В произведениях искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их мудрости и религии.
Гегель.
1. Пояснительная записка
Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.
«На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса. Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, кем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды, - в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и в обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета.» (цит. по: М. Меретукову «Культура и быт адыгов»).
Среди многочисленных ремесел, бытовавших в свое время у адыгов, особой популярностью и спросом пользовались золотошвейные изделия. При шитье использовались золотые и серебряные нити, дорогие ткани. Эти материалы приобретались у турецких купцов, привозились из Византии, Венеции, Генуи, Турции и Крыма, с которыми в средневековье были налажены торговые связи. В Х веке арабский путешественник Масуди записал об адыгах: «…они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом».
Искусство золотого шитья своими корнями уходит в глубину веков и имеет богатую историю. Многочисленные литературные источники и музейные коллекции говорят о том, что золотошвейное искусство было известно в таких государствах древности, как Ассирия, Вавилон, Иран, а также Китай, Индия, Византия. Позднее оно получило распространение в государствах Западной Европы, Турции, Афганистане, Средней Азии.
Адыгское народное декоративно-прикладное искусство весьма самобытно. Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древнейших времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами, что, естественно оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но это заимствование не было механическим: чужеродные элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов.
Адыгское народное декоративно-прикладное искусство в свою очередь оказало на народное искусство других народов. По данным Е. Шилинга и С.А.Токарева, традиции адыгского золотошвейного искусства проникли в русское. Е.М. Шиллинг писал, что: «…с усилением в ХVI в. Сношений Московского государства с Кавказом и , в первую очередь, с Кабардой (Иван Грозный, как известно, был женат на кабардинской княжне), занесенная к нам традиция кабардинской золотошвейной техники послужила известным толчком для усвоения приемов и дальнейшего роста такого мастерства у русских, правда, и до того бытовавшего тут, но не в такой степени».
О высоком уровне золотошвейного искусства адыгов писали многие ученые. Шиллинг Е.М. отмечал в своих трудах, что на Северном Кавказе нет золотошвейных изделий, стоящих по качеству выше адыгских.
Несмотря на древность адыгского золотошвейного искусства, почти все сохранившиеся произведения исследователи относят к ХIХ – началу ХХ веков. Главные причины этому – недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту.
Адыгские женщины расшивали серебром и золотом одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, седла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано. Адыги считали, что молодой девушке это занятие прививало уважение к труду, эстетический вкус, скромность и сдержанность в выражении чувств.
Было несколько видов техники шитья: в прикреп, гладь, плетение басонных изделий, тканье галуна. Отличительной чертой адыгского золотого шитья было особое сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями, которые в ансамбле создавали свой неповторимый стиль.
Изготовление галуна на дощечках считается одним из наиболее древних видов ткачества на территории Европы. В женской одежде галуном богато украшали шапочки и выделяли швы на одежде, что подчеркивало фигуру. Еще одним видом работы мастериц было плетение басонных изделий – тесьмы, шариков, кистей, кружев.
Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться традиционными нарядами и украшениями. Каждый человек стремиться выразить себя, через изготовление необходимых ему в жизни предметов.
В течении многих лет по разным причинам не уделялось должного внимания сохранению и возрождению этого прекрасного ремесла. Уже в20-х годах ХХ века золотошвейное ремесло было утеряно адыгами - шапсугами.
Давно назрела необходимость возрождения традиций адыгского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки, которая являлась неотъемлемой частью украшения женского национального костюма и предметов домашнего обихода(кисеты, футляры для ножниц, часов и т.д.)
Проблема возрождения адыгского прикладного искусства требует активизации художественно – краеведческой работы в национальных школах, создания различных кружков народного творчества, широкой пропаганды национальной культуры на уроках и во внеклассной работе.
Поэтому и возникла идея приобщить учащихся нашей школы к традиционным народным ремеслам.
Цель: Возрождение утраченных традиций золотошвейного искусства, развивать интерес к истории народа и ремеслам, развитие эстетического творчества, сформировать у воспитанников обширное представление о женском рукоделии, о декоративно-прикладном искусстве, развивать творческие способности воспитанников посредством изготовления изделий практического характера своими руками, воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Задачи:
- Воспитание у детей интереса к народной вышивке, уважения к художественным традициям;
- Воспитать трудолюбие, умение правильно организовать свое рабочее место, выработать терпение и усидчивость при выполнении учебных заданий;
- Привитие юным мастерицам необходимых трудовых умений и навыков в искусстве вышивания;
- Развитие у учащихся эстетического восприятия произведений народного искусства, творческое воображение, обогатить их духовную культуру средствами декоративного искусства;
- Изучение произведений адыгского декоративно-прикладного искусства, находящихся в музеях и частных коллекциях.
Занятия групповые. Возраст детей обучающихся в объединении 10-16 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов за 1 год обучения – 144, за 2 год обучения – 144, за 3 год обучения – 144. Общее количество часов за 3 года – 432.
Программа творческого объединения «Сэтэнай» включает в себя:
- Историю возникновения и развития рукоделий;
- Изучение основы дизайна и художественного оформления изделий;
- Способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
- Изучение технологий выполнения швов;
- Умение оценить качество изделия;
- Умение организовать труд и самостоятельную работу;
- Приобретение навыков работы с тканью, шнуром и различной фурнитурой.
- Формы проведения занятий – теоретические, практические, экскурсии, проектная деятельность.
Большая часть учебного времени отводится на практические занятия по овладению технологией золотошвейного ремесла, остальные часы программы используются для проведения бесед, инструктажа, экскурсий.
Основными методами теоретических занятий объединения являются: беседа, рассказ, обзорная лекция во время экскурсии в музей и на природу.
На всех практикумах проводятся беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), которые способствуют восприятию процесса художественно-творческой деятельности, формированию рациональных приемов выполнения работ.
В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных техниках плетения, вышивки, шитьем с учетом традиций и современных технологий. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Весь процесс обучения в объединении должен быть творческим, исследовательским с воспитательной направленностью, а создаваемые воспитанниками изделия – иметь яркий национальный колорит, известную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям народного художественного ремесла.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей детей, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Ожидаемые результаты:
Кконцу обучения дети:
Знают:
- Корни развития происхождения орнамента и его разновидности;
- Виды и технологию золотого шитья;
- Роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно – прикладного искусства;
- Основные сведения о вышивальном производстве;
- Основные сведения о плетении галунов, шнуров, тесьмы и др.;
- Традиции и новейшие технологии обработки различных материалов;
- Основы композиции, орнамента, дизайна – как современного способа мышления при создании новых мышлений;
- Требования к выбору профессии.
Имеют навыки:
- Выполнения разработки несложных рисунков, орнаментов;
- Выполнения основных технологических операций и осуществление подбора материалов, инструментов и приспособлений;
- Выполнения изделия по эскизу в различных техниках рукоделия;
- Разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;
- Шитья не сложных изделий, используемых в домашнем обиходе и аксессуаров;
- Организовывать свое рабочее место, выполнять все рабочие операции по правилам техники безопасности, избирать рациональные приемы работы.
Курс предполагает различные формы организации занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Предполагаемые результаты:
- Создание положительной мотивации к учению
- Развитие познавательного интереса и творческих способностей
- Развитие коммуникативных навыков.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо: хорошо освещенный кабинет; наглядные пособия; раздаточный материал; ИКТ; ткань, пяльцы, нитки для шитья и для плетения, шило, иглы, ножницы, клей, т.е. все что необходимо для рукоделия.
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методические рекомендации
В данной образовательной программе используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; метод проекта.
Уровни обученности:
Репродуктивный – обучающиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства адыгов, со способами и видами плетения, вышивания (золотое шитье и гладь), изготовления национальной одежды и аксессуаров.
Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой вышивания, плетения, построения орнаментов, выкроек аксессуаров, одежды и ее элементов. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.
Новаторство – обучающиеся выполняют изделия самостоятельно по образцам, но с консультацией учителя по необходимости.
Режим проведения занятий – традиционный.
Основной формой занятий является индивидуальное и групповое занятия.
5. Методы и формы контроля
Вид контроля | Что контролируем | Формы контроля |
Текущий контроль | Теоретические знания по истории и характеру орнамента. | Сообщения, доклады, школьная конференция. |
Тематический контроль | Практические навыки. | Творческие проекты, выставки. |
Итоговый контроль | Знание техник золотого шитья в готовых изделиях. | Итоговая выставка |
6. Список литературы
Для воспитанников:
- Азаматова М.З. Адыгейский народный орнамент. Майкоп, 1960.
Для педагогов:
- Азаматова М.З. Адыгейский народный орнамент. Майкоп, 1960.
- А.М. Ланин. Программа кружка золотошвейного искусства.
- А. Кузнецов. Клинок на ковре, 2009.
- Золотое шитье адыгов. Министерство культуры республики Адыгея. Майкоп, 1998.
- Куек М.Г. Художественный метал адыгов. Майкоп, 2007.
- Кишев А.С. Народные художественные промыслы. Нальчик, 2001.
- Наков Ф. Тхыпхъэ: Адыгская( черкесская) знаковая система. Нальчик, 2010.
- Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.М, «Наука», 1989.
- Сообцокова Н. Адыги-черкесы: люди, нравы, обычаи и традиции. Краснодар, 2010.
- Шиллинг Е.М. Адыгейские национальные узоры. «Искусство», №3, 1940.
- Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. – СП, 1992.
- Т. Д. Равдоникас. Очерки истории одежды населения Северо-Западного Кавказа.
- Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
- Н.К. Теучеж. Золотошвейное искусство адыгов. М.: 2005.