Урок русского языка по теме "Перенос слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  • закрепление правил переноса слов;
  • формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;
  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа.

Ход урока

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.

- Проверьте, все ли у вас готово? Все ли на своих местах?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Чему учились? (Слог. Мы учились делить на слоги и переносить слова.)

- Кто мне скажет, как определить количество слогов в слове? (Сколько гласных столько и слогов.)

- Какие случаи переноса мы успели рассмотреть на прошлом уроке? (Слово БУРАТИНО и слово с мягким знаком МАЛЬВИНА.)

- Что вы теперь можете мне сказать о переносе подобных слов?

- Кто автор сказки, в которой встречаются эти герой и как она называется? ( Алексей Толстой. Приключения Буратино.)

- Как вы думаете, мы все случаи рассмотрели на прошлом уроке?

- Что мы сегодня будем делать? (До конца рассматривать все варианты переноса, закреплять знания.)

- И следующее слово Чиполлино? Что в нём особого замечаем? (Удвоенная согласная).

- Как вы думаете, как мне переносить такое слово?

- Кто автор этой сказки? ( Джанни Родари).

- Работаем далее по такому же принципу со словом Незнайка. (Николай Носов). И Емеля. Русская народная. Есть в обработке Алексея Толстого.

В процессе работы у ребят получается такая табличка , в которую мы допишем еще слова:

Слово Количество слогов Способы переноса Количество способов
Буратино 4 Бу-ратино, бура-тино, бурати-но. 3
Мальвина 3 Маль-вина, мальви-на. 2
Чиполлино 4 Чи-поллино, Чипол-лино, Чиполли-но. 3
Незнайка 3 Не-знайка, незнай-ка. 2
Емеля 3 Еме-ля 1
Едва 2   0
Опять 2   0

Далее ученик разыгрывает сценку. Автор стихотворения А.А. Шибаев.

Мы изучаем перенос
Вот как слова я перенёс:
Едва- е-два
И получил за это два.
Укол – у-кол
И получил за это кол. Опять – о-пять,

Теперь, наверно, будет пять?

- Как вы думаете, что я получу?

- Как нужно переносить слова?

(Нельзя переносить)

Физминутка:

  1. В ладоши хлопнуть столько, сколько слогов в слове медведь. (2)
  2. Топнуть ножками столько, сколько слогов в слове лисица.(3)
  3. Прыгнуть столько, сколько слогов в слове волчонок.(3)
  4. Наклониться столько, сколько слогов в слове воронёнок.(4)
  5. Сделать вращение головой столько, сколько слогов в слове рысь.(1).

- Сейчас объединитесь группками по 4 человека.

- Задание: Сравните второй и четвёртый столбик, что вы можете сказать. Какой вывод сделать?

(1. Количество слогов на один больше, чем количество способов переноса.)

- А почему?

(2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.)

- Какая группа догадается, а какой случай мы не рассмотрели, и следовательно не записали в табличке?

(Слово, состоящее из одного слога.)

- Приведите пример. (Холст- 1 слог и нельзя перенести.)

- А что такое холст? Холст — в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины. В традиционных культурах — конопляная или льняная ткань с полотняным переплетением пряжи.

- Итак, особенности переноса слов узнали. – Постарайтесь составить и записать алгоритм к верному умению переносить слова: (работа в группах)

  1. Разделите слово на слоги.
  2. Посмотреть случаи: 1 букву не переносить и не оставлять на строке. Буквы Й, Ь,Ъ никогда не следует отделять от буквы, которая стоит перед ними.
  3. Перенести слово по слогам.

- Каждая группа представляет свой алгоритм.

- Делаем выводы и обобщения. Выводим на слайде общий алгоритм, на который будем опираться при переносе слов.

- Как контроль дети индивидуально выполняют тест:

  1. Верно ли поставлен знак переноса:
    Ст-ол, му-ки, ма-лина, пена-л, у- рок, ст-риж.
  2. Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить. Ольга - оля, Ирина - Ира, Петр – Петя, Елка – ель.
  3. Творческое задание:

КЕРА

НИКГА

-Составьте слова и разделите их для переноса.

Рефлексия:

- Какая была цель урока?

- Достигли мы её?

Как доказать? ( Знаем правило.)

- Как открыли новое знание? (Составили план)

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью веселого или грустного смайлика.

Если осталось время, то можно сочинить стишок, используя рифму:

Стишок.

Рифма:

_________________перенос

_____________________ понес.

Я изучил перенос

Пятерку я домой понес. (Правильно будем переносить слова).