Грани первобытного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Начать формирование теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру первобытного общества у учащихся через групповые формы деятельности на уроке.

Задачи урока

  • Формирование представлений о понятии «первобытная культура».
  • Расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
  • Познакомить учащихся со спецификой текстов культуры первобытного общества, через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой.
  • Научить работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства.
  • Учить участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения.

Оборудование:

  • карточки с изображением тотемных животных (бизона, оленя, мамонта, быка);
  • многогранники по количеству групп;
  • карточки формата А3 с изображением контуров тотемных животных – 10 штук, изображения могут повторяться;
  • мелки, по количеству столов;
  • карандашный клей, по количеству столов;
  • конверты с изображением силуэтов тотемных животных, по количеству столов.

Ход урока

I

– Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами разделимся на племенные группы, для этого каждый из вас получил (вытащил) карточку с изображением животного и займет место в соответствии с изображением этого животного на столе.

/На столе выставлена карточка с изображением тотемного животного и многогранники, а на доске выведен слайд с темой урока./ Презентация

– Тему сегодняшнего урока вы видите на экране.

II

– Вас объединили животные, являющиеся тотемами вашего племени.

III

– Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая шевелится,
И кровь глотает раненный бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
(«Первые рисунки» В. Берестов)

/Чтение стихотворения сопровождается иллюстративным рядом: слайды № 2-10/

IV

Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир пещер. /Изображение слайда 11 – вход в пещеру/

– На стенах нашей пещеры изображены животные. Два – три человека от племени подходят к понравившимся животным и, используя мелки, лежащие на столе, его раскрашивают. / Все изображения размещены на стенах на разной высоте и с разной степенью доступности/

– Оставшиеся соплеменники из предлагаемых изображений в конвертах составляют коллаж первобытных сцен / на столах в конвертах лежат вырезанные силуэты животных, из которых на листах формата А3 учащиеся составляют «пещерные рисунки»/

– Вы работаете в течении 5 минут.

– Время вашего задания вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

а) – Сначала нам объяснят свои наскальные рисунки участники - художники, которые занимались раскрашиванием животных.

– Передайте ощущения, которые у вас возникли во время работы?

– Что вы чувствовали?

– Скажите, почему вы выбрали именно эти цвета для изображения животных?

(Первобытный человек использовал естественные цвета, природные, которые он мог получить из сока растений, порошка растертых камней – это коричневый, красноватый, черный. Такие цвета как зеленый и желтый тоже могли присутствовать на рисунках, но со временем они поблекли или совсем исчезли, поэтому до нас дошли только те цвета, которые мы видим.

– Постарайтесь объяснить, почему из всего количества изображений вами были выбраны именно эти.

(Рисунки, расположенные на большой высоте или внизу стены, разукрашивать было сложнее, их выбирали меньше. Ребята могут сделать вывод о том, что первобытный человек обладал хорошими физическими качествами. А также мы можем высказать предположение, что изображение в труднодоступном месте объясняется еще и мистическим значением рисунка. Первобытные люди изображали животных, которые были тотемными животными, к ним относились с боязнью, так как тотем мог либо помочь, либо принести беду.)

б) – Теперь давайте рассмотрим, какие рисунки у нас сделали ребята, составляющие коллаж.

– Опишите сюжет, который у вас получился./Обсуждение каждого рисунка: его сюжет, если есть; объяснение выбора животных и т.д. Учитель наводящими вопросами помогает сформулировать ответы учащимся./

– Что общего между рисунками на стене и вашими работами?

– Вы правы у первобытных людей стали появляться рисунки. И если мы внимательно рассмотрим их, то увидим, что всем рисункам присуща хаотичность расположения изображений и точность в воспроизведении животного.

– Как вы думаете, какой вид искусства стал зарождаться в этот период? (живопись).

V

– Смотря на изображение настенных росписей, мы ими не перестаем восхищаться, насколько четко художник передал красоту тела животного. А как же ими воспринималась красота человеческого тела. / слайд 12/

Перед вами изображения первобытной женщины, или как прозвали их археологии "палеолитические Венеры".

– Скажите на чем в данной скульптуре останавливается ваш взгляд? (бедра, грудь)

– Правильно ли с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?

– Что хотел этим показать первобытный человек? Почему он выделил именно эти части тела? (Женское детородное начало имело для человека в тот исторический этап большое значение: природа была к нему очень сурова, многих ее законов человек не знал, а следовательно, надо было вымолить помощь и заручиться поддержкой у нее. Стали появляться богини плодородия амулеты для привлечения удачи, они имели магическое значение.)

– Можем ли мы сказать, что это портрет какой – либо женщины?

– Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин? (Большинство скульптурок обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва намечены, черт лица нет совсем)

– Что для первобытного человека являлось идеалом красоты?

– Поменялись ли идеалы красоты в наше время, по сравнению с первобытными людьми…

VI

А сейчас мы предлагаем немножко отдохнуть с пользой. Послушайте песню, написанную на стихотворение Усачева о первобытной жизни. /Во время прослушивания идет иллюстративный ряд /слайд 13/

VII

– Перед вами на столах стоят многогранники. Придумайте условные символы к видам искусства, о которых мы успели поговорить, нарисуйте их на дополнительных гранях многогранника и приклейте их к поверхностям многогранника. Вам на эту работу отводится 3 минуты.

– Возьмите в руки многогранники. Сколько граней вы заполнили? Какие виды искусства изображают ваши символы. / Происходит озвучивание каждой группой ваших символов/.

VIII

Выводы:

– На сегодняшнем уроке мы познакомились с некоторыми видами искусства, зародившимися в первобытном обществе: живопись, скульптура, религия и услышали об еще одном виде искусства – архитектуре, с которым мы познакомимся на следующем уроке.