbs/
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/dal/index.php
Из работ учащихся прошлых лет.
Рис. 15
Жаль, что я не знал этого со школьных лет. Иначе бы не расстраивался так …за часы. Чуть не забыл пояснить про эпиграф. Моя предыдущая работа на фестивале «1 Сентября» называлась «Воспитательные возможности уроков информатики». И вот опять в подобном духе.
Источники информации:
1. А. Егидес, Е. Егидес «Лабиринты мышления,
или учёными не рождаются» Москва, «АСТ-пресс», 2006
г.
2. Г. Д. Колдасов «Русский язык в современном
мире» , г. Санкт-Петербург, Александро-Невские
чтения.
3. И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика и
ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов»,
Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2007 г.