Программа кружка по золотошвейному искусству адыгов "Сэтэнай"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


В произведениях искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом  для понимания их мудрости и религии.
Гегель.

1. Пояснительная записка

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

«На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса. Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, кем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды, - в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и в обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета.» (цит. по: М. Меретукову «Культура и быт адыгов»).

Среди многочисленных ремесел, бытовавших в свое время у адыгов, особой популярностью и спросом пользовались золотошвейные изделия. При шитье использовались золотые и серебряные нити, дорогие ткани. Эти материалы приобретались у турецких купцов, привозились из Византии, Венеции, Генуи, Турции и Крыма, с которыми в средневековье были налажены торговые связи. В Х веке арабский путешественник Масуди записал об адыгах: «…они носят  белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом».

Искусство золотого шитья своими корнями уходит в глубину веков и имеет богатую историю. Многочисленные литературные источники и музейные коллекции говорят о том, что золотошвейное искусство было  известно в таких государствах древности, как Ассирия, Вавилон, Иран, а также Китай, Индия, Византия. Позднее оно получило распространение в государствах Западной Европы, Турции, Афганистане, Средней Азии.

Адыгское народное декоративно-прикладное искусство весьма самобытно. Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древнейших времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами, что, естественно оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но это заимствование не было механическим: чужеродные элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов.

Адыгское народное декоративно-прикладное искусство в свою очередь оказало на народное искусство других народов. По данным Е. Шилинга и С.А.Токарева, традиции адыгского золотошвейного искусства проникли в русское. Е.М. Шиллинг писал, что: «…с усилением в ХVI в. Сношений Московского государства с Кавказом и , в первую очередь, с Кабардой (Иван Грозный, как известно, был женат на кабардинской княжне), занесенная к нам традиция кабардинской золотошвейной техники послужила известным толчком для усвоения приемов и дальнейшего роста такого мастерства у русских, правда, и до того бытовавшего тут, но не в такой степени».

О высоком уровне золотошвейного искусства адыгов писали многие ученые. Шиллинг Е.М.  отмечал в своих трудах, что на Северном Кавказе нет золотошвейных изделий, стоящих по качеству выше адыгских.

Несмотря на древность адыгского золотошвейного искусства, почти все сохранившиеся произведения исследователи относят к ХIХ – началу ХХ веков. Главные причины этому – недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту.

Адыгские женщины расшивали серебром и золотом одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, седла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано. Адыги считали, что молодой девушке это занятие прививало уважение к труду, эстетический вкус, скромность и сдержанность в выражении чувств.

Было несколько видов техники шитья: в прикреп, гладь, плетение басонных изделий, тканье галуна. Отличительной чертой адыгского золотого шитья было особое сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями, которые в ансамбле создавали свой неповторимый стиль.

Изготовление галуна на дощечках считается одним из наиболее древних видов ткачества на территории Европы. В женской одежде галуном богато украшали шапочки и выделяли швы на одежде, что подчеркивало фигуру. Еще одним видом работы  мастериц было плетение басонных изделий – тесьмы, шариков, кистей, кружев.

Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться традиционными нарядами и украшениями. Каждый человек стремиться выразить себя, через изготовление необходимых ему в жизни предметов.

В течении многих лет по разным причинам не уделялось должного внимания сохранению и возрождению этого прекрасного ремесла. Уже в20-х годах  ХХ века золотошвейное ремесло было утеряно адыгами - шапсугами.

Давно назрела необходимость возрождения традиций адыгского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки, которая являлась неотъемлемой частью украшения женского национального костюма и предметов домашнего обихода(кисеты, футляры для ножниц, часов и т.д.)

Проблема возрождения адыгского прикладного искусства требует активизации художественно – краеведческой работы в национальных школах, создания различных кружков народного творчества, широкой пропаганды национальной культуры на уроках и во внеклассной работе.

Поэтому и возникла идея приобщить учащихся нашей школы к традиционным народным ремеслам.

Цель:  Возрождение утраченных традиций золотошвейного искусства, развивать интерес к истории народа и ремеслам, развитие эстетического творчества, сформировать у воспитанников обширное представление о женском рукоделии, о декоративно-прикладном искусстве, развивать творческие способности воспитанников посредством изготовления изделий практического характера своими руками, воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Задачи:

  • Воспитание у детей интереса к народной вышивке, уважения к художественным традициям;
  • Воспитать трудолюбие, умение правильно организовать свое рабочее место,  выработать терпение и усидчивость при выполнении учебных заданий;
  • Привитие юным мастерицам необходимых трудовых умений и навыков в искусстве вышивания;
  • Развитие у учащихся эстетического восприятия произведений народного искусства, творческое воображение, обогатить их духовную культуру средствами декоративного искусства;
  • Изучение произведений адыгского декоративно-прикладного искусства, находящихся в музеях и частных коллекциях.

Занятия групповые. Возраст детей обучающихся в объединении 10-16 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов за 1 год обучения – 144, за 2 год обучения  – 144, за 3 год обучения  – 144. Общее количество часов за 3 года – 432.

Программа творческого объединения «Сэтэнай» включает в себя:

  • Историю возникновения и развития рукоделий;
  • Изучение основы дизайна и художественного оформления изделий;
  • Способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
  • Изучение технологий выполнения швов;
  • Умение оценить качество изделия;
  • Умение организовать труд и самостоятельную работу;
  • Приобретение навыков работы с тканью, шнуром и различной фурнитурой.
  • Формы проведения занятий – теоретические, практические, экскурсии, проектная деятельность.

Большая часть учебного времени отводится на практические занятия по овладению технологией золотошвейного ремесла, остальные часы программы используются для проведения бесед, инструктажа, экскурсий.

Основными методами теоретических занятий объединения являются: беседа, рассказ, обзорная лекция во время экскурсии в музей и на природу.

На всех практикумах проводятся беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), которые способствуют восприятию процесса художественно-творческой деятельности, формированию рациональных приемов выполнения работ.

В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных техниках плетения, вышивки, шитьем с учетом традиций и современных технологий. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Весь процесс обучения в объединении должен быть творческим, исследовательским с воспитательной направленностью, а создаваемые воспитанниками  изделия – иметь яркий национальный колорит, известную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям народного художественного ремесла.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей детей, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Ожидаемые результаты:

Кконцу обучения дети:

Знают:

  • Корни развития происхождения орнамента и его разновидности;
  • Виды и технологию золотого шитья;
  • Роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно – прикладного искусства;
  • Основные сведения о вышивальном производстве;
  • Основные сведения о плетении галунов, шнуров, тесьмы и др.;
  • Традиции и новейшие технологии обработки различных материалов;
  • Основы композиции, орнамента, дизайна – как современного способа мышления при создании новых мышлений;
  • Требования к выбору профессии.

Имеют навыки:

  • Выполнения разработки несложных рисунков, орнаментов;
  • Выполнения основных технологических операций и осуществление подбора материалов, инструментов и приспособлений;
  • Выполнения изделия по эскизу в различных техниках рукоделия;
  • Разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;
  • Шитья не сложных изделий, используемых в домашнем обиходе и аксессуаров;
  • Организовывать свое рабочее место, выполнять все рабочие операции по правилам техники безопасности, избирать рациональные приемы работы.

Курс предполагает различные формы организации занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Предполагаемые результаты:

  • Создание положительной мотивации к учению
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо: хорошо освещенный кабинет; наглядные пособия; раздаточный материал; ИКТ; ткань, пяльцы, нитки для шитья и для плетения, шило, иглы, ножницы, клей, т.е. все что необходимо для рукоделия.

2. Учебно-тематический план  

(приложение 1)

 3. Содержание программы

(приложение 2)

4. Методические рекомендации

В данной образовательной программе используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; метод проекта.

Уровни обученности:

Репродуктивный – обучающиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства адыгов, со способами и видами плетения, вышивания (золотое шитье и гладь), изготовления национальной одежды и аксессуаров.

Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой вышивания, плетения, построения орнаментов, выкроек аксессуаров, одежды и ее элементов. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.

Новаторство – обучающиеся выполняют изделия самостоятельно по образцам, но с консультацией учителя по необходимости.

Режим проведения занятий – традиционный.

Основной формой занятий является индивидуальное и групповое занятия.

5. Методы и формы контроля

Вид контроля Что контролируем Формы контроля
Текущий контроль Теоретические знания по истории и характеру орнамента. Сообщения, доклады, школьная конференция.
Тематический контроль Практические навыки. Творческие проекты, выставки.
Итоговый  контроль Знание техник золотого шитья в готовых изделиях. Итоговая выставка

6. Список литературы

Для воспитанников:

  • Азаматова М.З.  Адыгейский народный орнамент. Майкоп, 1960.

Для педагогов:

  • Азаматова М.З.  Адыгейский народный орнамент. Майкоп, 1960.
  • А.М. Ланин. Программа кружка золотошвейного искусства.
  • А. Кузнецов. Клинок на ковре, 2009.
  • Золотое шитье адыгов. Министерство культуры республики Адыгея. Майкоп, 1998.
  • Куек М.Г. Художественный метал адыгов. Майкоп, 2007.
  • Кишев А.С. Народные художественные промыслы. Нальчик, 2001.
  • Наков Ф. Тхыпхъэ: Адыгская( черкесская) знаковая система.  Нальчик, 2010.
  • Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.М, «Наука», 1989.
  • Сообцокова Н. Адыги-черкесы: люди, нравы, обычаи и традиции. Краснодар, 2010.
  • Шиллинг Е.М. Адыгейские национальные узоры. «Искусство», №3, 1940.
  • Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. – СП, 1992.
  • Т. Д. Равдоникас. Очерки истории одежды населения Северо-Западного Кавказа.
  • Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
  • Н.К. Теучеж. Золотошвейное искусство адыгов. М.: 2005.