Цель: сформировать понятие Всемирной паутины, web-страницы, web-сайта, браузера, поисковой системы, поискового запроса, круги Эйлера.
Задачи:
Обучающая:
- организовать деятельность учащихся по изучению нового материла;
- обеспечить применение знаний и способов действий в реальной жизни.
Развивающая:
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;
- продолжить развитие культуры речи (умение грамотно, логически выстраивать свои ответы);
- обеспечить развитие умения грамотно пользоваться поисковыми системами.
Воспитывающая:
- закрепить способность следовать нормам поведения.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютеры для выполнения практической работы.
План.
- Организационный момент.
- Новая тема:
- беседа “Что такое Интернет”
- понятие Web-браузера
- понятие поисковой системы
- понятие поискового запроса
- круги Эйлера
- Работа за компьютерами.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Новая тема
1. Беседа “Что такое Интернет”
Слово учителя: Все вы многое знаете об Интернете и его возможностях. Давайте, систематизируем ваши знания. И так…
Вопросы:
1) Почему Интернет называют “глобальной сетью”? (Отв.: т.к. охватывает весь мир, всю планету)
2) Как и почему появился Интернет?
Слово учителя: Интернет появился в конце 50-х годов XX в., в эпоху холодной войны. Министерство обороны США боялось ядерной атаки со стороны России, поэтому исследовательской организации ARPA (Advanced Research Projects Agency – управление перспективных исследований) была поставлена задача: связать военные компьютеры между собой таким образом, чтобы сеть продолжала работать даже в случае ядерной войны. Такая сеть была создана и 29.10.1969 году между двумя первыми узлами созданной сети, находящимися на расстоянии 640 км провели сеанс связи. Удалось передать всего 3 символа “Log”, но это уже был большой шаг.
Вопросы:
- Что значит WWW? (Отв.: всемирная паутина)
- Из чего состоит веб-сайт? (Отв.: из веб-страниц)
- С помощью чего организована связь между веб-страницами и веб-сайтами? (Отв.: с помощью гиперссылок)
- Что можно использовать в качестве гиперссылок? (Отв.: текст, картинка, любое графическое изображение)
- По каким внешним признакам можно понять, что текст/слово является гиперссылкой? (Отв.: по синему цвету и подчеркиванию)
Слово учителя: такую организацию информации называют гипертекстом.
Запись в тетрадь:
Гипертекст – текст, в котором определены связи между несколькими выделенными элементами.
2. Понятие Web-браузера
Вопросы:
1) Что такое Web-браузер?
2) “Какие Web-браузеры вы знаете?
Слово учителя: Web-браузер – это специальная программа, которая позволяет вам просматривать те или иные веб-страницы. Браузер посылает запрос сервера на получение какой-либо информации или данных, интерпретирует все это специальным образом и показывает вам уже знакомую веб-страничку, такую, какой вы всегда привыкли ее видеть. На сегодняшний день вы не найдете ни одного персонального компьютера без интернет-браузера, и это совершенно не зависит от того, подключен он или нет к какой-нибудь сети. В настоящее время интернет обозреватели обосновались не только на ПК, но и на мобильных телефонах.
Интернет браузеры на ПК представляют собой достаточно мощное приложение, которое способно обеспечить вам практически любой вид взаимодействия со всемирной паутиной. Ранее, когда интернет обозреватели еще не имели возможности отображать графическую информацию, разрабатывались и выпускались их текстовые версии. Некоторые такие версии дожили до наших дней и их вполне можно использовать как дополнительные браузеры для специфических задач, например для экономии трафика.
Если говорить о количестве самих веб-обозревателей, то их, на самом деле, великое множество, но выделяют наиболее 5 популярных: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari.
Запись в тетрадь:
Web-браузер – это специальная программа, которая позволяет просматривать веб-страницы.
3. Понятие поисковой системы
Слово учителя: Вам не раз приходилось искать различную информацию в Интернете
Вопрос:
1) Какие поисковые системы вы знаете?
2) Как осуществляется поиск?
Слово учителя: действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины. Для каждого документа составляется его поисковый образ – набор ключевых слов, отражающих содержание этого документа.
При поступлении запроса от пользователя поисковая система на основании имеющейся в ней информации формирует список страниц, соответствующих критериям поиска.
3) Как формируется список найденных документов?
Слово учителя: найденные документы упорядочиваются в зависимости от местоположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста), частоты их появления в тексте и других характеристик. Т.е. в начале списка документы, которые максимально соответствуют вашему запросы, дальше по списку наименее соответствующие.
4. Понятие поискового запроса
1) Слово учителя: приступая к поиску, мы вводим одно или несколько ключевых слов. Если найдено слишком много страниц, то можно добавить еще одно ключевое слово и повторить поиск.
Например (демонстрация на проекторе)
Запрос | Результат поиска (кол-во документов в списке) |
Вычислительная техника | 6 760 000 |
Вычислительная техника XX век | 262 000 |
Слово учителя: в Яндексе есть специальная функция поиска среди найденного.
Демонстрация функции на проекторе
Также можно вводить поисковый запрос с использованием логических связок: И, ИЛИ, НЕ
№ п/п | Логическая связка | Пример поискового запроса | Комментарий |
1 | & - логическое “И” | канарейки & щеглы | Поиск по всем словам |
2 | | - логическое “ИЛИ” | канарейки | щеглы | Поиск по любому из слов |
3 | - - логическое “НЕ” | - канарейки & щеглы | Будут отображены все страницы, где упоминаются щеглы, но при этом не упоминаются канарейки |
- (канарейки | щеглы) | Будут отображены все страницы, где не упоминаются щеглы, а так же те, где не упоминаются канарейки |
Продемонстрировать результаты с использованием связок на проекторе.
Слово учителя: Есть два поисковых запроса: “Информатика & психология” и “Информатика | психология”. В каком случае документов в списке будет больше?
Учитель проверяет на ПК
Запрос | Результат поиска (кол-во документов в списке) |
Информатика & психология | 7 320 000 |
Информатика | психология | 111 000 000 |
5. Круги Эйлера
Слово учителя: смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью кругов Эйлера.
1 | 2 | 3 | 4 |
Решение задач:
1. Построить круги Эйлера по следующим запросам:
- собаки & кошки
- техника | люди
- техника | люди | будущее
- техника & люди & будущее
2. Расположите номера запросов в порядке убывания количества документов, которые найдет поисковая система по каждому запросу.
Проверить получившийся результат с помощью поисковой системы.
III. Работа за компьютерами и в тетради
Учащиеся самостоятельно с помощью компьютера выполняют задания и сдают тетрадь.
1. Заполнить таблицу результатов поисковых систем по запросу “Всемирная паутина”.
Поисковая система | Первый документ в списке | Кол-во документов | Кол-во картинок |
Rambler | |||
Yandex | |||
2. Представьте результаты выполнения следующих запросов графически с помощью кругов Эйлера. Расположите номера запросов в порядке убывания количества документов, которые найдет поисковая система по каждому запросу.
1) чемпионы | (бег & плавание)
2) чемпионы & плавание
3) чемпионы |бег |плавание
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
§ 1.6, в рабочей тетради стр.28, №68-70.