Задачи урока:
- закрепление правил переноса слов;
- формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;
- развивать мыслительные операции сравнения, анализа.
Ход урока
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Проверьте, все ли у вас готово? Все ли на своих местах?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Чему учились? (Слог. Мы учились делить на слоги и переносить слова.)
- Кто мне скажет, как определить количество слогов в слове? (Сколько гласных столько и слогов.)
- Какие случаи переноса мы успели рассмотреть на прошлом уроке? (Слово БУРАТИНО и слово с мягким знаком МАЛЬВИНА.)
- Что вы теперь можете мне сказать о переносе подобных слов?
- Кто автор сказки, в которой встречаются эти герой и как она называется? ( Алексей Толстой. Приключения Буратино.)
- Как вы думаете, мы все случаи рассмотрели на прошлом уроке?
- Что мы сегодня будем делать? (До конца рассматривать все варианты переноса, закреплять знания.)
- И следующее слово Чиполлино? Что в нём особого замечаем? (Удвоенная согласная).
- Как вы думаете, как мне переносить такое слово?
- Кто автор этой сказки? ( Джанни Родари).
- Работаем далее по такому же принципу со словом Незнайка. (Николай Носов). И Емеля. Русская народная. Есть в обработке Алексея Толстого.
В процессе работы у ребят получается такая табличка , в которую мы допишем еще слова:
Слово | Количество слогов | Способы переноса | Количество способов |
Буратино | 4 | Бу-ратино, бура-тино, бурати-но. | 3 |
Мальвина | 3 | Маль-вина, мальви-на. | 2 |
Чиполлино | 4 | Чи-поллино, Чипол-лино, Чиполли-но. | 3 |
Незнайка | 3 | Не-знайка, незнай-ка. | 2 |
Емеля | 3 | Еме-ля | 1 |
Едва | 2 | 0 | |
Опять | 2 | 0 |
Далее ученик разыгрывает сценку. Автор стихотворения А.А. Шибаев.
Мы изучаем перенос
Вот как слова я перенёс:
Едва- е-два
И получил за это два.
Укол – у-кол
И получил за это кол. Опять – о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
- Как вы думаете, что я получу?
- Как нужно переносить слова?
(Нельзя переносить)
Физминутка:
- В ладоши хлопнуть столько, сколько слогов в слове медведь. (2)
- Топнуть ножками столько, сколько слогов в слове лисица.(3)
- Прыгнуть столько, сколько слогов в слове волчонок.(3)
- Наклониться столько, сколько слогов в слове воронёнок.(4)
- Сделать вращение головой столько, сколько слогов в слове рысь.(1).
- Сейчас объединитесь группками по 4 человека.
- Задание: Сравните второй и четвёртый столбик, что вы можете сказать. Какой вывод сделать?
(1. Количество слогов на один больше, чем количество способов переноса.)
- А почему?
(2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.)
- Какая группа догадается, а какой случай мы не рассмотрели, и следовательно не записали в табличке?
(Слово, состоящее из одного слога.)
- Приведите пример. (Холст- 1 слог и нельзя перенести.)
- А что такое холст? Холст — в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины. В традиционных культурах — конопляная или льняная ткань с полотняным переплетением пряжи.
- Итак, особенности переноса слов узнали. – Постарайтесь составить и записать алгоритм к верному умению переносить слова: (работа в группах)
- Разделите слово на слоги.
- Посмотреть случаи: 1 букву не переносить и не оставлять на строке. Буквы Й, Ь,Ъ никогда не следует отделять от буквы, которая стоит перед ними.
- Перенести слово по слогам.
- Каждая группа представляет свой алгоритм.
- Делаем выводы и обобщения. Выводим на слайде общий алгоритм, на который будем опираться при переносе слов.
- Как контроль дети индивидуально выполняют тест:
- Верно ли поставлен знак переноса:
Ст-ол, му-ки, ма-лина, пена-л, у- рок, ст-риж. - Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить. Ольга - оля, Ирина - Ира, Петр – Петя, Елка – ель.
- Творческое задание:
КЕРА
НИКГА
-Составьте слова и разделите их для переноса.
Рефлексия:
- Какая была цель урока?
- Достигли мы её?
Как доказать? ( Знаем правило.)
- Как открыли новое знание? (Составили план)
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью веселого или грустного смайлика.
Если осталось время, то можно сочинить стишок, используя рифму:
Стишок.
Рифма:
_________________перенос
_____________________ понес.
Я изучил перенос
Пятерку я домой понес. (Правильно будем переносить слова).